Диагностика инородного тела в ухе у ребенка: как проходит осмотр у врача




Денисов Григорий Александрович

Автор:

Денисов Григорий Александрович

Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

15.11.2025
9 мин.

Когда ребенок внезапно начинает жаловаться на боль в ухе, теребит его, или вы заметили, что он засунул в слуховой проход посторонний предмет, это всегда вызывает беспокойство у родителей. Ситуация, когда в ухе у ребенка оказывается инородное тело (ИТУ), является достаточно распространенной в детском возрасте и требует немедленного обращения к специалисту. Грамотная и своевременная диагностика инородного тела в ухе – это первый и ключевой шаг к его безопасному извлечению и предотвращению возможных осложнений. Понимание того, как проходит осмотр у оториноларинголога (ЛОР-врача), поможет вам чувствовать себя увереннее и подготовить ребенка к процедуре.

Когда необходим срочный осмотр врача-оториноларинголога?

При появлении признаков того, что в ухе ребенка может находиться инородное тело, важно действовать быстро, но без паники. Некоторые ситуации требуют немедленного визита к врачу-оториноларингологу, так как промедление может привести к серьезным осложнениям, включая травмы барабанной перепонки или слухового прохода, воспаление и даже ухудшение слуха. Срочный осмотр ЛОР-врача необходим в следующих случаях:
  • Острая боль: Ребенок жалуется на сильную, пронзительную или пульсирующую боль в ухе.
  • Кровотечение или выделения: Из уха появились кровянистые, гнойные или любые другие нехарактерные выделения. Это может свидетельствовать о повреждении структур уха.
  • Снижение слуха: Родители замечают внезапное ухудшение слуха у ребенка на одно или оба уха.
  • Явные признаки инородного тела: Вы сами видели, как ребенок засунул мелкий предмет в ухо, или обнаружили его часть торчащей из слухового прохода.
  • Подозрение на насекомое: Если есть предположение, что в ухо заползло насекомое, которое может вызвать дискомфорт, боль или даже попытаться прокусить барабанную перепонку.
  • Изменение поведения ребенка: Ребенок становится раздражительным, беспокойным, плохо спит или отказывается от еды из-за дискомфорта в ухе.
Даже если ребенок не испытывает явного дискомфорта, но вы уверены, что посторонний предмет попал в ухо, консультация специалиста обязательна. Некоторые предметы, например, мелкие бусины или части растений, могут не вызывать острой боли сразу, но со временем способны привести к воспалению и другим нежелательным последствиям.

Сбор анамнеза: что узнает оториноларинголог у родителей?

Первый этап любого медицинского осмотра начинается со сбора анамнеза – подробной информации о случившемся и общем состоянии здоровья ребенка. Для врача-оториноларинголога это чрезвычайно важный этап, поскольку ответы родителей помогают сформировать предварительную картину и выбрать оптимальную тактику дальнейшей диагностики. Ваша задача – максимально точно и спокойно описать ситуацию. ЛОР-врач задаст следующие ключевые вопросы:
  • Когда и как произошло: Точное время, когда, по вашему мнению, инородное тело попало в ухо. Опишите, как это произошло: ребенок играл, упал, кто-то что-то засунул?
  • Что именно попало в ухо: Если вы знаете тип предмета (бусина, часть игрушки, еда, насекомое, ватный шарик), обязательно сообщите об этом. Эта информация критически важна, так как разные материалы требуют разных подходов к удалению и имеют разный риск осложнений. Например, батарейки-таблетки могут вызвать химический ожог тканей.
  • Были ли попытки извлечения: Если вы или кто-то другой пытались достать предмет самостоятельно, расскажите, какими инструментами пользовались и что именно происходило. Неудачные попытки могут протолкнуть предмет глубже или повредить слуховой проход.
  • Симптомы: Какие именно жалобы предъявляет ребенок? Боль, зуд, снижение слуха, ощущение заложенности, выделения из уха, головокружение, тошнота? Как давно появились эти симптомы и какова их динамика?
  • Наличие сопутствующих заболеваний: Есть ли у ребенка хронические заболевания уха (например, отиты), аллергии, нарушения свертываемости крови или другие состояния, которые могут повлиять на процедуру осмотра и удаления?
Откровенные и подробные ответы на эти вопросы значительно ускорят процесс диагностики и помогут оториноларингологу принять правильное решение, обеспечивая максимальную безопасность для вашего ребенка.

