Последствия инсульта в детском возрасте: чего ожидать в долгосрочной перспективе




Волдинцева Елена Петровна

Автор:

Волдинцева Елена Петровна

Детский невролог, Невролог

10.11.2025
5 мин.

Столкнуться с диагнозом «инсульт» у ребенка — это тяжелое испытание для любой семьи. После острой фазы лечения и стабилизации состояния неизбежно возникают вопросы о будущем. Долгосрочные последствия инсульта в детском возрасте многообразны и зависят от множества факторов, включая обширность и локализацию поражения головного мозга, возраст ребенка и своевременность начала реабилитации. Однако важно понимать: детский мозг обладает уникальной способностью к восстановлению — нейропластичностью. Это означает, что при правильном и комплексном подходе можно добиться значительных успехов в компенсации утраченных функций и обеспечить ребенку полноценную жизнь.

Какие двигательные нарушения могут возникнуть после ОНМК у ребенка

Двигательные расстройства являются одними из наиболее частых и заметных последствий острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Они возникают из-за повреждения участков мозга, отвечающих за контроль и координацию движений. Степень их выраженности может варьироваться от легкой неловкости до серьезных ограничений в самообслуживании.

Ключевыми двигательными последствиями являются:

  • Гемипарез или гемиплегия. Это наиболее характерное последствие. Гемипарез — это ослабление мышц одной половины тела (правой или левой), а гемиплегия — полный паралич. Ребенок может испытывать трудности с ходьбой, удержанием предметов, выполнением точных движений рукой на пораженной стороне.
  • Спастичность. Это состояние, при котором мышцы становятся скованными и чрезмерно напряженными. Спастичность затрудняет плавные движения, может вызывать дискомфорт и со временем приводить к формированию контрактур — стойкого ограничения подвижности в суставах. Почему это происходит? Поврежденный мозг перестает посылать корректные тормозящие сигналы мышцам, что приводит к их постоянному сокращению.
  • Нарушения координации и равновесия (атаксия). Если затронут мозжечок, ребенок может страдать от шаткости походки, неточности движений, дрожания в конечностях. Ему становится сложно выполнять действия, требующие согласованной работы разных групп мышц, например, застегивать пуговицы или кататься на велосипеде.
  • Апраксия. Это более сложное расстройство, при котором ребенок, не имея паралича или слабости, не может выполнить целенаправленное движение по команде (например, помахать рукой), хотя спонтанно это же движение совершить может. Мозг «знает», что нужно сделать, но не может спланировать и передать команду мышцам.

Речевые и когнитивные последствия детского инсульта

Поражение определенных зон коры головного мозга, особенно в левом полушарии, часто приводит к нарушениям речи и других высших психических функций. Эти последствия могут быть не так заметны физически, но оказывают огромное влияние на социальную адаптацию и обучение ребенка.

Наиболее распространенные проблемы в этой сфере:

  • Афазия. Это системное нарушение уже сформировавшейся речи. Различают несколько видов афазии. При моторной афазии ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам говорит с большим трудом, его речь бедна словами, фразы короткие. При сенсорной афазии нарушается понимание речи, хотя собственная речевая продукция может быть обильной, но бессмысленной («словесный салат»).
  • Дизартрия. В отличие от афазии, при дизартрии страдает не сама речевая функция, а ее произносительная сторона. Это происходит из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба). Речь становится нечеткой, смазанной, может измениться ее темп и интонация.
  • Когнитивные нарушения. Последствия инсульта часто затрагивают познавательные процессы. У ребенка могут наблюдаться трудности с концентрацией внимания, ухудшение памяти (особенно кратковременной), замедление скорости мышления. Также могут пострадать исполнительные функции — способность планировать свои действия, ставить цели и контролировать их выполнение. Это напрямую сказывается на успеваемости в школе.

Эмоциональные и поведенческие изменения: невидимые последствия

Родители часто отмечают, что после перенесенного ОНМК ребенок «стал другим». Эти изменения в эмоциональной сфере и поведении являются прямым следствием органического поражения мозга, а не «плохого характера» или капризов. Понимание этого — первый шаг к правильной помощи.

К таким «невидимым» последствиям относятся:

  • Эмоциональная лабильность. Ребенок может легко переходить от смеха к слезам без видимой причины. Его эмоциональные реакции могут быть чрезмерными и не соответствовать ситуации.
  • Повышенная утомляемость. Как физическая, так и умственная. Ребенок быстро устает от занятий, игр, общения. Эта истощаемость нервной системы требует введения щадящего режима дня и регулярных пауз для отдыха.
  • Импульсивность и снижение контроля. Поражение лобных долей мозга может приводить к тому, что ребенку становится сложно сдерживать свои порывы, дожидаться своей очереди, следовать правилам.
  • Тревожность и страхи. Ребенок, переживший тяжелое заболевание и госпитализацию, может стать более тревожным, бояться оставаться один, опасаться повторения случившегося.

Эти особенности требуют терпеливого и понимающего подхода со стороны взрослых, а зачастую и помощи со стороны детского психолога или нейропсихолога.

