Диагностика аутизма у ребенка: как проходит обследование у специалистов




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

09.11.2025
10 мин.

Подозрения на расстройство аутистического спектра (РАС) у ребенка могут вызывать у родителей тревогу и множество вопросов. Важно понимать, что ранняя и точная диагностика расстройства аутистического спектра — это ключ к своевременной поддержке и разработке индивидуального плана помощи, который значительно улучшает перспективы развития ребенка. Процесс обследования является комплексным и требует участия нескольких специалистов, целью которых является не только подтверждение или исключение диагноза, но и всесторонняя оценка особенностей развития малыша. В этой статье вы найдете подробный план действий и узнаете, как проходит обследование, какие специалисты участвуют в процессе и какие методы используются для постановки диагноза.

Первые шаги: куда обращаться при подозрении на расстройство аутистического спектра у ребенка

Когда родители замечают особенности в развитии ребенка, которые вызывают беспокойство, естественным становится вопрос: к кому обратиться в первую очередь? Начальный этап обследования обычно начинается с педиатра – врача, который наблюдает за развитием ребенка с рождения. Педиатр является первым звеном в цепочке диагностики и может оценить соответствие развития ребенка возрастным нормам, а также при необходимости направить к узким специалистам. Важно подготовиться к визиту к педиатру или другому специалисту, собрав все свои наблюдения. Запишите все тревожные симптомы, особенности поведения, взаимодействия и коммуникации, которые вы заметили. Отметьте, когда эти особенности впервые проявились, как часто они возникают и при каких обстоятельствах. Видеозаписи, сделанные дома, также могут быть очень полезны, так как они позволяют специалистам увидеть ребенка в привычной для него обстановке, где его поведение может быть более естественным. Не стоит откладывать обращение, так как чем раньше будет начато обследование, тем быстрее ребенок сможет получить необходимую помощь.

Комплексная оценка: состав специалистов и их роль в диагностике расстройства аутистического спектра

Диагностика расстройства аутистического спектра — это сложный и многогранный процесс, который требует участия целой команды специалистов. Каждый из них вносит свой вклад в общую картину, позволяя получить максимально полную и объективную оценку состояния ребенка. Такой междисциплинарный подход помогает исключить другие заболевания со схожими симптомами и поставить наиболее точный диагноз. Основные специалисты, участвующие в диагностическом процессе, и их функции:
Специалист Роль в диагностике расстройства аутистического спектра Почему это важно
Детский психиатр Проводит клиническое интервью с родителями и наблюдение за ребенком, оценивает его поведение и развитие согласно диагностическим критериям (МКБ-10/11, DSM-5). Выносит окончательное диагностическое заключение. Является ключевым специалистом для постановки диагноза РАС, поскольку обладает специфическими знаниями о психическом развитии и его нарушениях.
Детский невролог Исключает неврологические заболевания, которые могут проявляться схожими симптомами или быть сопутствующими при расстройстве аутистического спектра. Оценивает моторное развитие, рефлексы, координацию. Помогает исключить или подтвердить наличие сопутствующих неврологических нарушений, которые могут влиять на поведение и развитие.
Клинический психолог Оценивает когнитивное развитие, уровень интеллекта, особенности эмоциональной сферы и социального взаимодействия с помощью стандартизированных тестов и наблюдения. Помогает выявить специфические паттерны мышления, обучения и эмоционального реагирования, характерные для аутистического спектра.
Логопед-дефектолог Оценивает уровень развития речи, коммуникативные навыки, понимание обращенной речи и способы невербального общения. Расстройства коммуникации и речи являются одними из ключевых признаков расстройства аутистического спектра, и детальная оценка этих аспектов крайне важна.
Сурдолог (аудиолог) Проводит обследование слуха, чтобы исключить или подтвердить нарушения слуха, которые могут влиять на развитие речи и коммуникации, имитируя признаки расстройства аутистического спектра. Нарушения слуха могут значительно влиять на развитие речи и социального взаимодействия, и их исключение – обязательный этап.
Генетик Может быть рекомендован для выявления генетических синдромов, ассоциированных с расстройством аутистического спектра, особенно при наличии сопутствующих физических аномалий или задержки умственного развития. В некоторых случаях расстройство аутистического спектра связано с генетическими причинами, и их выявление важно для понимания природы расстройства и планирования семьи.
Такой комплексный подход позволяет не только поставить диагноз расстройства аутистического спектра, но и определить индивидуальные особенности ребенка, его сильные стороны и зоны развития, что является основой для дальнейшей коррекционной работы.