Визуальный осмотр уха у ребенка: первый этап диагностики

После сбора анамнеза оториноларинголог приступает к внешнему, или визуальному, осмотру уха ребенка. Этот этап является первичным и позволяет оценить общее состояние наружного уха, выявить явные повреждения или признаки воспаления, а также определить, виден ли посторонний предмет невооруженным глазом. Как проходит визуальный осмотр:
  • Осмотр ушной раковины: Врач внимательно осматривает ушную раковину и область за ухом. Это позволяет выявить отечность, покраснение, ссадины, порезы или другие травмы, которые могли быть получены при попытках самостоятельного извлечения инородного тела или в результате попадания предмета.
  • Оценка наружного слухового прохода: Специалист осторожно оттягивает ушную раковину назад и вверх (у детей старшего возраста) или назад и вниз (у младенцев и маленьких детей), чтобы выпрямить слуховой проход. Таким образом можно увидеть вход в слуховой проход и, возможно, сам посторонний предмет, если он находится близко к поверхности.
  • Поиск признаков воспаления: Оценивается наличие выделений из уха, их характер (водянистые, гнойные, кровянистые), запах. Эти признаки могут указывать на развившееся воспаление или повреждение.
Визуальный осмотр — это неинвазивный метод, который не доставляет дискомфорта ребенку и является отправной точкой для более глубокого изучения состояния слухового прохода и барабанной перепонки с помощью специальных инструментов. Если инородное тело видно уже на этом этапе, врач может сразу принять решение о его извлечении, но, как правило, требуется более детальное обследование.

Отоскопия: основной метод выявления инородного тела в ухе

Отоскопия является ключевым методом диагностики инородного тела в ухе у ребенка. Это процедура, при которой оториноларинголог осматривает наружный слуховой проход и барабанную перепонку с помощью специального прибора – отоскопа. Отоскоп представляет собой рукоятку с источником света и увеличительной линзой, на которую надевается одноразовая воронка – ушной спекулум. Этапы проведения отоскопии:
  1. Подготовка ребенка: Врач или медицинская сестра помогает правильно расположить ребенка. Маленьких детей могут попросить сесть на колени к родителю, который крепко удерживает его голову и руки, чтобы исключить резкие движения. Это очень важно для безопасности и точности осмотра.
  2. Выпрямление слухового прохода: Как и при визуальном осмотре, ушная раковина осторожно оттягивается в зависимости от возраста ребенка, чтобы максимально выпрямить естественные изгибы слухового прохода.
  3. Введение отоскопа: ЛОР-врач аккуратно вводит стерильный одноразовый ушной спекулум отоскопа в слуховой проход. Важно, чтобы спекулум был подходящего размера, чтобы не повредить нежные стенки прохода.
  4. Осмотр: Через увеличительную линзу отоскопа специалист тщательно осматривает стенки слухового прохода на предмет повреждений, отека, воспаления, а также ищет само инородное тело. Врач оценивает его размер, форму, положение, а также состояние барабанной перепонки.
Отоскопия может вызвать небольшой дискомфорт, особенно если слуховой проход воспален или сильно сужен. Однако процедура обычно занимает всего несколько минут. Современные отоскопы оснащены ярким источником света, что позволяет получить четкое изображение. Опытный оториноларинголог выполняет осмотр максимально бережно, чтобы минимизировать стресс для ребенка и исключить риск дальнейшего травмирования. Это исследование позволяет не только обнаружить посторонний предмет, но и оценить его взаимодействие с окружающими тканями, определить степень возможного повреждения и спланировать дальнейшие действия по извлечению.

