Отличить мышечную гипотонию от других состояний: руководство для родителей




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

10.11.2025
4 мин.

Заметив, что малыш кажется необычно «вялым» или «мягким», родители испытывают естественную тревогу. Часто за этими наблюдениями стоит состояние, известное как мышечная гипотония. Важно сразу понимать: это не самостоятельное заболевание, а симптом, который указывает на сниженный тонус мышц — их сопротивление пассивному растяжению в состоянии покоя. Понимание ключевых особенностей этого состояния поможет родителям отличить мышечную гипотонию от других состояний, правильно оценить ситуацию и своевременно обратиться за квалифицированной помощью, не поддаваясь панике.

Что такое мышечная гипотония и почему это не диагноз

Мышечная гипотония (МГ) — это медицинский термин, описывающий пониженный мышечный тонус. В норме мышцы даже в расслабленном состоянии сохраняют некоторое напряжение, что позволяет телу поддерживать позу и быстро реагировать на необходимость движения. При МГ это фоновое напряжение снижено. Ребенок с гипотонией может ощущаться как «тряпичная кукла» при взятии на руки. Важно подчеркнуть, что сниженный мышечный тонус является лишь клиническим признаком, а не окончательным диагнозом. Задача врача — найти первопричину, которая привела к развитию этого симптома, так как она может варьироваться от доброкачественных состояний, которые проходят со временем, до серьезных неврологических или генетических нарушений.

Ключевые признаки сниженного мышечного тонуса у ребенка

Сниженный мышечный тонус проявляется рядом характерных признаков, которые внимательные родители могут заметить у своего ребенка. Эти симптомы могут быть выражены в разной степени, но их совокупность должна стать поводом для консультации со специалистом. Вот на что следует обратить внимание:

  • Необычные позы. В положении на спине ребенок может лежать в «позе лягушки», когда его руки и ноги распластаны по поверхности, а не находятся в слегка согнутом, физиологическом положении.
  • Трудности с удержанием головы. Малыш плохо или совсем не держит голову, при попытке поднять его за ручки из положения лежа голова сильно запрокидывается назад.
  • Ощущение «вялости» на руках. Когда вы берете ребенка на руки, он кажется излишне гибким, буквально «обтекает» ваши руки, нет ощущения упругости.
  • Проблемы с кормлением. Слабый сосательный или глотательный рефлекс, быстрая утомляемость во время еды, поперхивание. Это связано со слабостью мышц, участвующих в акте сосания и глотания.
  • Сниженная двигательная активность. Ребенок малоподвижен, его движения могут быть редкими и не очень активными по сравнению со сверстниками.
  • Чрезмерная гибкость суставов. Руки и ноги могут разгибаться в суставах на больший, чем в норме, угол.
  • Тихий плач или слабый голос. Сниженный тонус может затрагивать и мышцы, участвующие в дыхании и голосообразовании.

Гипотония или мышечная слабость: в чем принципиальная разница

Для родителей термины «сниженный тонус» и «мышечная слабость» могут звучать как синонимы, однако в неврологии это принципиально разные понятия. Их различение крайне важно для правильной диагностики. Мышечная гипотония — это пассивная характеристика мышцы (ее сопротивление в покое), а слабость (парез) — это активная характеристика (способность сокращаться и производить силу). Ребенок с гипотонией может иметь нормальную мышечную силу, и наоборот, у ребенка с нормальным тонусом может быть слабость. Понимание этой разницы помогает врачу сузить круг поиска причин.

Для большей ясности рассмотрим основные отличия в виде таблицы:

Признак Мышечная гипотония (сниженный тонус) Мышечная слабость (парез)
Активные движения Объем движений может быть полным, но они могут выглядеть вялыми. Ребенок способен двигать руками и ногами. Объем активных движений ограничен. Ребенок не может выполнить определенное движение или выполняет его с большим трудом (например, поднять ногу).
Сопротивление При пассивном сгибании и разгибании конечностей врач ощущает очень низкое сопротивление. Сопротивление пассивным движениям может быть нормальным, повышенным или сниженным. Главный критерий — неспособность сгенерировать силу.
Глубокие рефлексы Часто нормальные или повышенные (при центральном происхождении гипотонии). Обычно снижены или отсутствуют, особенно при поражении периферической нервной системы или мышц.
Пример Ребенок лежит в «позе лягушки», но если его пощекотать, он активно отдернет ножку. Ребенок не может поднять игрушку или оттолкнуться ногами, даже если очень этого хочет.

