Повышенная двигательная активность у детей часто становится причиной тревоги для родителей. Многие задаются вопросом, является ли неуемная энергия их ребенка признаком нормального развития и темперамента, или же это тревожный сигнал, указывающий на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Понимание различий между этими состояниями крайне важно, чтобы своевременно оказать поддержку ребенку и избежать ненужного беспокойства. Важно осознавать, что каждый ребенок уникален, но существуют четкие критерии, помогающие определить, когда гиперактивность требует внимания специалиста, а когда она укладывается в рамки возрастных норм.
Когда повышенная активность — это норма: возрастные особенности и темперамент ребенка
Нормальная активность является неотъемлемой частью детского развития, отражая естественное любопытство, стремление к познанию мира и особенности темперамента. Дети обладают огромным запасом энергии, который необходим для физического и умственного роста. Важно понимать, что уровень активности существенно меняется с возрастом и индивидуальными особенностями каждого малыша.
В раннем детстве, особенно до 3–4 лет, высокая двигательная активность является физиологической нормой. Малыши активно исследуют окружающее пространство, бегают, прыгают, лазают. Их внимание еще незрело, и они легко переключаются с одного занятия на другое, редко задерживаясь на чем-то долго. Этот этап необходим для освоения базовых моторных навыков и сенсорного восприятия. По мере взросления, примерно к школьному возрасту, большинство детей приобретают способность к более длительной концентрации внимания и усидчивости. Однако индивидуальные особенности темперамента, такие как холерический или сангвинический, могут проявляться в более высокой энергичности и потребности в движении по сравнению с флегматиками или меланхоликами. Это не патология, а врожденная черта нервной системы.
Для наглядности рассмотрим примерные возрастные нормы активности:
| Возраст ребенка | Нормальные проявления активности | На что обратить внимание |
|---|---|---|
| 1–3 года (ранний возраст) | Постоянное движение, бег, прыжки, лазание. Короткий период концентрации на одной игре (5–10 минут), быстрое переключение между видами деятельности. | Активность целенаправленна (например, достать игрушку). Ребенок может успокоиться на руках у родителя, заинтересоваться новой игрушкой или книгой. |
| 3–5 лет (дошкольный возраст) | Высокая энергия, потребность в активных играх на улице. Может сконцентрироваться на интересном занятии 15–20 минут. Любит ролевые игры. | Способен следовать простым инструкциям, участвовать в групповых играх, соблюдать правила (пусть и с напоминаниями). Активность снижается в спокойной обстановке. |
| 6–7 лет (младший школьный возраст) | Продолжает быть энергичным, но способен высидеть урок 30–40 минут с периодами переключения. Может выполнять задания, требующие усидчивости (рисование, лепка). | Может контролировать свою активность, когда это необходимо (например, в классе, театре). Есть интерес к учебе, хоть и могут быть трудности с дисциплиной. |
Важно помнить, что если высокая активность ребенка не мешает его развитию, обучению, социализации и не вызывает серьезных проблем в семье или детском коллективе, скорее всего, это просто особенность его темперамента и характера. Ребенок способен регулировать свое поведение в зависимости от ситуации и требований.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, представляет собой нейроразвивающее расстройство, которое проявляется стойкими трудностями в концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью, значительно превышающими типичный уровень для возраста и уровня развития ребенка. Это не просто «плохое поведение» или результат недостаточного воспитания, а состояние, обусловленное особенностями функционирования центральной нервной системы, главным образом нарушениями в работе определенных областей мозга, отвечающих за саморегуляцию, планирование и контроль.
Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с комплексом факторов, включая генетическую предрасположенность, нарушения внутриутробного развития, осложнения во время родов, а также воздействие некоторых факторов внешней среды. Это хроническое состояние, которое начинается в детстве и может сохраняться во взрослом возрасте. Понимание того, что СДВГ является именно медицинским диагнозом, а не характеристикой личности или воспитания, снимает с родителей чувство вины и помогает сосредоточиться на поиске адекватной помощи. Несмотря на то что точные причины до конца не изучены, исследования указывают на дисбаланс нейромедиаторов (веществ, передающих сигналы между нервными клетками) в мозге.
Ключевые симптомы СДВГ: как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется комплексом симптомов, которые группируются по трем основным направлениям: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Для постановки диагноза эти симптомы должны быть стойкими, наблюдаться в различных ситуациях (например, дома и в школе) и значительно мешать повседневной жизни ребенка, его обучению и отношениям с окружающими.
Невнимательность
Проявления невнимательности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выходят за рамки обычного детского отвлечения. Ребенок часто:
- Испытывает трудности с длительным удержанием внимания на заданиях или играх.
- Кажется, не слышит обращенную к нему речь, витает в облаках.
- Не доводит начатые дела до конца, легко переключается на другие виды деятельности.