Преимущества видеоотоскопии в детской оториноларингологии

Видеоотоскопия является современной модификацией классической отоскопии и значительно расширяет диагностические возможности оториноларинголога, особенно при работе с детьми. Этот метод использует специальный видеоотоскоп, который представляет собой отоскоп, оснащенный миниатюрной видеокамерой и источником света. Изображение из слухового прохода транслируется на экран монитора в режиме реального времени. Ключевые преимущества видеоотоскопии:
  • Высокая точность и детализация: Увеличенное изображение на экране позволяет врачу увидеть самые мелкие детали, оценить структуру и цвет инородного тела, а также состояние стенок слухового прохода и барабанной перепонки с беспрецедентной четкостью. Это критически важно для определения типа предмета (например, насекомое, батарейка, бусина) и планирования тактики удаления.
  • Вовлечение родителей: Родители могут в режиме реального времени видеть на экране то же, что и врач. Это значительно повышает их информированность и доверие к специалисту. Наглядная демонстрация помогает им лучше понять проблему и причины боли у ребенка.
  • Обучение и документация: Видеоотоскопия позволяет записывать ход осмотра и сохранять изображения. Эти записи могут быть использованы для консультаций с другими специалистами, отслеживания динамики состояния уха после удаления инородного тела или в качестве обучающего материала.
  • Минимизация дискомфорта: Благодаря высокому разрешению и качественному освещению, видеоотоскопия часто позволяет провести осмотр быстрее и точнее, сокращая время воздействия на ребенка. Это особенно важно для детей, которые склонны к беспокойству.
  • Точное планирование удаления: Детальное изображение инородного тела и его положения относительно окружающих тканей помогает оториноларингологу максимально точно выбрать инструменты и технику для безопасного извлечения, снижая риск травматизации.
Таким образом, видеоотоскопия – это не просто диагностическая процедура, но и эффективный инструмент для коммуникации с родителями, повышения качества медицинского обслуживания и обеспечения максимально безопасного подхода к решению проблемы инородного тела в ухе у ребенка.

Дополнительные методы диагностики инородных тел в ухе: когда они необходимы?

В большинстве случаев отоскопии, включая видеоотоскопию, достаточно для точной диагностики инородного тела в ухе у ребенка. Однако в некоторых ситуациях оториноларинголог может прибегнуть к дополнительным методам обследования, чтобы получить более полную информацию. Это происходит, когда есть подозрение на глубокое проникновение предмета, его особый характер или развитие осложнений. Дополнительные диагностические методы включают:
  • Микроскопическое исследование: При использовании специального операционного микроскопа или ЛОР-комбайна с микроскопом врач получает еще более увеличенное и детализированное изображение. Это особенно полезно, когда инородное тело очень маленькое, находится в труднодоступном месте или если необходимо оценить мельчайшие повреждения стенок слухового прохода или барабанной перепонки.
  • Эндоскопическое исследование: Введение тонкого эндоскопа с камерой позволяет осмотреть слуховой проход под разными углами и достичь участков, недоступных для обычного отоскопа. Эндоскопия обеспечивает широкий обзор и часто используется как для диагностики, так и для контролируемого удаления сложных инородных тел.
  • Рентгенография: Этот метод применяется, если есть подозрение на металлическое или другое рентгеноконтрастное инородное тело, которое не видно при отоскопии (например, при сильном отеке или глубоком расположении). Рентгеновский снимок позволяет определить точное местоположение и размер объекта. Однако важно помнить, что не все предметы (например, пластик, дерево) видны на рентгене, и данный метод не всегда целесообразен из-за лучевой нагрузки на ребенка.
  • Компьютерная томография (КТ) уха: Компьютерная томография – это наиболее информативный, но и наиболее дорогостоящий и сложный метод. Она назначается в исключительных случаях, когда есть подозрение на проникновение инородного тела за пределы среднего уха (например, в височную кость), при серьезных травмах, или когда отоскопия и рентген не дают полной картины. КТ обеспечивает послойные изображения и позволяет точно определить расположение объекта и степень повреждения окружающих структур. Этот метод используется крайне редко и только при наличии серьезных показаний.
Решение о применении дополнительных методов диагностики принимает оториноларинголог, исходя из клинической картины, результатов первичного осмотра и потенциального риска для ребенка. Цель всегда одна – максимально точно определить проблему, чтобы выбрать наиболее безопасный и эффективный способ ее решения.