Риск развития эпилепсии и других неврологических осложнений

Область мозга, поврежденная в результате инсульта, может стать очагом патологической электрической активности, что приводит к развитию эпилепсии. Это одно из серьезных долгосрочных последствий, которое требует постоянного наблюдения у невролога и, при необходимости, медикаментозного лечения.

Постинсультная эпилепсия может проявиться не сразу, а спустя месяцы или даже годы после острого нарушения мозгового кровообращения. Приступы могут быть разными: от генерализованных судорожных до коротких «замираний» (абсансов). Важно не пропустить первые признаки и вовремя обратиться к врачу для диагностики и подбора терапии.

Кроме того, в зависимости от зоны поражения, могут наблюдаться и другие осложнения, такие как:

  • Нарушения зрения. Может произойти выпадение полей зрения (гемианопсия), когда ребенок не видит предметы с одной стороны.
  • Сенсорные расстройства. Снижение или изменение чувствительности (температурной, болевой, тактильной) на пораженной стороне тела.
  • Хронические головные боли.

Ключевые направления реабилитации: основа долгосрочного восстановления

Восстановление после детского инсульта — это длительный и кропотливый процесс, в котором участвует целая команда специалистов. Основа успеха — раннее начало, регулярность и комплексный подход. Цель реабилитации — не только восстановить утраченные функции, но и помочь мозгу «перестроиться», используя его пластичность, а также научить ребенка новым способам выполнения привычных действий.

Вот основные компоненты реабилитационной программы, представленные в виде таблицы для наглядности.

Направление реабилитации Специалист Цели и задачи
Двигательная реабилитация Врач ЛФК, инструктор-методист по лечебной физкультуре, физический терапевт Восстановление объема движений, увеличение мышечной силы, борьба со спастичностью, обучение правильным двигательным стереотипам (ходьба, удержание равновесия), развитие координации.
Эрготерапия (трудотерапия) Эрготерапевт Восстановление и развитие навыков самообслуживания (одевание, прием пищи, гигиена), адаптация бытовой среды под нужды ребенка, развитие мелкой моторики. Помогает ребенку стать максимально независимым в повседневной жизни.
Речевая терапия Логопед-афазиолог Восстановление понимания речи и собственной речевой продукции при афазии, коррекция произношения при дизартрии, развитие коммуникативных навыков, работа над глотанием (при дисфагии).
Нейропсихологическая коррекция Клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог Восстановление высших психических функций: внимания, памяти, мышления, пространственных представлений. Развитие навыков планирования и контроля своей деятельности. Помощь в преодолении трудностей в обучении.
Психологическая поддержка Психолог Помощь ребенку и семье в принятии ситуации, работа с тревогой, страхами, эмоциональной нестабильностью, гармонизация детско-родительских отношений.

Роль семьи в процессе восстановления и адаптации

Даже самая лучшая команда специалистов не сможет достичь максимального результата без активного участия семьи. Родители — это главные партнеры в реабилитационном процессе. Ваша поддержка, терпение и правильные действия создают ту среду, в которой ребенок сможет раскрыть свой потенциал.

Что важно делать родителям:

  • Создайте безопасную и предсказуемую среду. Четкий режим дня, понятные правила и спокойная атмосфера в доме снижают уровень стресса и помогают ребенку чувствовать себя увереннее.
  • Будьте последовательны. Выполняйте рекомендации специалистов регулярно, превращая занятия в часть повседневной жизни, а не в повинность. Интегрируйте упражнения в игровые ситуации.
  • Поощряйте самостоятельность. Не делайте за ребенка то, что он может попытаться сделать сам, даже если это получается медленно и неидеально. Дайте ему возможность пробовать, ошибаться и добиваться успеха. Это ключевой фактор для восстановления уверенности в себе.
  • Отмечайте маленькие победы. Процесс восстановления нелинеен, возможны периоды плато или даже небольших откатов. Важно концентрироваться на прогрессе, пусть и незначительном, и хвалить ребенка за старания, а не только за результат.
  • Заботьтесь о себе. Реабилитация — это марафон, а не спринт. Родителям важно восполнять собственные ресурсы, не стесняться просить о помощи и обращаться за психологической поддержкой, чтобы избежать выгорания.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у детей». Общероссийская общественная организация «Союз реабилитологов России», Общероссийская общественная организация «Национальная ассоциация по борьбе с инсультом», 2022.
  2. Детская неврология: национальное руководство / под ред. В.И. Гузевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 720 с.
  3. Педяш Н.В., Вознюк И.А., Кулеш А.А. Инсульт у детей и подростков. Руководство для врачей. — М.: МЕДпресс-информ, 2021. — 224 с.
  4. Roach E. S., Lo W. D., Heyer G. L. Stroke in children and young adults. — Elsevier, 2021.
  5. Ferriero D.M., Fullerton H.J., Bernard T.J., et al. Management of Stroke in Neonates and Children: A Scientific Statement From the American Heart Association/American Stroke Association. Stroke. 2019;50(3):e51-e96.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Как принять лекарство правильно

Пантогам, как правильно принимать ребёнку 10 лет

Ребёнок замирает и закрывает глаза

Здравствуйте! Моему ребёнку 7 месяцев. И я недавно заметила, что...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?

Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.