Дневные симптомы роландической эпилепсии, такие как избыточное слюнотечение и внезапные проблемы с речью, часто вызывают у родителей серьезное беспокойство и непонимание. Эти проявления, хотя и выглядят тревожно, являются характерными признаками доброкачественной роландической эпилепсии (ДРЭ) — самой распространенной формы эпилепсии у детей. Важно понимать, что это фокальные моторные приступы, которые затрагивают специфическую область головного мозга, отвечающую за движения лица и рта. Несмотря на пугающую картину, прогноз при данном состоянии в подавляющем большинстве случаев благоприятный, и симптомы полностью исчезают по мере взросления ребенка.
Что такое слюнотечение и нарушения речи при роландической эпилепсии
Дневные проявления доброкачественной роландической эпилепсии — это короткие фокальные приступы, которые возникают, когда ребенок находится в состоянии бодрствования. Они напрямую связаны с эпилептической активностью в центротемпоральной (роландической) области коры головного мозга. Эта зона контролирует мышцы лица, языка, глотки и гортани. Поэтому приступы проявляются именно орофарингеальными симптомами, то есть связанными с областью рта и глотки.
Ключевые дневные симптомы включают:
- Избыточное слюнотечение (гиперсаливация, или сиалорея). Это не просто небольшое слюноотделение. Во время приступа выработка слюны резко усиливается, ребенок не может ее сглотнуть из-за спазма мышц глотки. В результате слюна скапливается во рту, может течь по подбородку или пузыриться. Этот симптом возникает непроизвольно и не контролируется ребенком.
- Нарушения речи (дизартрия или речевой арест). Речь ребенка внезапно становится невнятной, «смазанной», как будто во рту каша (дизартрия). В некоторых случаях ребенок может полностью утратить способность говорить на несколько секунд или минут (речевой арест, или анартрия), издавая при этом нечленораздельные горловые звуки. Крайне важно понимать, что в этот момент ребенок находится в полном сознании, все понимает и слышит, но не может управлять своим речевым аппаратом, что может сильно его напугать.
Эти симптомы могут возникать как вместе, так и по отдельности. Часто им сопутствуют другие признаки: одностороннее подергивание мышц щеки, губы или онемение в области языка. Длительность таких дневных эпизодов обычно очень короткая — от нескольких секунд до двух минут.
Почему возникают эти дневные проявления ДРЭ
Причиной слюнотечения и проблем с речью при роландической эпилепсии является патологическая электрическая активность в специфической части мозга — роландовой борозде. Представьте, что эта область — своего рода «пульт управления» для мышц, участвующих в артикуляции, жевании и глотании. При ДРЭ в этом «пульте» происходит короткое замыкание — возникает избыточный нейронный разряд.
Этот электрический импульс распространяется на нервные клетки, которые отдают команды мышцам. В результате мышцы лица, языка и глотки начинают непроизвольно сокращаться или, наоборот, застывают в спазме. Именно этот спазм мешает ребенку нормально говорить и сглатывать слюну, выработка которой рефлекторно усиливается из-за раздражения чувствительных зон. Сознание при таких коротких дневных приступах, как правило, полностью сохранено, так как эпилептическая активность ограничена лишь небольшой моторной зоной и не распространяется на другие отделы мозга.
Как отличить эпилептические симптомы от других состояний
Родителям бывает сложно понять, является ли внезапное слюнотечение или «запинка» в речи признаком приступа или следствием других причин, например стоматологических проблем или логопедических трудностей. Чтобы внести ясность, обратите внимание на ключевые отличительные черты эпилептических проявлений.
В этой таблице представлены основные критерии, которые помогут разграничить симптомы доброкачественной роландической эпилепсии и схожие неэпилептические состояния.
| Признак | Проявление при роландической эпилепсии | Другие возможные причины (неэпилептические) |
|---|---|---|
| Начало и длительность | Внезапное, резкое начало. Эпизод короткий, длится от нескольких секунд до 2 минут, после чего состояние полностью нормализуется. | Постепенное нарастание симптомов. Слюнотечение при прорезывании зубов или стоматите постоянно. Речевые запинки (заикание) могут быть длительными, ситуативными. |
| Сознание | Ребенок в полном сознании, все понимает, может быть напуган невозможностью говорить. | Сознание не нарушено, но ребенок может быть раздражительным из-за боли (например, при стоматите) или тревожным (при заикании). |
| Сопутствующие симптомы | Часто сопровождается односторонним напряжением или подергиванием мышц щеки, губы, онемением языка. | При прорезывании зубов — отек десен, повышение температуры. При ЛОР-заболеваниях — боль в горле. При заикании — тики, напряжение мышц шеи. |
| Стереотипность | Приступы очень похожи друг на друга, повторяются стереотипно. | Проявления могут быть разнообразными и меняться в зависимости от ситуации или самочувствия. |
План действий для родителей: что делать при появлении симптомов
Обнаружение таких симптомов у ребенка — это всегда стресс. Однако правильные и спокойные действия помогут не только ребенку, но и врачу в постановке диагноза. Ваш план действий должен состоять из двух этапов: помощь во время эпизода и шаги после него.