Дифференциальная диагностика: как исключить другие проблемы уха у ребенка?

При симптомах, указывающих на возможное инородное тело в ухе, врачу-оториноларингологу важно не только подтвердить наличие постороннего предмета, но и исключить другие заболевания уха, которые могут иметь схожую клиническую картину. Этот процесс называется дифференциальной диагностикой. Правильное распознавание истинной причины недомогания ребенка позволяет назначить адекватное лечение. ЛОР-врач будет дифференцировать инородное тело с такими состояниями, как:
  • Острый средний отит: Это воспаление среднего уха, часто сопровождающееся болью, лихорадкой, снижением слуха и выделениями. При отоскопии врач видит характерные изменения барабанной перепонки (покраснение, выпячивание), что отличает его от инородного тела.
  • Наружный отит: Воспаление кожи слухового прохода, которое может быть вызвано инфекцией или травмой. Симптомы включают боль, зуд, отек и выделения. При отоскопии наблюдается воспаление стенок слухового прохода, но инородного тела может не быть.
  • Серная пробка: Скопление ушной серы, которое может полностью или частично перекрыть слуховой проход, вызывая ощущение заложенности, снижение слуха и иногда дискомфорт. Серная пробка легко диагностируется при отоскопии и отличается от инородного тела своей мягкой консистенцией и естественным происхождением.
  • Баротравма: Повреждение барабанной перепонки из-за резкого перепада давления (например, при полете в самолете, нырянии). Может вызывать боль и снижение слуха. Отсутствие постороннего предмета и характерные изменения барабанной перепонки указывают на баротравму.
  • Мастоидит: Воспаление сосцевидного отростка височной кости, расположенного за ухом. Это серьезное осложнение отита, сопровождающееся сильной болью за ухом, отеком и покраснением этой области, лихорадкой. Дифференцируется по локализации боли и специфическим признакам воспаления костной ткани.
Тщательный сбор анамнеза, подробный осмотр с помощью отоскопа (или видеоотоскопа) и, при необходимости, дополнительные методы исследования позволяют оториноларингологу установить точный диагноз и приступить к соответствующему лечению. Важно помнить, что только квалифицированный специалист может правильно оценить ситуацию и исключить другие заболевания.

Как подготовить ребенка к осмотру уха: практические советы родителям

Визит к врачу, особенно если ребенок испытывает дискомфорт или боль, может быть стрессовым для него. Однако правильная подготовка со стороны родителей способна значительно облегчить процесс осмотра и сделать его максимально эффективным и безопасным. Ваша поддержка и спокойствие – ключ к успеху. Вот несколько практических советов по подготовке ребенка к осмотру уха:
  • Сохраняйте спокойствие: Дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей. Ваше спокойствие и уверенность передадутся ребенку и помогут ему меньше нервничать.
  • Объясните простыми словами: Расскажите ребенку, что произойдет. Используйте простые и понятные фразы: "Доктор посмотрит твое ушко с фонариком, чтобы убедиться, что там нет ничего лишнего". Избегайте пугающих слов типа "больно" или "страшно", но и не обманывайте, что он ничего не почувствует. Скажите, что может быть немного неприятно, но очень быстро.
  • Порепетируйте дома: Можно поиграть в "доктора", посмотрев друг другу в ушки маленьким фонариком. Объясните, что нужно будет сидеть неподвижно. Это поможет ребенку понять, что его ждет.
  • Отвлеките внимание: Возьмите с собой любимую игрушку, книжку или небольшой гаджет, чтобы отвлечь ребенка во время ожидания и самого осмотра.
  • Фиксация при необходимости: Будьте готовы помочь врачу удерживать ребенка, если он маленький или сильно сопротивляется. Это необходимо для его безопасности, чтобы избежать случайных травм инструментами во время резких движений. Врач объяснит, как лучше обнять и зафиксировать ребенка.
  • Будьте честны с врачом: Расскажите оториноларингологу об особенностях характера вашего ребенка, о его страхах, о том, что обычно его успокаивает. Это поможет врачу найти к нему индивидуальный подход.
  • Поощрение: После осмотра обязательно похвалите ребенка за смелость и хорошее поведение, даже если он немного капризничал. Маленькое поощрение (например, наклейка) поможет закрепить положительный опыт.
Помните, что главной целью врача является помочь вашему ребенку. Совместные усилия родителей и медицинского персонала обеспечат наиболее комфортный и успешный диагностический процесс.

