Понятие атаксии и ее проявления в детском возрасте
Атаксия — это расстройство, характеризующееся нарушением координации движений, при котором человек теряет способность выполнять точные, скоординированные действия. У детей атаксия проявляется как рассогласованность мышечных сокращений, что приводит к неловкости, неуклюжести и неустойчивости в повседневной активности. Это нарушение может затрагивать различные аспекты двигательной активности: походку, равновесие, мелкую моторику (например, письмо или застегивание пуговиц), речь и даже движения глаз. Мозг постоянно получает информацию от органов чувств (глаз, ушей, мышц, суставов) и обрабатывает ее, чтобы тело могло двигаться плавно и целенаправленно. При атаксии этот сложный механизм дает сбой, и ребенок не может точно рассчитать силу, скорость или направление движения. Например, он может промахнуться мимо предмета, который пытается взять, или споткнуться на ровном месте из-за нестабильности походки.Основные виды атаксии у детей
Нарушения координации классифицируются в зависимости от того, какая часть нервной системы поражена, так как каждая из них отвечает за определенные аспекты двигательного контроля. Понимание различных видов атаксии помогает специалистам точнее определить причину и тактику ведения пациента. Представим основные типы атаксии, встречающиеся в детском возрасте:- Мозжечковая атаксия. Это наиболее распространенный вид, возникающий при повреждении мозжечка — отдела головного мозга, который играет ключевую роль в координации движений, поддержании равновесия и мышечного тонуса. При мозжечковой атаксии ребенок часто имеет шаткую, «пьяную» походку с широко расставленными ногами, испытывает трудности с выполнением точных движений (например, не может дотронуться пальцем до носа с закрытыми глазами), может наблюдаться тремор (дрожание) конечностей при движении, нарушение речи (дизартрия), а также непроизвольные движения глаз (нистагм).
- Сенситивная (или сенсорная) атаксия. Этот тип атаксии развивается из-за нарушения проведения чувствительной информации от мышц и суставов к головному мозгу. Без этой информации мозг не знает точного положения частей тела в пространстве. Ребенок с сенситивной атаксией может компенсировать недостаток ощущений зрением, поэтому его походка и движения могут значительно ухудшаться в темноте или при закрытых глазах. Походка при этом становится «штампующей», когда ребенок сильно ударяет ногами о землю, чтобы получить больше сенсорной информации.
- Вестибулярная атаксия. Связана с проблемами в вестибулярной системе, которая находится во внутреннем ухе и отвечает за чувство равновесия и ориентацию в пространстве. При вестибулярной атаксии дети часто жалуются на головокружение, тошноту, имеют выраженные нарушения равновесия, особенно при резких движениях головой, могут наблюдаться выраженный нистагм и отклонение туловища в сторону поражения.
- Лобная атаксия. Реже встречается и связана с поражением лобных долей головного мозга, которые участвуют в планировании и инициировании движений. Ее проявления могут быть менее специфичными и часто сопровождаются другими симптомами поражения лобных долей, такими как изменения в поведении, мышлении или памяти.
Причины возникновения атаксии у ребенка
Атаксия — это симптом, и за ним всегда стоит конкретная причина, которая может быть разнообразной: от временных и обратимых состояний до хронических и прогрессирующих заболеваний. Выявление основной причины имеет решающее значение для определения прогноза и тактики лечения. Среди наиболее частых причин атаксии у детей выделяют следующие группы:- Генетические причины. Существует множество наследственных заболеваний, которые могут проявляться атаксией. Эти состояния часто прогрессируют и связаны с дегенеративными изменениями в мозжечке или других отделах нервной системы. Примеры включают атаксию Фридрейха, спиноцеребеллярные атаксии, атаксию-телеангиэктазию. Родителям важно знать, что наследственная атаксия может проявляться не сразу после рождения, а постепенно развиваться в дошкольном или школьном возрасте.
- Приобретенные причины. Эта категория включает широкий спектр состояний, возникших после рождения:
- Инфекции. Вирусные инфекции (например, ветряная оспа, энтеровирусы) могут вызывать острое поражение мозжечка, известное как острая мозжечковая атаксия. В большинстве случаев она носит временный характер и полностью проходит.
- Травмы. Черепно-мозговые травмы могут повредить структуры мозга, ответственные за координацию, приводя к атаксии.
- Опухоли. Опухоли головного мозга, особенно расположенные в области мозжечка, могут вызывать прогрессирующую атаксию по мере их роста.
- Интоксикации. Воздействие некоторых лекарственных препаратов (например, противосудорожных), тяжелых металлов или токсинов может временно или постоянно нарушить функцию мозжечка.