Вот что нужно делать непосредственно во время приступа:
- Сохраняйте спокойствие. Ваша паника может передаться ребенку и усилить его страх. Говорите с ним ласковым, уверенным голосом.
- Оставайтесь рядом. Убедитесь, что ребенок находится в безопасном месте. Если он сидит, пусть остается на месте. Не нужно его укладывать или перемещать без необходимости.
- Поверните голову ребенка набок. Это поможет слюне свободно вытекать изо рта и предотвратит возможность поперхивания.
- Не пытайтесь остановить слюнотечение или заставить ребенка говорить. Не кладите ничего в рот, не пытайтесь разжать челюсти. Это бесполезно и может привести к травме.
- Засеките время. Точная продолжительность эпизода — важная информация для врача. Используйте таймер на телефоне.
А это шаги, которые необходимо предпринять после того, как приступ закончился:
- Успокойте ребенка. Объясните простыми словами, что все прошло и он в безопасности. Дайте попить воды.
- Запишите все детали. Сразу после эпизода зафиксируйте в дневнике: дату, время, продолжительность, что именно происходило (слюнотечение, проблемы с речью, подергивания), что ребенок делал до приступа.
- Попробуйте снять видео. Если приступы повторяются, постарайтесь записать один из них на видео. Видеозапись приступа является бесценным материалом для невролога и может значительно ускорить постановку правильного диагноза.
- Обратитесь к детскому неврологу. Не откладывайте визит к врачу. Подробное описание симптомов и видеозапись помогут специалисту определить дальнейшую тактику обследования, как правило, включающую электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Влияют ли дневные приступы на развитие ребенка
Один из главных страхов родителей связан с возможным влиянием эпилепсии на интеллект и развитие ребенка. В случае доброкачественной роландической эпилепсии эти опасения в подавляющем большинстве случаев необоснованны. Этот синдром называется «доброкачественным» именно потому, что он не приводит к грубым нарушениям когнитивных функций и имеет тенденцию к самопроизвольному прекращению в подростковом возрасте.
Интеллект у детей с ДРЭ обычно соответствует возрастной норме. Однако у некоторых детей могут наблюдаться легкие трудности в обучении, связанные с дефицитом внимания, проблемами с речевой памятью или тонкой моторикой. Эти особенности не являются следствием повреждения мозга, а скорее отражают функциональные изменения, вызванные эпилептической активностью. При своевременном обращении к специалистам (нейропсихологу, логопеду) эти трудности успешно корректируются. Самое важное — это благоприятный долгосрочный прогноз: по достижении 14–16 лет приступы прекращаются навсегда, и ребенок вступает во взрослую жизнь без каких-либо ограничений.
Список литературы
- Клинические рекомендации «Эпилепсия и эпилептические синдромы у детей». Союз педиатров России. — 2022.
- Мухин К. Ю., Миронов М. Б., Петрухин А. С. Эпилептические синдромы. Диагностика и терапия. Руководство для врачей. — М.: ООО «Системные решения», 2014. — 376 с.
- Panayiotopoulos C. P. The Epilepsies: Seizures, Syndromes and Management. — Bladon Medical Publishing, 2005. — 542 p.
- Guerrini R., Pellacani S. Benign childhood focal epilepsies. In: Swaiman KF, Ashwal S, Ferriero DM, et al., eds. Swaiman’s Pediatric Neurology: Principles and Practice. 6th ed. Elsevier; 2017: Chap 71.
- Commission on Classification and Terminology of the International League Against Epilepsy (ILAE). Proposal for revised classification of epilepsies and epileptic syndromes // Epilepsia. — 1989. — Vol. 30, № 4. — P. 389–399.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским неврологам
Все консультации детских неврологов
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?
Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...
Эпиактивность
Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...
Как понять, что у моего ребенка есть проблемы с нервной системой?
Здравствуйте. Я заметила, что мой ребенок часто бывает вялым и у...
Врачи детские неврологи
Детский невролог
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Детский невролог
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Стаж работы: 14 л.
Детский невролог, Невролог
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 30 л.
