Как выявить признаки аутизма на разных этапах развития




Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Врач, медицинский редактор

21.06.2025
Время чтения:

Выявление признаков расстройства аутистического спектра требует понимания нормативных этапов детского развития и внимательного наблюдения за возможными отклонениями. Проявления РАС меняются по мере взросления ребенка, поэтому важно знать, на какие именно особенности стоит обращать внимание в каждом возрастном периоде. Рассмотрим ключевые маркеры, которые могут указывать на аутистические черты в разном возрасте.

Первые признаки у младенцев (0-12 месяцев)

Хотя диагноз аутизм редко ставится до двух лет, некоторые особенности можно заметить уже в младенческом возрасте. В этот период настораживающими признаками могут стать: отсутствие комплекса оживления (улыбки, двигательной активности при виде близких), слабая реакция на голос матери, нежелание смотреть в глаза. Многие малыши с РАС не тянутся к взрослым, не пытаются привлечь внимание голосом или жестами, могут не реагировать на попытки вовлечь их в общение.

Характерны также необычные особенности в сенсорной сфере: повышенная или пониженная чувствительность к звукам, свету, прикосновениям. Некоторые младенцы чрезмерно пассивны, другие - излишне раздражительны. Особое внимание стоит обратить на двигательное развитие: некоторые дети позже начинают переворачиваться, садиться, у них могут наблюдаться стереотипные движения ручками или ножками.

Ясельный возраст (1-2 года)

В этот период признаки аутизма становятся более выраженными. Основные тревожные сигналы: отсутствие указательного жеста к 12 месяцам, непонимание простых инструкций к 18 месяцам, отсутствие спонтанных слов к 16 месяцам и фразовой речи к 24 месяцам. Ребенок может не откликаться на имя, не смотреть туда, куда показывают взрослые, не пытаться привлечь внимание к интересующим его предметам.

Ярко проявляются особенности игровой деятельности: малыш может подолгу совершать однообразные действия с игрушками (крутить колеса машинки, выстраивать предметы в ряд), но не использовать их по назначению. Характерна привязанность к определенным предметам и сопротивление изменениям в привычном распорядке. Многие дети в этом возрасте начинают демонстрировать стереотипные движения: махание руками, раскачивание, ходьба на цыпочках.

Ранний дошкольный возраст (2-3 года)

К трем годам различия между типично развивающимися детьми и детьми с РАС становятся более очевидными. В речи могут присутствовать эхолалии (повторение услышанных фраз), перестановка местоимений, необычные интонации. Ребенок часто не понимает простых вопросов, не поддерживает диалог, может говорить "о себе" в третьем лице. Характерно буквальное понимание речи - трудности с пониманием шуток, переносных значений слов.

В социальной сфере заметны трудности в совместных играх, отсутствие интереса к сверстникам, непонимание правил общения. Ребенок может не делиться впечатлениями, не обращаться за помощью, не сопереживать другим. В поведении усиливаются ритуальные действия, сопротивление изменениям, появляются избирательность в еде, необычные страхи или отсутствие чувства опасности.

Дошкольный возраст (3-5 лет)

В этом возрасте на первый план выходят трудности социальной адаптации. Ребенок может не понимать социальных норм, не различать эмоции других людей, не уметь подстраивать свое поведение под ситуацию. В играх преобладают стереотипные сценарии, часто с неигровыми предметами. Характерна узость интересов - глубокое погружение в одну тему при игнорировании всего остального.

Речевые особенности включают формальность высказываний, шаблонность фраз, трудности с ведением диалога. Многие дети начинают задавать много вопросов, но не слушают ответы. Усиливаются сенсорные особенности: избирательность в одежде, пище, болезненные реакции на определенные звуки или текстуры. В то же время у некоторых детей часть симптомов может сглаживаться по мере развития компенсаторных механизмов.

Важно понимать, что проявление аутизма индивидуально и может значительно варьироваться у разных детей. Некоторые признаки могут быть слабо выражены в одном возрасте и стать более заметными позже. При любых сомнениях стоит проконсультироваться со специалистами - детским неврологом, психиатром, психологом. Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь могут значительно улучшить прогноз развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Полезные материалы по теме:

Вопросы врачам


Побочки от Мирены

Поставила Мирену почти год назад — для лечения эндометриоза и...

Врачи специалисты


Гнофу, фармация, фармацевт

Стаж работы: 20 л.

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Стаж работы: 4 л.

АГМУ

Стаж работы: 23 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор объема циркулирующей крови


Рассчитайте объем циркулирующей крови, вводя ваш рост, вес и пол. Этот показатель помогает оценить состояние кровообращения и может быть полезен при расчете дозировок лекарств или при хирургических вмешательствах.

Медицинские шкалы


Оценка комы по шкале Глазго


Оцените степень комы по шкале Глазго, оценивая реакции пациента на болевые стимулы, открытие глаз, вербальные ответы и моторные реакции. Узнайте, насколько серьезно нарушено сознание и какая необходима медицинская помощь.