- Сосудистые нарушения. Редкие инсульты или другие нарушения кровообращения в мозгу у детей также могут быть причиной атаксии.
- Метаболические нарушения. Некоторые врожденные нарушения обмена веществ могут приводить к накоплению токсичных продуктов, повреждающих нервную систему и вызывающих атаксию.
- Идиопатические причины. В некоторых случаях, несмотря на тщательное обследование, точную причину атаксии установить не удается. Такие состояния называются идиопатическими.
Как распознать атаксию: симптомы и признаки
Распознать атаксию у ребенка можно по комплексу характерных симптомов, которые затрагивают не только движения, но и другие функции. Внимательные родители и педиатры могут заметить эти признаки на разных этапах развития ребенка. Вот основные проявления, на которые следует обратить внимание:- Нарушение походки. Один из наиболее заметных признаков. Ребенок может спотыкаться, шататься, его походка становится неустойчивой, широко расставленными ногами (чтобы обеспечить большую опору). Иногда она описывается как «пьяная» или «шаркающая».
- Неловкость и неуклюжесть движений. Ребенку сложно выполнять точные действия, такие как взять маленький предмет, налить воду в стакан, застегнуть пуговицы, написать или нарисовать что-либо. Движения становятся резкими, неконтролируемыми, с промахиванием мимо цели (дисметрия).
- Проблемы с равновесием. Ребенку трудно стоять без опоры, особенно с закрытыми глазами, или сохранять равновесие при поворотах. Он может часто падать.
- Нарушение речи (дизартрия). Речь может стать замедленной, неразборчивой, с нарушением модуляции и ритма, что придает ей «рубленый» или «скандированный» характер. Это происходит из-за недостаточной координации мышц языка, губ и гортани.
- Тремор. Часто наблюдается интенционный тремор – дрожание конечностей, которое усиливается при попытке выполнить целенаправленное движение, например, поднести ложку ко рту.
- Нарушения движений глаз (нистагм). Непроизвольные, ритмичные колебательные движения глазных яблок, которые могут быть горизонтальными, вертикальными или ротаторными.
- Снижение мышечного тонуса (гипотония). Мышцы могут быть вялыми, что также способствует общей неуклюжести и слабости.
- Затруднения в обучении и развитии. В некоторых случаях атаксия может сопровождаться задержкой психомоторного развития или трудностями в обучении.
Когда обращаться к специалисту при нарушении координации у ребенка
Заметив у ребенка даже незначительные нарушения координации или равновесия, важно не откладывать визит к специалисту. Раннее обращение поможет своевременно выявить причину атаксии и начать необходимые мероприятия, что может значительно улучшить прогноз. Необходимо незамедлительно обратиться к детскому неврологу, если вы заметили следующие признаки у вашего ребенка:- Внезапное появление атаксии. Если ребенок, который ранее хорошо ходил и координировал движения, вдруг начинает спотыкаться, шататься или падать, это является поводом для экстренного обращения к врачу.
- Постепенное нарастание симптомов. Если неуклюжесть, шаткость походки или трудности с выполнением точных движений постепенно усиливаются со временем, это также требует внимания специалиста.
- Сопутствующие симптомы. Атаксия в сочетании с другими тревожными признаками, такими как головная боль, рвота, изменения зрения, слабость в конечностях, изменения поведения или нарушения сознания, требуют немедленной медицинской помощи.
- Проблемы с речью или глотанием. Если ребенок стал плохо говорить, глотать или жевать, — это может указывать на серьезные проблемы с нервной системой.
- Нарушения равновесия, особенно при закрытых глазах. Это может быть признаком сенситивной или вестибулярной атаксии.
Список литературы
- Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
- Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б. Неврология. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 1040 с.
- Педиатрическая неврология Суэймана: Принципы и практика. 6-е изд. / Под ред. К.Ф. Суэймана, С. Эшвала, Д.М. Феррьеро, А. Шора. — Elsevier, 2017. — 1392 с.
- Неврология в клинической практике Брэдли. 8-е изд. / Под ред. Д.М. Дэрафа, Дж. Янковича, Дж. Мазиотты, С.Л. Помероя. — Elsevier, 2021. — 2000 с.
- Клинические рекомендации "Наследственные атаксии" (Министерство здравоохранения Российской Федерации).
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Плохой ночной сон у ребенка психи
Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...
Рот кривит при плаче и улыбке
У новорожденного ребёнка рот кривит(угол рта) справа вниз при...
Микроцефалия
Здравствуйте! Переживаю есть у ребёнка микроцефалия .. Сыну...
Врачи детские неврологи
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
