Как распознать аутизм на ранних этапах развития


Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Медицинский редактор

03.02.2025
Время чтения:
8

Содержание


Как распознать аутизм на ранних этапах развития

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), представляет собой группу нейропсихологических заболеваний, которые влияют на развитие ребенка, его поведение, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром. Раннее выявление аутизма имеет критическое значение для эффективной помощи и коррекции нарушений, которые могут затруднить социальное взаимодействие, обучение и адаптацию ребенка.

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем выше вероятность, что ребенку удастся научиться компенсировать симптомы аутизма, адаптироваться к социальной среде и минимизировать возможные сложности в будущем. Раннее вмешательство может значительно улучшить качество жизни ребенка и его семьи, а также помочь избежать развития более серьезных проблем в дальнейшем.

Если у вас есть подозрения на возможные отклонения в развитии вашего ребенка, обратитесь к детскому неврологу. Чем раньше специалист проведет диагностику, тем быстрее будут разработаны оптимальные рекомендации и план помощи.

Что такое аутизм

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), представляет собой группу нейробиологических заболеваний, которые характеризуются нарушениями в области социального взаимодействия, коммуникации и стереотипным поведением. Это расстройство обычно проявляется в детском возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Причины аутизма остаются до конца не изучены, однако известно, что он может иметь как генетическую, так и экологическую природу.

Краткое описание расстройства

Основные симптомы аутизма включают трудности в установлении и поддержании контакта с окружающими, ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Дети с аутизмом могут проявлять необычную реакцию на сенсорные стимулы, такие как свет, звук или текстуры. Хотя аутизм классифицируется как спектр, проявления расстройства могут значительно варьироваться от легких форм до тяжелых.

Разнообразие проявлений

Каждый ребенок с аутизмом уникален, и симптомы могут проявляться в различных формах. Наиболее распространенные признаки включают:

  • Социальные трудности: проблемы с установлением зрительного контакта, трудности в общении с ровесниками, нежелание играть в групповых играх.
  • Коммуникационные нарушения: задержка или отсутствие речи, необычные способы общения (например, использование жестов вместо слов).
  • Повторяющиеся действия: стереотипные движения (качание телом, хлопание руками), строгая привязанность к определенному распорядку дня.
  • Ограниченные интересы: дети могут увлекаться лишь узким кругом тем или действий, игнорируя все остальное.
  • Чувствительная реакция на сенсорные стимулы: излишняя чувствительность к звукам, запахам, свету или текстурам.

Симптомы могут проявляться в разной степени интенсивности и изменяться с возрастом, а также зависеть от конкретной формы аутизма, поэтому ранняя диагностика крайне важна для выбора наилучшей тактики вмешательства и поддержки.

Основные признаки аутизма в раннем возрасте

Раннее выявление аутизма имеет ключевое значение для того, чтобы как можно скорее начать работу по коррекции и развитию ребенка. На ранних этапах развития признаки аутизма могут быть достаточно слабо выражены, что затрудняет диагностику. Однако внимательные родители и врачи могут заметить несколько характерных признаков, которые могут служить индикаторами расстройства аутистического спектра.

Нарушения в социальном взаимодействии

Одним из наиболее ярких проявлений аутизма является трудность в установлении и поддержании социального контакта. В раннем возрасте это может проявляться в следующих формах:

  • Отсутствие зрительного контакта: Ребенок может избегать взгляда в глаза родителей и других людей.
  • Неинтересование другими детьми: Ребенок может не проявлять интереса к совместным играм с ровесниками, предпочитая играть в одиночку.
  • Неотзывчивость на обращение: Ребенок может не реагировать на свое имя или игнорировать просьбы или запросы взрослых.
  • Трудности в эмоциональной привязанности: Дети с аутизмом часто не проявляют стандартных признаков привязанности к родителям, таких как обнимания или поцелуи.

Трудности в коммуникации

Еще одним характерным признаком аутизма является нарушение в развитии речи и общения. У детей с аутизмом часто наблюдаются следующие трудности:

  • Задержка в развитии речи: Ребенок может начать говорить позже, чем сверстники, или вообще не развивать речевые навыки в привычной форме.
  • Нарушения в использовании жестов и мимики: В младшем возрасте дети с аутизмом могут не использовать указательные жесты или не реагировать на эмоции окружающих.
  • Необычные способы общения: Некоторые дети могут использовать слова или фразы, которые они слышат, но не всегда понимают их значение (эхолалия — повторение услышанных фраз).
  • Отсутствие интереса к общению: Ребенок может не показывать интерес к диалогам, избегать общения или не понимать, как взаимодействовать с другими людьми.

Повторяющиеся поведенческие паттерны

Дети с аутизмом часто проявляют повторяющиеся поведенческие паттерны, которые могут включать следующие признаки:

  • Повторяющиеся движения: например, качание телом, хлопание руками или другие стереотипные движения.
  • Желание следовать строгому распорядку: Ребенок может быть сильно расстроен, если его распорядок нарушается. Это может проявляться в потребности в выполнении действий в определенной последовательности или времени.
  • Ограниченные интересы: Ребенок может зацикливаться на одном или двух предметах или видах деятельности, игнорируя все остальное.
  • Необычные реакции на сенсорные стимулы: Например, излишняя чувствительность к шуму, свету или текстурам.

