Что такое СДВГ: основные характеристики синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является результатом плохого воспитания или капризов ребенка; это медицинское состояние, связанное с особенностями функционирования головного мозга. Оно характеризуется устойчивыми трудностями в трех основных сферах: невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Эти проявления выходят за рамки нормального возрастного поведения и существенно затрудняют адаптацию ребенка в различных сферах жизни, таких как дом, детский сад или школа, и взаимодействие со сверстниками. Невнимательность проявляется в трудностях с поддержанием внимания на задачах или играх, частой потерей вещей, неспособностью следовать инструкциям и отвлекаемостью на посторонние стимулы. Это не просто рассеянность, а хроническая неспособность сконцентрироваться на необходимом, что негативно сказывается на обучении и выполнении повседневных обязанностей. Гиперактивность выражается в избыточной двигательной активности, беспокойстве, трудностях усидеть на месте. Ребенок постоянно двигается, бегает, ерзает, что часто мешает ему и окружающим. Импульсивность означает поспешность в действиях и решениях без обдумывания последствий, например, перебивание других, трудности с ожиданием своей очереди или спонтанные, часто рискованные поступки. Понимание этих основных характеристик СДВГ поможет родителям более точно оценить поведение своего ребенка и своевременно обратиться к специалистам.Проявления СДВГ у дошкольников: что заметить родителям
У детей дошкольного возраста синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего проявляется в виде выраженной гиперактивности и импульсивности, тогда как невнимательность может быть менее очевидна из-за общего низкого уровня требований к сосредоточенности в этом возрасте. Однако, если эти признаки СДВГ устойчивы и значительно превосходят поведение большинства сверстников, они могут указывать на необходимость консультации специалиста. Родителям важно наблюдать за ребенком в разных ситуациях – дома, в детском саду, на прогулке. Вот какие проявления СДВГ можно заметить у детей дошкольного возраста:- Чрезмерная двигательная активность: ребенок не может усидеть на месте, постоянно бегает, прыгает, лазает по мебели даже в ситуациях, когда это неуместно. Его моторная активность кажется бесцельной и неконтролируемой.
- Трудности с тихими играми: ребенок испытывает значительные сложности с занятиями, требующими спокойствия и сосредоточенности, например, с собиранием пазлов, рисованием, лепкой. Он быстро теряет интерес и переключается на более активные занятия.
- Импульсивность: часто перебивает других, не дослушивает вопросы до конца, вмешивается в чужие игры или разговоры. Он может выкрикивать ответы до того, как был задан вопрос, или проявлять нетерпение, не дожидаясь своей очереди.
- Короткий период концентрации внимания: ребенок не способен долго удерживать внимание даже на интересных ему занятиях. Он быстро отвлекается на внешние стимулы, теряет нить разговора или инструкции.
- Трудности со следованием инструкциям: несмотря на неоднократные повторения, ребенок может не выполнять простых просьб или забывать их сразу после озвучивания. Это часто воспринимается как непослушание, но на самом деле может быть проявлением проблем с вниманием.
- Частая потеря личных вещей: игрушки, детали конструктора, предметы одежды теряются постоянно, потому что ребенок не способен организовать свое пространство или запомнить, куда что положил.
Особенности СДВГ у школьников: вызовы в учебе и поведении
В школьном возрасте проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности становятся особенно заметными, поскольку требования к вниманию, самоконтролю и организации значительно возрастают. Учебный процесс и школьная среда выявляют те трудности, которые могли быть менее выражены в дошкольный период. В это время родители часто замечают, что ребенок с СДВГ испытывает серьезные проблемы с успеваемостью, поведением в классе и социальным взаимодействием. Рассмотрим основные признаки СДВГ, характерные для школьников:- Проблемы с вниманием в школе: ребенок не может сосредоточиться на уроках, часто отвлекается на посторонние шумы или движения, с трудом выполняет задания до конца. Он может казаться "витающим в облаках" или рассеянным.
- Трудности с выполнением домашних заданий: выполнение домашних заданий становится настоящим испытанием как для ребенка, так и для родителей. Задания делаются медленно, с множеством ошибок по невнимательности, требуют постоянного контроля и напоминаний.
