Понимание особенностей развития вашего ребенка начинается с внимательного наблюдения и грамотной оценки его поведения. Когда речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), важно не просто заметить трудности, но и разобраться в их характере. Определение типа СДВГ у ребенка — это ключевой шаг, который позволяет родителям и специалистам выстроить наиболее эффективную стратегию поддержки и коррекции. Разные проявления этого состояния требуют индивидуального подхода, поэтому так важно уметь различать основные типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, чтобы точно знать, на что обратить внимание при общении со специалистами.
Зачем важно определить тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Точное определение типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности играет центральную роль в разработке индивидуальной стратегии помощи ребенку. Это не просто классификация ради классификации, а практический инструмент для понимания потребностей ребенка, прогнозирования его трудностей в обучении и социализации, а также выбора наиболее подходящих методов коррекции и поддержки.
Знание конкретного типа СДВГ позволяет специалистам (неврологам, психиатрам, психологам, логопедам, педагогам) целенаправленно работать с теми проблемами, которые являются наиболее выраженными для данного ребенка. Например, стратегии, эффективные для ребенка с преимущественно гиперактивным типом, могут оказаться недостаточными для ребенка с преобладанием невнимательности. Родители, в свою очередь, получают четкое понимание, что определенные поведенческие особенности не являются проявлением "плохого характера" или избалованности, а обусловлены нейробиологическими особенностями развития. Это снижает уровень тревоги у родителей, помогает им принимать более информированные решения и выстраивать поддерживающую, а не карательную модель воспитания. Правильное определение типа СДВГ обеспечивает более точную диагностику и последующую эффективную помощь.
Невнимательный тип СДВГ: особенности проявления
Невнимательный тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности характеризуется выраженными трудностями с концентрацией внимания, хотя гиперактивность и импульсивность могут быть минимальными или отсутствовать вовсе. Такие дети часто производят впечатление "витающих в облаках" или "несобранных", но редко бывают шумными или беспокойными, из-за чего их особенности могут долгое время оставаться незамеченными или быть приписаны чертам характера.
Дети с невнимательным типом СДВГ могут испытывать значительные трудности в учебной деятельности, поскольку им сложно сосредоточиться на уроках, выполнять задания до конца и следовать инструкциям. Они часто отвлекаются на внешние раздражители или собственные мысли, теряют вещи, необходимые для выполнения задач, и забывают о своих обязанностях. Нередко такие дети избегают деятельности, требующей длительных умственных усилий, и могут не проявлять видимой реакции на обращение к ним, как будто не слышат, что им говорят.
Для облегчения понимания ключевых проявлений невнимательного типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно выделить следующие характеристики:
| Поведенческие характеристики | Описание |
|---|---|
| Трудности с концентрацией внимания | Ребенок испытывает сложности с удержанием внимания на одном задании или разговоре, легко отвлекается. |
| Частая рассеянность | Часто кажется, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются напрямую, взгляд может быть "пустым". |
| Неспособность доводить дела до конца | Начинает много дел, но редко завершает их, переключаясь с одной задачи на другую. |
| Ошибки по невнимательности | Делает ошибки в школьных заданиях или других видах деятельности из-за недостатка внимания к деталям. |
| Забывчивость в повседневных делах | Забывает о домашних заданиях, поручениях, теряет личные вещи (ключи, телефон, школьные принадлежности). |
| Избегание умственных усилий | Не любит или избегает выполнения задач, требующих длительного умственного напряжения (например, домашние задания). |
| Плохая организация | Трудности с организацией заданий и деятельности, беспорядок на столе или в комнате. |
Гиперактивно-импульсивный тип СДВГ: как распознать
Гиперактивно-импульсивный тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности проявляется избыточной двигательной активностью и трудностями с контролем импульсов, часто при относительно сохранной способности к концентрации внимания, особенно на интересных для ребенка задачах. Эти дети обычно заметны в любой группе из-за своей неугомонности и постоянного движения, что делает их поведение легко распознаваемым.