- Делает ошибки по невнимательности в школьных заданиях или других видах деятельности.
- Плохо организует свою деятельность и вещи (например, теряет школьные принадлежности, забывает домашние задания).
- Избегает или выражает нежелание выполнять задания, требующие умственного напряжения.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Забывчив в повседневных делах.
Гиперактивность
Гиперактивность при СДВГ проявляется избыточной двигательной активностью, которая не соответствует возрасту и ситуации. Ребенок:
- Часто находится в движении, ерзает, крутится на стуле, не может спокойно сидеть.
- Встает с места в ситуациях, когда это неуместно (например, на уроках, во время еды).
- Бегает, прыгает, лазает в неподходящих местах.
- Не может заниматься тихими играми или отдыхом.
- Всегда как будто «заведён», действует «как моторчик».
- Часто излишне говорлив.
Импульсивность
Импульсивность отражает трудности с самоконтролем и предвидением последствий своих действий. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто:
- Выкрикивают ответы, не дослушав вопрос.
- Перебивают других, вмешиваются в разговоры или игры.
- Испытывают трудности с ожиданием своей очереди.
- Действуют необдуманно, что может приводить к несчастным случаям или проблемам в отношениях.
Важно отметить, что для диагностики СДВГ эти симптомы должны проявляться до 12 лет, наблюдаться как минимум в двух различных сферах жизни (например, дома и в школе) и значительно нарушать социальную, учебную или профессиональную деятельность.
Главные отличия: нормальная активность или симптомы СДВГ
Определение, является ли повышенная активность ребенка вариантом нормы или проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности, требует тщательного наблюдения и анализа. Ключевое различие заключается не столько в уровне энергии, сколько в ее целенаправленности, возможности контроля, а также в степени влияния на повседневную жизнь, обучение и социализацию ребенка.
Представляем сравнительную таблицу, которая поможет вам выделить основные различия между нормальной активностью и проявлениями СДВГ:
| Признак | Нормальная высокая активность | Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) |
|---|---|---|
| Контроль поведения | Ребенок способен контролировать свою активность, когда это необходимо (например, в школе, библиотеке, в гостях), хотя может быть сложно. | Нарушен самоконтроль: ребенок не может контролировать свою активность даже при осознании необходимости, испытывает значительные трудности в ситуациях, требующих усидчивости. |
| Целенаправленность активности | Активность часто целенаправленна (исследование, игра, достижение цели), ребенок может увлеченно играть, концентрируясь на интересном ему занятии. | Активность носит хаотичный, бесцельный характер. Ребенку трудно сосредоточиться на одной задаче, он постоянно переключается, не доводит дела до конца. |
| Влияние на обучение и социализацию | Может быть источником энергии и креативности, не мешает обучению или формированию дружеских связей. Возможны временные трудности с адаптацией. | Значительно нарушает обучение (трудности с выполнением заданий, невнимательность), вызывает проблемы в отношениях со сверстниками и взрослыми из-за импульсивности и неусидчивости. |
| Продолжительность и постоянство | Эпизодична, зависит от ситуации, настроения, времени суток. Могут быть периоды высокой активности и спокойствия. Может снижаться с возрастом. | Стойка и постоянна, проявляется практически всегда и везде, независимо от ситуации. Симптомы наблюдаются на протяжении длительного времени (более 6 месяцев) и до 12 лет. |
| Наличие других симптомов | Обычно нет выраженных трудностей с вниманием, импульсивностью вне активности. | Сопровождается также выраженными симптомами невнимательности и импульсивности. Нарушения проявляются не только в движении, но и в мыслительных процессах, эмоциональном реагировании. |
| Реакция на замечания/наказания | Ребенок способен реагировать на замечания, корректировать поведение, хотя не всегда сразу. Понимает последствия. | Плохо реагирует на замечания, кажется, не делает выводов из прошлых ошибок. Трудности с обучением на собственном опыте. |
Если поведение ребенка носит хаотичный, бесцельный характер, он не может усидеть на месте даже когда это необходимо, постоянно перебивает, ему трудно концентрироваться на чем-либо, и это создает серьезные проблемы в его жизни, то это повод для обращения к специалисту. Не забывайте, что активность, которая является нормой для двухлетнего малыша, может быть признаком проблем у восьмилетнего ребенка.
Когда необходимо обратиться к специалисту: первые шаги родителей
Принимать решение о визите к специалисту следует, когда вы начинаете замечать, что активность ребенка выходит за рамки того, что вы считаете нормальным для его возраста и темперамента, и начинает негативно влиять на различные аспекты его жизни. Это не призыв к панике, а скорее сигнал к внимательному наблюдению и поиску профессиональной помощи. Раннее обращение к врачу и своевременная диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности имеют решающее значение для дальнейшей коррекции и успешной адаптации ребенка.