- Гиперактивность в классе: ребенок может ерзать на стуле, вставать во время урока без разрешения, постоянно двигать ногами или руками, теребить предметы. Это мешает не только ему, но и другим ученикам.
- Импульсивность в общении и поведении: часто перебивает учителя и одноклассников, выкрикивает ответы, не дожидаясь вызова, может вступать в конфликты из-за неспособности контролировать свои эмоции и реакции.
- Проблемы с организацией: стол в школе и дома часто в беспорядке, учебники и тетради потеряны или забыты. Ребенок испытывает трудности с планированием своей деятельности и распределением времени.
- Забывчивость в повседневных делах: ребенок забывает о своих обязанностях, теряет вещи (ключи, мобильный телефон, школьные принадлежности), не помнит о данных ему поручениях.
- Трудности в социальных отношениях: из-за импульсивности и гиперактивности ребенок может испытывать сложности в налаживании и поддержании дружеских связей. Его поведение может быть навязчивым или агрессивным, что отталкивает сверстников.
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности в подростковом возрасте: как распознать
В подростковом возрасте проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут меняться, становясь менее очевидными, чем у младших детей. Гиперактивность часто трансформируется во внутреннее беспокойство, чувство "неусидчивости" или чрезмерную болтливость, тогда как проблемы с вниманием и импульсивностью могут сохраняться, но проявляться по-другому, например, в виде повышенной рискованности или трудностей с самоорганизацией. Подростки с СДВГ могут сталкиваться с серьезными вызовами в учебе, формировании идентичности и социальных отношениях. Обратите внимание на следующие симптомы СДВГ у подростков:- Внутреннее беспокойство и нервозность: подросток может меньше проявлять внешнюю гиперактивность, но постоянно испытывать внутреннее чувство беспокойства, неспособность расслабиться, "сидеть на месте" ментально.
- Значительные академические трудности: несмотря на потенциально высокий интеллект, подросток может испытывать серьезные проблемы с учебой из-за невнимательности, трудностей с организацией и выполнением больших объемов самостоятельной работы. Это может приводить к снижению успеваемости и отсутствию мотивации.
- Проблемы с планированием и управлением временем: подросток испытывает сложности с организацией учебного процесса, распределением времени на домашние задания, подготовкой к экзаменам. Он может откладывать дела на последний момент, что приводит к стрессу и невыполнению задач.
- Импульсивность в принятии решений: это может проявляться в рискованном поведении (быстрая езда, употребление психоактивных веществ, незащищенные половые связи), поспешных и необдуманных решениях в конфликтах или в общении.
- Частые перепады настроения: подростки с СДВГ могут быть более подвержены эмоциональной нестабильности, раздражительности, вспышкам гнева, что затрудняет их отношения с родителями и сверстниками.
- Низкая самооценка и социальные проблемы: постоянные неудачи в учебе и конфликты могут привести к формированию низкой самооценки, чувству неполноценности, трудностям в поиске друзей и поддержании близких отношений.
- Повышенная отвлекаемость: подросток может легко отвлекаться на гаджеты, социальные сети, что усугубляет проблемы с концентрацией внимания на учебе или других важных делах.