Состояния, с которыми можно спутать мышечную гипотонию

Симптом сниженного мышечного тонуса не уникален и может наблюдаться при различных состояниях, не все из которых являются патологией. Родителям важно знать о них, чтобы избежать лишних волнений, но не терять бдительности.

  • Нормальные индивидуальные особенности. Некоторые здоровые дети по своей природе более спокойные и расслабленные, чем их сверстники. Если ребенок при этом хорошо ест, прибавляет в весе и осваивает возрастные навыки (пусть и в пределах нижней границы нормы), его «вялость» может быть просто чертой темперамента.
  • Недоношенность. У детей, родившихся раньше срока, мышечный тонус часто снижен из-за общей незрелости нервной системы. Как правило, по мере роста и «дозревания» тонус постепенно нормализуется.
  • Острые инфекционные заболевания. Во время болезни (например, ОРВИ с высокой температурой) любой ребенок становится вялым и апатичным. Это временное состояние, которое проходит вместе с выздоровлением. В отличие от истинной МГ, здесь вялость напрямую связана с интоксикацией организма.
  • Рахит. Дефицит витамина D может приводить к мышечной слабости и гипотонии. Однако при рахите обычно присутствуют и другие симптомы: потливость, беспокойство, изменения со стороны костной системы (размягчение краев большого родничка, утолщения на ребрах).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Атонически-астатическая форма ДЦП характеризуется выраженной мышечной гипотонией. Однако это состояние всегда сопровождается задержкой моторного и психоречевого развития, а также другими неврологическими симптомами, которые выявляет врач при осмотре.
  • Спинальная мышечная атрофия (СМА). Это тяжелое генетическое заболевание, ключевым признаком которого является прогрессирующая мышечная слабость, а не просто сниженный тонус. Дети со СМА теряют уже приобретенные навыки, у них угасают рефлексы. При этом мышечная гипотония также присутствует, что и создает сложность в ранней дифференциальной диагностике.

Когда обращение к врачу необходимо и к какому специалисту идти

Самостоятельная диагностика недопустима, но знание тревожных сигналов поможет вовремя принять правильное решение. Безотлагательно обратиться к врачу следует, если вы заметили один или несколько из следующих признаков:

  • Сниженный мышечный тонус сочетается с выраженными трудностями при сосании или глотании.
  • Ребенок не просто вялый, но и теряет уже приобретенные двигательные навыки (например, перестал держать голову, хотя раньше уже начинал).
  • Гипотония нарастает со временем.
  • Наблюдается заметная задержка в моторном развитии (к 3-4 месяцам нет контроля головы, к 7-8 месяцам не сидит самостоятельно).
  • Вялость сопровождается судорогами, необычными движениями глаз или нарушением сознания.

Первый специалист, к которому следует обратиться, — это педиатр. Он проведет первичный осмотр и, при наличии показаний, направит ребенка на консультацию к детскому неврологу. Именно детский невролог является профильным врачом, который занимается диагностикой и лечением состояний, сопровождающихся мышечной гипотонией.

Что не является мышечной гипотонией

В родительском сообществе существует множество мифов, которые могут приводить к необоснованной тревоге. Важно понимать, что некоторые особенности поведения ребенка не имеют отношения к сниженному мышечному тонусу.

Нежелание ребенка выполнять какое-то действие (например, переворачиваться или ползти) при сохранной способности это сделать — это чаще вопрос мотивации или темперамента, а не патологии. Спокойный характер или «лень» не являются синонимами МГ. Если ребенок при этом может активно двигать руками и ногами, имеет хороший аппетит и в целом развивается соответственно возрасту, скорее всего, поводов для беспокойства нет. Ключевым отличием является физическая неспособность или выраженная трудность в выполнении движений, а не просто их отсутствие по желанию ребенка.

Список литературы

  1. Гузева В.И. Неврология детского возраста: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 640 с.
  2. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. — 4-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 288 с.
  3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. Союз педиатров России. — М., 2013. — 29 с.
  4. Volpe J.J. Volpe's Neurology of the Newborn. — 6th ed. — Elsevier, 2018. — 1200 p.
  5. Prasad A.N., Prasad C. The floppy infant: evaluation of hypotonia. // Paediatrics & Child Health. — 2003. — Vol. 8, № 1. — P. 17-21.
  6. Lisi M.L., Cohn R.D. The floppy infant: a practical approach. // Pediatric Annals. — 2011. — Vol. 40, № 10. — P. 507-515.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Результат ЭЭГ

Здравствуйте, посмотрите пожалуйста результат ЭЭГ

Поставили диагноз ДЦП 3,5 месячному

Здравствуйте
ребенку 3,5 месяцев, плачет беспрерывно откидывая...

ЗРР 6 лет

Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.