Основные методы и шкалы, используемые при диагностике расстройства аутистического спектра

Для объективной и точной диагностики расстройства аутистического спектра специалисты используют стандартизированные методы и шкалы, которые позволяют оценить специфические паттерны поведения, социального взаимодействия и коммуникации. Эти инструменты помогают выявить особенности, характерные именно для расстройства аутистического спектра, и отграничить его от других нарушений развития. К основным диагностическим инструментам относятся:
  • Клиническое наблюдение. Это основной и самый важный метод. Специалист наблюдает за поведением ребенка в различных ситуациях – во время игры, общения с родителями и со специалистом. Оцениваются качество зрительного контакта, реакции на обращенную речь, способы выражения эмоций, наличие стереотипных движений или повторяющихся действий, характер игры. Это позволяет увидеть ребенка в динамике и оценить, как он взаимодействует с окружающим миром.
  • Сбор анамнеза (истории развития). Родители подробно рассказывают о беременности, родах, раннем развитии ребенка, появлении первых слов, освоении навыков, особенностях поведения и реакции на различные ситуации. Это помогает специалистам понять динамику развития ребенка и выявить ранние признаки расстройства аутистического спектра.
  • Аутистическая диагностическая шкала наблюдения, второе издание (ADOS-2) — «Расписание диагностического наблюдения при аутизме», второе издание. Это полуструктурированное, стандартизированное наблюдение, которое проводится обученным специалистом. ADOS-2 состоит из модулей, подобранных под возраст и речевой уровень ребенка. Во время проведения ADOS-2 специалист предлагает ребенку различные задания и игры, специально разработанные для выявления социальных, коммуникативных и поведенческих особенностей, характерных для расстройства аутистического спектра. Это один из «золотых стандартов» диагностики расстройства аутистического спектра.
  • Диагностическое интервью для аутизма, пересмотренное (ADI-R) — «Пересмотренное диагностическое интервью для аутизма». Это подробное стандартизированное интервью с родителями, которое фокусируется на трех основных областях, характерных для расстройства аутистического спектра: взаимном социальном взаимодействии, коммуникации и повторяющихся, ограниченных паттернах поведения. ADI-R охватывает всю историю развития ребенка, предоставляя важную информацию для диагностики.
  • Модифицированный контрольный список на аутизм у малышей, пересмотренный с последующим интервью (M-CHAT-R/F) — «Модифицированный контрольный список на аутизм у малышей, пересмотренный с последующим наблюдением». Это скрининговый инструмент для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Он заполняется родителями и состоит из 20 вопросов о поведении ребенка. При выявлении определенных рисковых признаков проводится дополнительное интервью для уточнения информации. M-CHAT-R/F используется для раннего выявления признаков РАС, но не является диагностическим инструментом.
  • Шкала оценки детского аутизма (CARS) — «Шкала оценки аутизма в детстве». Эта шкала используется для оценки степени выраженности симптомов расстройства аутистического спектра у детей. Она позволяет оценить поведение ребенка по 15 пунктам, таким как адаптация к изменениям, эмоциональные реакции, слуховое и зрительное внимание, что помогает определить степень тяжести расстройства.
Процедуры обследования, как правило, неинвазивны и безболезненны. Основная часть диагностики включает наблюдение за игрой, интерактивные задания и беседы. Специалисты стараются создать максимально комфортную и дружелюбную атмосферу для ребенка, чтобы он чувствовал себя безопасно и свободно. Родителям важно понимать, что участие в этих тестах не является проверкой их воспитательных навыков, а лишь способом получить объективную информацию о развитии ребенка.

Критерии диагностики расстройств аутистического спектра: на что ориентируются врачи