Чек-лист признаков СДВГ для родителей: когда стоит обратиться к специалисту
Этот чек-лист призван помочь вам структурировать свои наблюдения за поведением ребенка и понять, когда следует обратиться за профессиональной консультацией. Помните, что наличие нескольких признаков СДВГ не является окончательным диагнозом, но служит важным сигналом для дальнейшего обследования. Если вы отмечаете большую часть пунктов из этого списка в течение длительного времени (более 6 месяцев) и в разных жизненных ситуациях, рекомендуется обратиться к детскому неврологу, психиатру или клиническому психологу. Приведенные ниже пункты описывают типичные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности:| Категория поведения | Признаки для наблюдения | Возраст | Отметьте, если часто наблюдается |
|---|---|---|---|
| Невнимательность | Ребенок часто не обращает внимания на детали, допускает ошибки по невнимательности в школьных заданиях или других видах деятельности. | Дошкольный, школьный, подростковый | |
| Имеет трудности с поддержанием внимания на заданиях или играх. | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую. | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Не следует инструкциям до конца и не справляется с домашними заданиями, обязанностями, работой. | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Испытывает трудности с организацией задач и деятельности. | Школьный, подростковый | ||
| Избегает или не любит выполнять задания, требующие длительных умственных усилий (например, домашние задания). | Школьный, подростковый | ||
| Часто теряет вещи, необходимые для заданий или повседневной жизни (игрушки, школьные принадлежности, мобильные телефоны). | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Гиперактивность | Часто ерзает, стучит руками или ногами, крутится на стуле. | Дошкольный, школьный | |
| Встает с места в ситуациях, когда должен оставаться сидеть. | Дошкольный, школьный | ||
| Бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно (у подростков может проявляться как чувство внутреннего беспокойства). | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Испытывает трудности в тихих играх или спокойных занятиях. | Дошкольный, школьный | ||
| Чрезмерно много говорит. | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| "Работает как заведенный" или часто находится "на взводе". | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Импульсивность | Выпаливает ответы до того, как был задан вопрос. | Дошкольный, школьный, подростковый | |
| Имеет трудности с ожиданием своей очереди. | Дошкольный, школьный, подростковый | ||
| Часто прерывает других или вмешивается в чужие разговоры/игры. | Дошкольный, школьный, подростковый |
Отличия СДВГ от обычного детского поведения и темперамента
Многие родители задаются вопросом, как отличить проявления СДВГ от нормальных возрастных особенностей или просто активного темперамента ребенка. Это крайне важный вопрос, поскольку гиперактивность, невнимательность и импульсивность в той или иной степени свойственны многим детям в определенные периоды развития. Ключевое отличие заключается в интенсивности, продолжительности, устойчивости этих проявлений, а также в их влиянии на функционирование ребенка в различных сферах жизни. Обычный ребенок может быть активным, но способен успокоиться по просьбе взрослого или в новой, интересной ситуации. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с большим трудом контролирует свою двигательную активность, даже если очень хочет. Внимательность обычного ребенка может колебаться, но он способен сосредоточиться на задачах, которые ему интересны, и удерживать внимание достаточно долго для выполнения возрастных требований. При СДВГ трудности с вниманием носят всеобъемлющий характер, затрагивая как неинтересные, так и (зачастую) интересные задачи, и существенно мешают обучению и выполнению повседневных дел. Импульсивность здорового ребенка может проявляться ситуативно, например, когда он сильно возбужден, но он способен учиться на ошибках и постепенно развивать самоконтроль. Подросток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может хронически принимать необдуманные решения и совершать рискованные поступки, несмотря на осознание возможных негативных последствий. Важно также учитывать контекст. Поведение, которое считается нормальным для трехлетнего малыша (например, короткое время концентрации внимания), может быть признаком СДВГ у восьмилетнего школьника. Точно так же, эпизодическая рассеянность у подростка не равносильна хронической невнимательности, которая систематически приводит к проблемам в учебе и социальной сфере. Если поведение ребенка является причиной значительных проблем в нескольких сферах его жизни (дома, в школе, с друзьями) и сохраняется длительное время, это указывает на необходимость профессиональной оценки, а не на обычный темперамент или временные трудности. Специалист поможет провести дифференциальную диагностику и определить истинные причины наблюдаемых трудностей.Список литературы
- Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5). 5-е изд. Арлингтон, Вирджиния: Американская психиатрическая ассоциация; 2013.
- Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Женева: ВОЗ; 1994.
- Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: патогенез, диагностика, принципы лечения. — М.: АРТ-ПРИНТ, 2008.
- Barkley, Russell A. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook for Diagnosis and Treatment. 4th ed. — New York: Guilford Press, 2015.
- Полонская Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Практическое руководство для врачей. — М.: МЕДпресс-информ, 2010.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Ребёнок очень беспокойный
Здравствуйте, сыну 8,5 месяцев. С рождения беспокойный, дёргает...
Высокое давление у подростка 14 лет
Дочь 14 лет стало плохо ушла в школе к медсестре давление 140/60...
закрытие родничка в 3 мес
Здравствуйте. Сыну 3 мес. Закрылся родничок, размер 0,5 на 0,5...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