Поводом для обращения к специалисту могут стать следующие наблюдения:
- Стойкость и постоянство симптомов: Гиперактивность, невнимательность и/или импульсивность наблюдаются на протяжении как минимум 6 месяцев и проявляются в различных ситуациях (дома, в детском саду/школе, в гостях).
- Значительное нарушение функционирования: Поведение ребенка серьезно мешает его обучению (проблемы в школе, низкая успеваемость), социализации (конфликты со сверстниками, трудности с соблюдением правил в играх), самообслуживанию (неаккуратность, забывчивость).
- Несоответствие возрасту: Уровень активности и трудности с концентрацией значительно превышают то, что ожидается от ребенка данного возраста. Например, если ребенок 7–8 лет не может высидеть 15 минут за выполнением домашнего задания, это может быть сигналом.
- Эмоциональные и поведенческие проблемы: Частые вспышки гнева, агрессия, низкая самооценка, повышенная тревожность, связанные с трудностями самоконтроля и неуспешностью.
- Предположения со стороны окружающих: Воспитатели, учителя или другие взрослые, регулярно взаимодействующие с ребенком, высказывают беспокойство по поводу его поведения.
Первым шагом обычно является консультация педиатра. Он может дать первичную оценку состояния ребенка, исключить соматические заболевания, которые могут проявляться схожими симптомами (например, проблемы со щитовидной железой, нарушения сна, слуха или зрения), и при необходимости направит вас к профильным специалистам. Такими специалистами могут быть детский невролог, детский психиатр или клинический психолог. Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это комплексный процесс, который не основывается на одном тесте, а включает в себя сбор анамнеза, наблюдение за ребенком, беседы с родителями и учителями, а также психологическое тестирование. Не стесняйтесь обращаться за помощью — это проявление заботы о вашем ребенке.
Что делать родителям, пока ожидаете консультации врача
Ожидание консультации специалиста может быть временем тревоги, но это также возможность начать внимательное наблюдение за ребенком и внедрить поддерживающие стратегии, которые могут принести пользу независимо от окончательного диагноза. Эти действия помогут вам собрать ценную информацию для врача и создать более благоприятную среду для развития вашего ребенка.
Вот что вы можете предпринять:
- Ведение дневника наблюдений: Записывайте конкретные проявления гиперактивности, невнимательности или импульсивности. Отметьте, когда и где они возникают, что предшествует этим проявлениям, как долго они длятся и как вы на них реагируете. Эта информация будет бесценна для специалиста.
- Установление четкого режима дня: Предсказуемость и рутина помогают детям с повышенной активностью чувствовать себя более уверенно. Определите время для сна, еды, учебы, игр и отдыха. Старайтесь придерживаться этого режима ежедневно.
- Организация пространства: Минимизируйте количество отвлекающих факторов в комнате ребенка. Создайте спокойное и упорядоченное место для занятий, где все необходимые принадлежности находятся под рукой, а лишние предметы убраны.
- Развитие навыков самоконтроля: Учите ребенка простым техникам саморегуляции, например, делать глубокий вдох и выдох перед тем, как ответить, или посчитать до десяти. Эти навыки потребуют терпения и постоянного повторения.
- Поощрение физической активности на улице: Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, занятия спортом помогают выплеснуть избыточную энергию и способствуют улучшению сна и концентрации.
- Ограничение времени, проведенного перед экранами: Чрезмерное использование гаджетов и телевизора может усугублять трудности с вниманием и усидчивостью. Установите четкие лимиты и предложите альтернативные занятия.
- Позитивное подкрепление: Замечайте и поощряйте даже небольшие успехи ребенка, особенно в тех сферах, где ему трудно. Используйте похвалу, объятия, совместное времяпрепровождение в качестве вознаграждения.
- Единообразие в воспитании: Договоритесь с другими взрослыми, участвующими в воспитании ребенка (бабушками, дедушками, учителями), о единых правилах и требованиях. Последовательность крайне важна.
Эти меры не являются лечением синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но они создают поддерживающую среду, которая может облегчить симптомы и помочь ребенку лучше адаптироваться. Ваша задача — быть наблюдательным, терпеливым и поддерживающим родителем, пока вы ждете профессиональной помощи.
Список литературы
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятый пересмотр (МКБ-10). Всемирная организация здравоохранения.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Клинические рекомендации. Российское общество психиатров, Ассоциация детских психиатров и психологов, 2017.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. – М.: Эксмо, 2013.
- Бадалян Л.О. Детская неврология: Учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2010.
- Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5). – Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2013.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Ребено 7 лет каждый час ночью просыпался,плакал и крутился
Здравствуйте, дочери 7 лет. Несного простыла,заложен нос.Вчера...
Ребенок 9 месяцев сидит с поддержкой на прямых напряжённых ногах
Добрый день. Ребенок с диагнозом синдром Дауна 9 месяцев с трудом...
Результат ЭЭГ
Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