Постановка диагноза расстройства аутистического спектра основывается на строгих международных критериях, описанных в диагностических руководствах. Эти критерии позволяют стандартизировать процесс диагностики и обеспечить его объективность. Наиболее часто используемые классификации — это Международная классификация болезней (МКБ-10 или более новая МКБ-11) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5). В соответствии с этими руководствами, для постановки диагноза РАС у ребенка должны быть выявлены стойкие нарушения в двух основных областях:
  1. Стойкие нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Эти нарушения проявляются в различных контекстах и не объясняются общей задержкой развития. Они включают:
    • Дефицит социально-эмоциональной взаимности: от отсутствия типичного социального обмена (например, инициирования и поддержания разговора) до неспособности разделить интересы, эмоции или аффекты с другими.
    • Дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия: от плохо интегрированного вербального и невербального общения до аномалий в зрительном контакте и языке тела, или полного отсутствия мимики и жестов.
    • Дефицит в развитии, поддержании и понимании отношений: от трудностей с адаптацией поведения к различным социальным контекстам до трудностей с разделением воображаемой игры или отсутствия интереса к сверстникам.
  2. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или видов деятельности. Эти паттерны должны проявляться как минимум в двух из следующих категорий:
    • Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек в ряд, эхолалия, идиосинкразические фразы).
    • Неизменное следование рутинам, ритуализированное невербальное или вербальное поведение (например, сильный дистресс при малейших изменениях, ритуалы приветствия, жесткое мышление).
    • Высокоограниченные, фиксированные интересы, которые являются аномальными по интенсивности или фокусировке (например, сильная привязанность к необычным предметам, чрезмерный интерес к конкретным темам).
    • Гипер- или гипореактивность на сенсорный ввод или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, кажущееся безразличие к боли/температуре, чрезмерная реакция на определенные звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или трогание предметов, увлечение светом или движением).
Эти симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития, хотя могут стать полностью очевидными лишь тогда, когда социальные требования превышают ограниченные возможности ребенка. Кроме того, симптомы должны вызывать клинически значимое нарушение в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования. Понимание этих критериев помогает родителям лучше понять, на что именно специалисты обращают внимание в процессе диагностики расстройства аутистического спектра.

Особенности диагностики расстройства аутистического спектра в разном возрасте: от раннего детства до школьного возраста

Проявления расстройства аутистического спектра могут значительно меняться с возрастом ребенка, что влияет и на процесс диагностики. Симптомы расстройства аутистического спектра у малышей, дошкольников и школьников имеют свои отличия, и специалисты учитывают эти нюансы при обследовании.

Диагностика в раннем детстве (до 3 лет)

В этом возрасте диагностика расстройства аутистического спектра часто начинается со скрининговых инструментов, таких как M-CHAT-R/F, которые помогают выявить детей из группы риска. Основное внимание уделяется отсутствию или задержке развития социальных и коммуникативных навыков. Признаки, на которые обращают внимание:
  • Отсутствие «указательного жеста» (ребенок не указывает на интересующие его предметы).
  • Отсутствие реакции на имя, особенно в отсутствие других звуков.
  • Сниженный или отсутствующий зрительный контакт.
  • Отсутствие «совместного внимания» (ребенок не смотрит туда же, куда и взрослый, не делится впечатлениями).
  • Отсутствие имитации (не повторяет за взрослыми движения или звуки).
  • Отсутствие эмоционального отклика на эмоции других.
  • Необычные реакции на сенсорные стимулы (например, закрывает уши на обычные звуки, чрезмерно нюхает предметы).
  • Повторяющиеся движения (взмахи руками, раскачивания).
  • Задержка или отсутствие речи.
В раннем возрасте важно своевременно обратить внимание на эти «красные флажки», так как ранняя диагностика расстройства аутистического спектра открывает возможности для максимально эффективного вмешательства.

Диагностика в дошкольном возрасте (3–6 лет)

К дошкольному возрасту симптомы расстройства аутистического спектра становятся более выраженными и легче поддаются наблюдению. Диагностика в этот период часто включает использование стандартизированных инструментов, таких как ADOS-2 и ADI-R, а также более детальную оценку речевых и социальных навыков. Акцент делается на:
  • Ограниченные социальные игры: ребенок может предпочитать играть в одиночестве, не проявляет интереса к сюжетно-ролевым играм со сверстниками.
  • Трудности с пониманием социальных правил и негласных норм.
  • Буквальное понимание речи, трудности с пониманием юмора, метафор.
  • Ограниченные, повторяющиеся интересы, которые могут мешать адаптации в детском саду.
  • Проблемы с регуляцией эмоций, частые вспышки гнева или тревоги.
  • Сохранение или усиление стереотипных движений, ритуалов.

Диагностика в школьном возрасте и подростковом периоде

У детей школьного возраста и подростков симптомы расстройства аутистического спектра могут быть менее очевидными, особенно если они обладают высоким уровнем интеллекта или получили раннюю поддержку. Диагностика часто фокусируется на более тонких аспектах социального взаимодействия, понимании социальных ситуаций, эмпатии и способности к гибкому мышлению. На что обращают внимание специалисты:
  • Трудности с завязыванием и поддержанием дружеских отношений, пониманием «неписаных» социальных правил.
  • Проблемы с пониманием чужих эмоций, мимики, жестов.
  • Может быть повышенная тревожность, депрессивные состояния из-за трудностей в общении.
  • Ограниченные, специфические интересы, которые могут занимать большую часть времени ребенка.
  • Трудности с организацией учебной деятельности, планированием.
  • Нарушения сенсорной обработки могут сохраняться и влиять на повседневную жизнь.
В любом возрасте крайне важно, чтобы диагностический процесс был проведен опытными специалистами, которые хорошо знакомы с проявлениями расстройства аутистического спектра и другими нарушениями развития.