Дети с гиперактивно-импульсивным типом СДВГ часто не могут усидеть на месте, постоянно вертятся, встают, бегают, прыгают, даже когда этого не требуется. Они могут быть очень разговорчивыми, часто перебивают других, не дослушивая до конца, и вмешиваются в чужие разговоры или игры. Импульсивность проявляется в поспешных решениях, необдуманных действиях без оценки последствий, трудностях с ожиданием своей очереди и неспособности отложить удовлетворение своих желаний. Такое поведение может приводить к конфликтам со сверстниками и трудностям в соблюдении правил.
Для облегчения понимания ключевых проявлений гиперактивно-импульсивного типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно выделить следующие характеристики:
| Поведенческие характеристики | Описание |
|---|---|
| Избыточная двигательная активность | Постоянно вертится, ерзает на стуле, встает, бегает, карабкается в ситуациях, когда это неуместно. |
| Трудности с ожиданием | Не может дождаться своей очереди в играх, разговорах, очередях. |
| Частые перебивания | Вмешивается в разговоры или игры других, часто отвечает, не дослушав вопрос до конца. |
| Импульсивные действия | Совершает необдуманные поступки без предварительной оценки возможных последствий. |
| Чрезмерная разговорчивость | Говорит без умолку, может быть навязчивым в общении. |
| Трудности с соблюдением правил | Сложно следовать инструкциям и правилам в играх или общественной деятельности. |
| Внутреннее беспокойство | Ощущение внутреннего дискомфорта, невозможность расслабиться даже в спокойной обстановке. |
Смешанный тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности: сочетание признаков
Смешанный, или комбинированный, тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности является наиболее распространенной формой и характеризуется наличием выраженных симптомов как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности. Это означает, что ребенок проявляет значительные трудности в обеих областях, что зачастую делает его поведение особенно сложным для понимания и коррекции.
Дети со смешанным типом СДВГ могут быть одновременно невнимательными на уроках, легко отвлекаться и терять свои вещи, а также демонстрировать избыточную двигательную активность, импульсивность в поведении и трудности с ожиданием. Их трудности затрагивают практически все сферы жизни: обучение, социальное взаимодействие, выполнение повседневных обязанностей и эмоциональную регуляцию. Именно эта комбинация симптомов требует наиболее комплексного и многостороннего подхода к диагностике и последующей помощи, поскольку необходимо учитывать и работать с проявлениями обоих типов СДВГ.
Для более полного представления о смешанном типе синдрома дефицита внимания и гиперактивности рассмотрим основные сочетания признаков:
| Категория симптомов | Проявления |
|---|---|
| Невнимательность |
|
| Гиперактивность/Импульсивность |
|
Что делать после определения типа СДВГ: первые шаги
Определение типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности на основе родительских наблюдений — это лишь первый, но очень важный шаг на пути к пониманию потребностей ребенка. Самостоятельное наблюдение позволяет собрать ценную информацию, которую в дальнейшем можно предоставить специалистам.
Важно понимать, что это не является окончательным диагнозом, а скорее руководством к действию. Следующим и самым главным шагом должна стать консультация с профильными специалистами, которые проведут всестороннюю диагностику и подтвердят или уточнят тип СДВГ. В зависимости от проявлений, вам следует обратиться к детскому неврологу, психиатру, клиническому психологу или дефектологу. Эти специалисты используют стандартизированные тесты, шкалы оценки и клинические интервью для комплексной оценки состояния ребенка. Они не только смогут установить точный диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но и исключить другие состояния, которые могут имитировать симптомы СДВГ. После подтверждения диагноза будет разработан индивидуальный план поддержки, который может включать медикаментозную терапию, поведенческую терапию, занятия с психологом, логопедом или коррекционным педагогом, а также рекомендации для родителей и учителей по созданию оптимальной обучающей среды. Ваша роль как родителя заключается в активном участии в этом процессе: ведении дневника наблюдений, открытом диалоге со специалистами и последовательном выполнении их рекомендаций.
Список литературы
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). American Psychiatric Association, 2013.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Всемирная организация здравоохранения, 1999.
- Клинические рекомендации. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Союз педиатров России, Ассоциация детских психиатров и психологов. — М., 2017.
- Заваденко Н.Н. Как помочь ребенку с СДВГ. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
- Баркли Р.А. СДВГ. Монография. — М.: Генезис, 2014.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Рот кривит при плаче и улыбке
У новорожденного ребёнка рот кривит(угол рта) справа вниз при...
Результат ЭЭГ
Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ
ЗРР 6 лет
Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
