Сенситивная атаксия у ребенка: когда нарушена чувствительность движений




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

10.11.2025
5 мин.

Сенситивная атаксия у ребенка — это нарушение координации движений, вызванное не проблемой в мозжечке, который обычно отвечает за равновесие, а сбоем в передаче сенсорной информации от конечностей к головному мозгу. Проще говоря, мозг перестает получать точные данные о положении тела в пространстве, что приводит к неустойчивости и неловкости. Это состояние требует внимательной диагностики, так как его причины могут быть разнообразны, а своевременное вмешательство способно значительно улучшить качество жизни маленького пациента.

Что такое сенситивная атаксия и почему она возникает

В основе сенситивной атаксии лежит нарушение глубокой чувствительности, также известной как проприоцепция, или мышечно-суставное чувство. Именно она позволяет нам с закрытыми глазами понимать, согнута ли у нас нога в колене или выпрямлена рука. Специальные рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах постоянно отправляют в мозг сигналы о положении частей тела. При сенситивной атаксии этот информационный канал поврежден. Мозг либо не получает сигналы, либо получает их в искаженном виде. Представьте, что вы пытаетесь идти после того, как нога «затекла», — движения становятся неуверенными и неточными, потому что вы ее плохо чувствуете. Примерно то же самое постоянно испытывает ребенок с таким диагнозом.

Причины повреждения путей глубокой чувствительности могут быть разными. Вот основные группы факторов, приводящих к развитию сенситивной атаксии:

  • Наследственные заболевания. Наиболее частая причина — это наследственные полинейропатии, такие как болезнь Шарко–Мари–Тута или атаксия Фридрейха. При этих состояниях происходит генетически обусловленное поражение периферических нервов или проводящих путей спинного мозга.
  • Приобретенные полинейропатии. Повреждение нервных волокон может быть вызвано токсическим воздействием (например, некоторыми медикаментами), аутоиммунными процессами (синдром Гийена–Барре) или тяжелым дефицитом витаминов, в первую очередь B12.
  • Поражения спинного мозга. Опухоли, травмы, воспалительные процессы (миелит) или сдавление спинного мозга могут нарушить целостность проводящих путей, по которым сенсорная информация поднимается к головному мозгу.
  • Поражение таламуса или теменной доли коры головного мозга. Это более редкие причины, при которых страдает центральный отдел, анализирующий поступающую сенсорную информацию.

Ключевые признаки: как отличить сенситивную атаксию от других нарушений координации

Главный отличительный признак сенситивной атаксии — это резкое ухудшение координации при выключении зрительного контроля. Пока ребенок видит свои ноги и поверхность, по которой идет, он может частично компенсировать недостаток чувствительности. Но стоит ему закрыть глаза или оказаться в темноте, как неустойчивость многократно усиливается. Этот феномен лежит в основе простой диагностической пробы — пробы Ромберга, когда пациента просят встать, сдвинув стопы вместе, и закрыть глаза. При сенситивном нарушении ребенок сразу начинает сильно шататься или даже падать.

Для сенситивной атаксии характерны и другие специфические симптомы:

  • «Штампующая» походка. Ребенок с силой опускает ногу на пол, как бы припечатывая ее к поверхности. Это бессознательная попытка получить от опоры более мощный сенсорный сигнал (вибрацию, давление), чтобы лучше почувствовать положение ноги.
  • Потеря ощущения положения конечностей. Если попросить ребенка с закрытыми глазами сказать, в какую сторону врач согнул его палец на ноге (вверх или вниз), он не сможет ответить правильно.
  • Снижение вибрационной чувствительности. Это один из самых ранних и характерных признаков, который врач проверяет с помощью специального инструмента — камертона.
  • Псевдоатетоз. Если попросить ребенка вытянуть руки вперед и закрыть глаза, его пальцы начнут совершать медленные, червеобразные движения. Это происходит потому, что мозг, не получая информации о положении пальцев, постоянно пытается скорректировать их позицию, но делает это избыточно и неточно.

Чтобы лучше понять различия, полезно сравнить основные характеристики сенситивной и наиболее распространенной мозжечковой атаксии. Для вашего удобства мы собрали их в таблицу.

Признак Сенситивная атаксия (нарушение чувствительности) Мозжечковая атаксия (поражение мозжечка)
Зависимость от зрения Координация резко ухудшается при закрывании глаз или в темноте (положительная проба Ромберга). Нарушение координации сохраняется примерно на одном уровне независимо от того, открыты глаза или закрыты.
Характер походки «Штампующая». Ребенок чрезмерно сгибает ноги в коленях и с силой опускает стопу. «Пьяная» походка. Ребенок широко расставляет ноги, его шатает из стороны в сторону.
Мышечный тонус Чаще снижен (гипотония). Снижен (гипотония).
Речь Обычно не нарушена. Может быть скандированной, замедленной, прерывистой (дизартрия).
Движения глаз В норме. Часто наблюдается нистагм — непроизвольные ритмичные подергивания глазных яблок.
Чувствительность Нарушена глубокая (мышечно-суставная) и вибрационная чувствительность. Все виды чувствительности сохранены.