Дифференциальная диагностика расстройства аутистического спектра: исключение других состояний

Дифференциальная диагностика — это процесс, в ходе которого специалисты исключают другие состояния или заболевания, которые могут иметь схожие с расстройством аутистического спектра симптомы. Это крайне важный этап, поскольку многие поведенческие и развитийные особенности, характерные для расстройства аутистического спектра, могут также быть признаками других нарушений. Точное разграничение позволяет назначить наиболее подходящее и эффективное вмешательство. Состояния, которые часто приходится дифференцировать от расстройства аутистического спектра, включают:
  1. Нарушения слуха. Дети с потерей слуха могут иметь задержку речевого развития, трудности с коммуникацией и социальной адаптацией, что может напоминать проявления расстройства аутистического спектра. Именно поэтому проверка слуха является обязательной частью диагностического обследования.
  2. Задержка умственного развития (интеллектуальная недостаточность). Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют сопутствующую интеллектуальную недостаточность. Однако задержка умственного развития сама по себе не обязательно означает расстройство аутистического спектра. Дифференциация проводится путем оценки когнитивных функций и адаптивного поведения, где при расстройстве аутистического спектра, помимо общего отставания в развитии, присутствуют специфические нарушения социальной коммуникации.
  3. Специфические нарушения развития речи и языка (дисфазия). Дети с тяжелыми речевыми нарушениями могут испытывать трудности с коммуникацией, что иногда ошибочно принимается за расстройство аутистического спектра. Однако при специфических речевых нарушениях обычно сохраняется стремление к социальному взаимодействию, взаимный интерес к людям и способность к невербальной коммуникации.
  4. Синдром Ретта. Это редкое генетическое неврологическое расстройство, которое проявляется регрессом в развитии после периода нормального развития, потерей целенаправленных движений рук, стереотипными движениями, а также нарушениями социальной коммуникации. Дифференциальная диагностика основывается на специфических генетических тестах и клинической картине.
  5. Селективный мутизм. Это тревожное расстройство, при котором ребенок способен говорить, но не делает этого в определенных социальных ситуациях. В отличие от расстройства аутистического спектра, дети с селективным мутизмом обычно имеют нормальные социальные навыки в комфортной для них обстановке.
  6. Другие психические расстройства. Например, тревожные расстройства, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) могут иметь схожие симптомы (повторяющиеся действия, трудности с вниманием), но отличаются по основной клинической картине и специфике нарушений.
  7. Неврологические заболевания. Некоторые неврологические состояния, такие как эпилепсия или последствия черепно-мозговых травм, могут влиять на поведение и развитие ребенка, требуя тщательной оценки невролога.
Для исключения этих состояний могут быть назначены дополнительные исследования, такие как:
  • Аудиологические тесты для проверки слуха.
  • Генетические исследования, если есть подозрения на генетические синдромы.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) для исключения эпилептической активности.
  • Нейровизуализация (МРТ головного мозга) при наличии неврологических симптомов.
Важно подчеркнуть, что ни одно из этих медицинских исследований не может напрямую диагностировать расстройство аутистического спектра; они используются для исключения других заболеваний, которые могут имитировать его симптомы или быть сопутствующими.

