Что такое атаксия: доступное объяснение нарушения координации у детей




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

10.11.2025
5 мин.

Когда движения ребенка становятся неуверенными, а походка — шаткой, родители часто испытывают тревогу и растерянность. В таких случаях нередко звучит термин «атаксия», который может показаться сложным и пугающим. Атаксия, или нарушение координации, не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой симптом, указывающий на сбой в работе нервной системы, ответственной за согласованность движений, равновесие и точность действий. Понимание этого состояния крайне важно для родителей, чтобы своевременно обратиться за помощью и начать путь к улучшению качества жизни ребенка.

Понятие атаксии и ее проявления в детском возрасте

Атаксия — это расстройство, характеризующееся нарушением координации движений, при котором человек теряет способность выполнять точные, скоординированные действия. У детей атаксия проявляется как рассогласованность мышечных сокращений, что приводит к неловкости, неуклюжести и неустойчивости в повседневной активности. Это нарушение может затрагивать различные аспекты двигательной активности: походку, равновесие, мелкую моторику (например, письмо или застегивание пуговиц), речь и даже движения глаз. Мозг постоянно получает информацию от органов чувств (глаз, ушей, мышц, суставов) и обрабатывает ее, чтобы тело могло двигаться плавно и целенаправленно. При атаксии этот сложный механизм дает сбой, и ребенок не может точно рассчитать силу, скорость или направление движения. Например, он может промахнуться мимо предмета, который пытается взять, или споткнуться на ровном месте из-за нестабильности походки.

Основные виды атаксии у детей

Нарушения координации классифицируются в зависимости от того, какая часть нервной системы поражена, так как каждая из них отвечает за определенные аспекты двигательного контроля. Понимание различных видов атаксии помогает специалистам точнее определить причину и тактику ведения пациента. Представим основные типы атаксии, встречающиеся в детском возрасте:
  • Мозжечковая атаксия. Это наиболее распространенный вид, возникающий при повреждении мозжечка — отдела головного мозга, который играет ключевую роль в координации движений, поддержании равновесия и мышечного тонуса. При мозжечковой атаксии ребенок часто имеет шаткую, «пьяную» походку с широко расставленными ногами, испытывает трудности с выполнением точных движений (например, не может дотронуться пальцем до носа с закрытыми глазами), может наблюдаться тремор (дрожание) конечностей при движении, нарушение речи (дизартрия), а также непроизвольные движения глаз (нистагм).
  • Сенситивная (или сенсорная) атаксия. Этот тип атаксии развивается из-за нарушения проведения чувствительной информации от мышц и суставов к головному мозгу. Без этой информации мозг не знает точного положения частей тела в пространстве. Ребенок с сенситивной атаксией может компенсировать недостаток ощущений зрением, поэтому его походка и движения могут значительно ухудшаться в темноте или при закрытых глазах. Походка при этом становится «штампующей», когда ребенок сильно ударяет ногами о землю, чтобы получить больше сенсорной информации.
  • Вестибулярная атаксия. Связана с проблемами в вестибулярной системе, которая находится во внутреннем ухе и отвечает за чувство равновесия и ориентацию в пространстве. При вестибулярной атаксии дети часто жалуются на головокружение, тошноту, имеют выраженные нарушения равновесия, особенно при резких движениях головой, могут наблюдаться выраженный нистагм и отклонение туловища в сторону поражения.
  • Лобная атаксия. Реже встречается и связана с поражением лобных долей головного мозга, которые участвуют в планировании и инициировании движений. Ее проявления могут быть менее специфичными и часто сопровождаются другими симптомами поражения лобных долей, такими как изменения в поведении, мышлении или памяти.
Важно понимать, что иногда у ребенка могут проявляться симптомы нескольких типов атаксии одновременно, что указывает на более обширное поражение нервной системы.

Причины возникновения атаксии у ребенка

Атаксия — это симптом, и за ним всегда стоит конкретная причина, которая может быть разнообразной: от временных и обратимых состояний до хронических и прогрессирующих заболеваний. Выявление основной причины имеет решающее значение для определения прогноза и тактики лечения. Среди наиболее частых причин атаксии у детей выделяют следующие группы:
  • Генетические причины. Существует множество наследственных заболеваний, которые могут проявляться атаксией. Эти состояния часто прогрессируют и связаны с дегенеративными изменениями в мозжечке или других отделах нервной системы. Примеры включают атаксию Фридрейха, спиноцеребеллярные атаксии, атаксию-телеангиэктазию. Родителям важно знать, что наследственная атаксия может проявляться не сразу после рождения, а постепенно развиваться в дошкольном или школьном возрасте.
  • Приобретенные причины. Эта категория включает широкий спектр состояний, возникших после рождения:
    • Инфекции. Вирусные инфекции (например, ветряная оспа, энтеровирусы) могут вызывать острое поражение мозжечка, известное как острая мозжечковая атаксия. В большинстве случаев она носит временный характер и полностью проходит.
    • Травмы. Черепно-мозговые травмы могут повредить структуры мозга, ответственные за координацию, приводя к атаксии.
    • Опухоли. Опухоли головного мозга, особенно расположенные в области мозжечка, могут вызывать прогрессирующую атаксию по мере их роста.
    • Интоксикации. Воздействие некоторых лекарственных препаратов (например, противосудорожных), тяжелых металлов или токсинов может временно или постоянно нарушить функцию мозжечка.
    • Сосудистые нарушения. Редкие инсульты или другие нарушения кровообращения в мозгу у детей также могут быть причиной атаксии.
    • Метаболические нарушения. Некоторые врожденные нарушения обмена веществ могут приводить к накоплению токсичных продуктов, повреждающих нервную систему и вызывающих атаксию.
  • Идиопатические причины. В некоторых случаях, несмотря на тщательное обследование, точную причину атаксии установить не удается. Такие состояния называются идиопатическими.
Понимание того, почему возникло нарушение координации, помогает не только в лечении, но и в психологической поддержке семьи, снимая чувство вины и давая ясность относительно будущего.