Роль диагностики: какие обследования необходимы для подтверждения диагноза

Постановка точного диагноза — ключевой этап, от которого зависит дальнейшая тактика лечения и прогноз. Диагностический поиск направлен не только на подтверждение самого факта сенситивной атаксии, но и, что более важно, на выявление ее первопричины. Процесс обследования обычно включает несколько этапов.

  1. Неврологический осмотр. Врач проводит детальную оценку рефлексов, мышечного тонуса, силы и, самое главное, всех видов чувствительности. Проверяется способность ребенка определять положение конечностей с закрытыми глазами, распознавать вибрацию от камертона на костных выступах. Проба Ромберга является обязательной частью осмотра.
  2. Электронейромиография (ЭНМГ). Это важнейший метод, который позволяет оценить скорость проведения электрических импульсов по нервным волокнам. При сенситивной атаксии, вызванной полинейропатией, ЭНМГ покажет характерные изменения, указывающие на поражение чувствительных нервов. Исследование помогает определить тип повреждения и распространенность процесса.
  3. Лабораторные анализы. Назначается биохимический анализ крови для исключения метаболических нарушений, а также анализ на уровень витамина B12, дефицит которого является одной из курабельных причин сенситивной атаксии.
  4. Молекулярно-генетическое тестирование. Если есть подозрение на наследственную природу заболевания (например, атаксию Фридрейха или болезнь Шарко–Мари–Тута), проводится ДНК-диагностика для поиска конкретных мутаций в генах.
  5. Магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного и спинного мозга назначается для исключения структурных повреждений: опухолей, очагов воспаления или демиелинизации, которые могли бы сдавливать или разрушать чувствительные проводящие пути.

Основные подходы к лечению и реабилитации

Тактика ведения ребенка с сенситивной атаксией напрямую зависит от установленной причины заболевания. Если возможно воздействовать на первопричину, это становится приоритетной задачей. Например, при дефиците B12 назначаются инъекции этого витамина, что может привести к полному или частичному восстановлению функций. При аутоиммунных полинейропатиях применяется иммуносупрессивная терапия. Однако во многих случаях, особенно при наследственных формах, этиотропного (направленного на причину) лечения не существует. Тогда основной упор делается на реабилитацию и симптоматическую поддержку.

Цель реабилитации — научить мозг компенсировать недостаток проприоцептивной чувствительности за счет других сенсорных систем, в первую очередь зрения и слуха, а также укрепить мышцы и развить координацию. Комплексный подход включает:

  • Лечебная физкультура (ЛФК). Это основа реабилитации. Специальные упражнения направлены на тренировку равновесия, координации и укрепление мышечного корсета. Используются упражнения на нестабильных платформах, ходьба по линиям, занятия с использованием зрительной обратной связи (например, перед зеркалом). Лечебная физкультура помогает выработать новые двигательные стереотипы.
  • Эрготерапия. Этот вид реабилитации направлен на адаптацию ребенка к повседневной жизни. Специалист помогает освоить навыки самообслуживания (одевание, прием пищи, гигиена), адаптировать окружающее пространство (установка поручней, использование нескользящих ковриков) и подобрать вспомогательные средства, если они необходимы.
  • Ортопедическая коррекция. Иногда для стабилизации походки и предотвращения деформаций стоп рекомендуется ношение специальной ортопедической обуви или ортезов.

Прогноз и жизнь с сенситивной атаксией: чего ожидать родителям

Прогноз при сенситивной атаксии полностью определяется основным заболеванием. В случаях, когда причину можно устранить (например, восполнить дефицит витамина), возможно значительное улучшение или даже полное выздоровление. При прогрессирующих наследственных заболеваниях, таких как атаксия Фридрейха, состояние со временем может ухудшаться. Однако это не означает, что нельзя помочь. Главная задача родителей и специалистов — максимально замедлить прогрессирование симптомов и сохранить функциональную независимость ребенка как можно дольше.

Важно понимать, что постоянная и систематическая реабилитация играет решающую роль. Регулярные занятия лечебной физкультурой, эрготерапией и создание безопасной домашней среды позволяют ребенку лучше контролировать свое тело и вести активную жизнь. Организация безопасного быта включает хорошее освещение в доме (особенно в ночное время), устранение с пола проводов и скользких ковриков, оборудование ванной комнаты поручнями. Поддержка, терпение и активное участие родителей в реабилитационном процессе — это залог успеха в адаптации ребенка к жизни с этим состоянием.

Список литературы

  1. Неврология. Национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 880 с.
  2. Детская неврология: учебник / под ред. А. С. Петрухина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 1008 с.
  3. Manto M. Cerebellar and Sensory Ataxias // Handbook of Clinical Neurology. — 2012. — Vol. 103. — P. 147–160.
  4. Daroff R. B., Jankovic J., Mazziotta J. C., Pomeroy S. L. (Eds.). Bradley's and Daroff's Neurology in Clinical Practice. — 8th ed. — Elsevier, 2022. — 2240 p.
  5. Гузева В. И. Руководство по детской неврологии. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: МИА, 2021. — 720 с.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Что делать, если у ребенка есть судороги?

Здравствуйте. У моего ребенка были судороги, и я не знаю, что с...

Поставили диагноз ДЦП 3,5 месячному

Здравствуйте
ребенку 3,5 месяцев, плачет беспрерывно откидывая...

Когитум

Добрый день. Принимаем Когитум 2 недели по назначению врача с...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.