Подготовка к диагностическому обследованию: советы для родителей

Подготовка к обследованию — важный этап, который поможет сделать процесс более эффективным и менее стрессовым для ребенка и всей семьи. Чем полнее и точнее будет информация, которую вы предоставите специалистам, тем быстрее и точнее будет поставлен диагноз расстройства аутистического спектра. Вот несколько советов, как подготовиться к визиту:
  1. Соберите медицинскую документацию. Подготовьте все имеющиеся медицинские заключения, выписки из истории болезни ребенка, результаты предыдущих обследований (если таковые были), прививочный сертификат. Это поможет специалистам получить полную картину здоровья ребенка.
  2. Подробно опишите свои наблюдения. Заранее запишите все, что вас беспокоит в поведении и развитии ребенка. Включите следующие аспекты:
    • Когда вы впервые заметили тревожные симптомы.
    • Как ребенок общается (использует ли слова, жесты, мимику, зрительный контакт).
    • Как он играет (один, с другими детьми, во что играет).
    • Его реакции на новые ситуации, изменения в рутине.
    • Особенности сна и питания.
    • Любые повторяющиеся движения или необычные интересы.
    • Особенности поведения в социальных ситуациях (например, на детской площадке, в гостях).
    • Как ребенок реагирует на сенсорные стимулы (звуки, свет, прикосновения, запахи, вкус).
    Не бойтесь быть максимально детальными – любая мелочь может оказаться важной.
  3. Используйте видеозаписи. Если есть возможность, сделайте короткие видеозаписи, демонстрирующие типичное поведение ребенка дома, его игры, взаимодействие с членами семьи. Часто в незнакомой обстановке ребенок может вести себя иначе, чем обычно, и видео поможет специалистам получить более полную картину.
  4. Подготовьте ребенка. По возможности, объясните ребенку, куда вы идете и что его ждет, используя простые и понятные слова. Например: «Мы пойдем к тете/дяде, который хочет с тобой поиграть/поговорить». Для маленьких детей можно использовать социальные истории или визуальные расписания.
  5. Возьмите с собой любимые предметы ребенка. Это могут быть любимая игрушка, книга, одеяло или что-то, что поможет ему чувствовать себя комфортно и безопасно в незнакомой обстановке. Также возьмите с собой перекус и воду.
  6. Будьте готовы к тому, что диагностика может занять время. Процесс обследования часто растягивается на несколько визитов к разным специалистам. Будьте терпеливы и открыты для общения.
  7. Не стесняйтесь задавать вопросы. Если вам что-то непонятно или вызывает беспокойство, обязательно спросите специалиста. Важно, чтобы вы полностью понимали каждый этап процесса.
Помните, что специалисты на вашей стороне. Их цель — помочь вашему ребенку, и ваша активная позиция в процессе подготовки и обследования значительно облегчит эту задачу.

Получение заключения и дальнейшие действия

После завершения всех этапов комплексного обследования и анализа полученных данных, команда специалистов соберется для обсуждения результатов. На этом основании будет сформировано диагностическое заключение. Родители получат подробную информацию о состоянии ребенка, подтверждение или исключение диагноза расстройства аутистического спектра. Что ожидать после обследования:
  1. Диагностическое заключение. Вам будет выдано официальное заключение, которое содержит информацию о поставленном диагнозе (например, расстройство аутистического спектра) или его отсутствии, а также описание всех выявленных особенностей развития. В документе будут указаны рекомендации по дальнейшим действиям.
  2. Обсуждение результатов. Специалисты проведут беседу с вами, объяснят значение диагноза расстройства аутистического спектра, ответят на ваши вопросы и дадут рекомендации. Это важный момент для понимания особенностей развития вашего ребенка и формирования дальнейшего плана поддержки.
  3. План индивидуального сопровождения. В случае подтверждения диагноза расстройства аутистического спектра, вам будут предложены рекомендации по разработке индивидуального плана вмешательства. Этот план может включать различные виды терапии: поведенческую терапию (например, АВА-терапия), логопедические занятия, занятия с дефектологом, эрготерапию, поддержку психолога, медикаментозную терапию (при наличии сопутствующих состояний, таких как тревожность или нарушения сна).
  4. Направление к другим специалистам. Возможно, вам будут рекомендованы консультации с другими специалистами или прохождение дополнительных обследований, если в ходе диагностики были выявлены сопутствующие проблемы.
  5. Поддержка и ресурсы. Не стесняйтесь обращаться за информацией о группах поддержки для родителей, образовательных программах и местных ресурсах, которые могут помочь вам и вашему ребенку.
Помните, что получение диагноза расстройства аутистического спектра — это не приговор, а отправная точка для понимания вашего ребенка и организации целенаправленной помощи. Раннее вмешательство и систематическая поддержка позволяют многим детям с расстройством аутистического спектра значительно улучшить свои навыки и качество жизни.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра». Министерство здравоохранения Российской Федерации. Разработаны Союзом охраны психического здоровья. – М., 2020.
  2. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). Американская психиатрическая ассоциация. – Вашингтон, 2013.
  3. Международная классификация болезней, 10-й пересмотр (МКБ-10). Всемирная организация здравоохранения. – Женева, 1992.
  4. Башина В.М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999.
  5. Козловская Г.В., Башина В.М., Вроно Е.М. и др. Диагностика и лечение психических расстройств у детей. Практическое руководство. — М.: Медицинское информационное агентство, 2010.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Плохой ночной сон у ребенка психи

Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...

Ребенок 9 месяцев сидит с поддержкой на прямых напряжённых ногах

Добрый день. Ребенок с диагнозом синдром Дауна 9 месяцев с трудом...

Аутизм

Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.