Как распознать атаксию: симптомы и признаки

Распознать атаксию у ребенка можно по комплексу характерных симптомов, которые затрагивают не только движения, но и другие функции. Внимательные родители и педиатры могут заметить эти признаки на разных этапах развития ребенка. Вот основные проявления, на которые следует обратить внимание:
  • Нарушение походки. Один из наиболее заметных признаков. Ребенок может спотыкаться, шататься, его походка становится неустойчивой, широко расставленными ногами (чтобы обеспечить большую опору). Иногда она описывается как «пьяная» или «шаркающая».
  • Неловкость и неуклюжесть движений. Ребенку сложно выполнять точные действия, такие как взять маленький предмет, налить воду в стакан, застегнуть пуговицы, написать или нарисовать что-либо. Движения становятся резкими, неконтролируемыми, с промахиванием мимо цели (дисметрия).
  • Проблемы с равновесием. Ребенку трудно стоять без опоры, особенно с закрытыми глазами, или сохранять равновесие при поворотах. Он может часто падать.
  • Нарушение речи (дизартрия). Речь может стать замедленной, неразборчивой, с нарушением модуляции и ритма, что придает ей «рубленый» или «скандированный» характер. Это происходит из-за недостаточной координации мышц языка, губ и гортани.
  • Тремор. Часто наблюдается интенционный тремор – дрожание конечностей, которое усиливается при попытке выполнить целенаправленное движение, например, поднести ложку ко рту.
  • Нарушения движений глаз (нистагм). Непроизвольные, ритмичные колебательные движения глазных яблок, которые могут быть горизонтальными, вертикальными или ротаторными.
  • Снижение мышечного тонуса (гипотония). Мышцы могут быть вялыми, что также способствует общей неуклюжести и слабости.
  • Затруднения в обучении и развитии. В некоторых случаях атаксия может сопровождаться задержкой психомоторного развития или трудностями в обучении.
Симптомы могут проявляться постепенно или возникнуть внезапно, быть постоянными или эпизодическими, что зависит от причины нарушения координации и его тяжести.

Когда обращаться к специалисту при нарушении координации у ребенка

Заметив у ребенка даже незначительные нарушения координации или равновесия, важно не откладывать визит к специалисту. Раннее обращение поможет своевременно выявить причину атаксии и начать необходимые мероприятия, что может значительно улучшить прогноз. Необходимо незамедлительно обратиться к детскому неврологу, если вы заметили следующие признаки у вашего ребенка:
  • Внезапное появление атаксии. Если ребенок, который ранее хорошо ходил и координировал движения, вдруг начинает спотыкаться, шататься или падать, это является поводом для экстренного обращения к врачу.
  • Постепенное нарастание симптомов. Если неуклюжесть, шаткость походки или трудности с выполнением точных движений постепенно усиливаются со временем, это также требует внимания специалиста.
  • Сопутствующие симптомы. Атаксия в сочетании с другими тревожными признаками, такими как головная боль, рвота, изменения зрения, слабость в конечностях, изменения поведения или нарушения сознания, требуют немедленной медицинской помощи.
  • Проблемы с речью или глотанием. Если ребенок стал плохо говорить, глотать или жевать, — это может указывать на серьезные проблемы с нервной системой.
  • Нарушения равновесия, особенно при закрытых глазах. Это может быть признаком сенситивной или вестибулярной атаксии.
Специалист проведет тщательный осмотр, оценит неврологический статус, а при необходимости назначит дополнительные обследования, такие как МРТ головного мозга, электронейромиография, генетические тесты или лабораторные анализы. Помните, что чем раньше будет установлен диагноз, тем больше возможностей для оказания эффективной помощи.

Список литературы

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 608 с.
  2. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б. Неврология. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 1040 с.
  3. Педиатрическая неврология Суэймана: Принципы и практика. 6-е изд. / Под ред. К.Ф. Суэймана, С. Эшвала, Д.М. Феррьеро, А. Шора. — Elsevier, 2017. — 1392 с.
  4. Неврология в клинической практике Брэдли. 8-е изд. / Под ред. Д.М. Дэрафа, Дж. Янковича, Дж. Мазиотты, С.Л. Помероя. — Elsevier, 2021. — 2000 с.
  5. Клинические рекомендации "Наследственные атаксии" (Министерство здравоохранения Российской Федерации).

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Плохой ночной сон у ребенка психи

Здравствуйте, моей дочи 1 год 1 месяц, где-то с месяцев 10 начались...

Рот кривит при плаче и улыбке

У новорожденного ребёнка рот кривит(угол рта) справа вниз при...

Микроцефалия

Здравствуйте! Переживаю есть у ребёнка микроцефалия .. Сыну...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.