После постановки диагноза: что происходит дальше?

После того как оториноларинголог проведет полный осмотр и установит точный диагноз – наличие инородного тела в ухе у ребенка – следующим шагом будет его извлечение. Важно понимать, что диагностика и удаление являются отдельными, хотя и последовательными этапами. Цель диагностики – определить все параметры инородного тела и состояние уха, чтобы выбрать наиболее безопасный и эффективный способ его извлечения. Дальнейшие действия будут зависеть от нескольких факторов:
  • Тип инородного тела: Мягкие предметы (вата, бумага) или твердые (бусина, камень), гладкие или острые, органические (насекомое, семечко) или неорганические (пластик, металл).
  • Размер и форма: От этого зависит, каким инструментом и как будет извлечен предмет.
  • Местоположение: Находится ли инородное тело близко к входу в слуховой проход или глубоко, у самой барабанной перепонки.
  • Состояние слухового прохода и барабанной перепонки: Наличие отека, воспаления, травм.
  • Поведение ребенка: Готовность ребенка сотрудничать с врачом.
В большинстве случаев, если инородное тело находится неглубоко и не имеет острых краев, оториноларинголог сможет извлечь его непосредственно после диагностики с использованием специальных инструментов: пинцета, ушного крючка или аспирации (отсасывания). В некоторых случаях, например, при наличии живого насекомого, может потребоваться предварительное закапывание масла или спирта для его обездвиживания. Если предмет глубокий, острый, или ребенок слишком беспокоен, может потребоваться его удаление в условиях операционной под местной или общей анестезией. Врач обязательно объяснит вам все возможные варианты, риски и преимущества каждого метода, а также даст рекомендации по уходу за ухом после процедуры и назначит повторный осмотр при необходимости. Главное – строго следовать всем указаниям специалиста, чтобы обеспечить полное восстановление уха вашего ребенка.

Список литературы

  1. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология: Учебник для ВУЗов. — М.: Медицина, 2007.
  2. Клинические рекомендации "Инородное тело уха, носа, гортани, трахеи, бронхов, пищевода у детей". — М.: Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2016 (или последняя актуальная версия).
  3. Nelson Textbook of Pediatrics, 21st Edition. Kliegman R.M., St. Geme J.W., Blum N.J., Shah S.S., Tasker R.C., Wilson K.M. — Philadelphia: Elsevier, 2020.
  4. Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В.Т. Пальчуна. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским оториноларингологам

Все консультации детских оториноларингологов


Почему у моего ребенка часто возникают насморк и боль в горле?

Здравствуйте. У моего ребенка часто бывают насморк и боль в...

Приём секстафага

Ребёнку 3 года. Был отит, после сдали мазок - выявили стафилококк в...

Гной в ушах

Здравствуйте. Ребёнку 6 лет. Пятница, вечер. Играли на диване,...

Врачи детские оториноларингологи

Все детские оториноларингологи


Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

Кубанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 4 л.

Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Стаж работы: 2 л.

Детский оториноларинголог

Ижевская государственная медицинская академия

Стаж работы: 29 л.