Эти признаки, хотя и могут быть замечены в более старшем возрасте, могут проявляться уже в первые годы жизни и быть индикатором того, что ребенку необходима дополнительная поддержка.

Как выявить признаки на разных этапах развития

Каждый этап развития ребенка сопровождается определенными физическими, когнитивными и социальными изменениями. Признаки аутизма могут проявляться по-разному в зависимости от возраста, и важно быть внимательным к ранним сигналам, чтобы своевременно обратиться за помощью. Рассмотрим, какие признаки аутизма могут быть замечены на разных стадиях развития ребенка.

6-12 месяцев: начальные сигналы

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок начинает активно развивать социальные и коммуникативные навыки, однако в некоторых случаях аутизм может проявляться уже на этом этапе. На ранних стадиях родители могут заметить следующие начальные сигналы:

  • Отсутствие реакции на имя: Ребенок не реагирует, когда его называют по имени.
  • Отсутствие зрительного контакта: Ребенок избегает взглядов в глаза и не смотрит в глаза родителям и близким людям.
  • Малое количество улыбок: Ребенок может не улыбаться в ответ на добрые слова или попытки привлечь его внимание.
  • Необычные реакции на звуки и свет: Ребенок может слишком сильно реагировать на громкие звуки или слишком спокойно относиться к яркому свету.

12-24 месяца: более явные симптомы

На этом этапе ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, развивать речь и играть с игрушками. Однако у детей с аутизмом проявляются более явные симптомы:

  • Задержка речи: Ребенок не использует простые слова или фразы для общения. Возможно, он не начинает говорить в возрасте, когда большинство детей уже осваивает речь.
  • Необычные способы игры: Ребенок может не играть с игрушками так, как ожидается, например, не строить башни из кубиков или не играть в ролевые игры с куклами.
  • Отсутствие интереса к совместным играм: Ребенок может не проявлять интереса к играм с другими детьми или даже избегать таких ситуаций.
  • Частые стереотипные движения: Ребенок может часто повторять одинаковые движения, например, качать телом или хлопать руками.

2-3 года: ключевые признаки

В возрасте 2-3 лет, когда большинство детей активно развивают свои коммуникативные и социальные навыки, дети с аутизмом часто демонстрируют более выраженные признаки расстройства:

  • Отсутствие речи или эхолалия: Ребенок может не говорить или использовать повторяющиеся фразы, которые не имеют смысла в контексте общения.
  • Трудности в общении: Ребенок может не понимать простые просьбы, не реагировать на вопросы или не выражать своих желаний и эмоций с помощью слов.
  • Социальные трудности: Ребенок избегает общения с другими детьми, может не интересоваться совместными играми и не понимать правил взаимодействия в группе.
  • Повторяющееся поведение: Ребенок может проявлять повторяющиеся действия, например, расставлять игрушки в определенном порядке или кружить вокруг себя.
  • Чувствительность к сенсорным стимулам: Ребенок может слишком сильно реагировать на различные стимулы, такие как свет, звук или текстуры, или наоборот, не замечать их вовсе.

Если вы замечаете несколько таких признаков у вашего ребенка, это может быть поводом для обращения к специалисту, так как ранняя диагностика и вмешательство играют ключевую роль в эффективной коррекции развития ребенка с аутизмом.

Как оценить поведение ребенка

Оценка поведения ребенка — это важный процесс, который помогает родителям и специалистам распознать возможные отклонения в развитии. Правильная оценка, основанная на внимательном наблюдении и своевременной интерпретации, позволяет принять необходимые меры для поддержания нормального развития ребенка. В данном разделе мы рассмотрим ключевые аспекты оценки поведения и роль родителей в этом процессе.

Важность наблюдения за реакциями

Наблюдение за поведением ребенка на различных этапах его развития является одним из важнейших методов для выявления отклонений. Родители и воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, так как именно они находятся рядом с ребенком и могут заметить даже малейшие изменения в его поведении. Особенно важно внимательно следить за реакциями на следующие моменты:

  • Реакция на социальное взаимодействие: Как ребенок реагирует на внимание со стороны других людей? Ищет ли он контакт с глазами, улыбается ли в ответ на улыбки или попытки общения?
  • Реакция на эмоции окружающих: Может ли ребенок отличать радость, грусть, гнев в выражении лиц других людей? Как он реагирует на эти эмоции?
  • Отношение к изменениям в рутинных ситуациях: Как ребенок реагирует на изменение обычного распорядка дня или обстановки? Например, может ли он легко приспособиться к новым условиям или чувствует тревогу и дискомфорт?
  • Реакция на сенсорные раздражители: Как ребенок реагирует на громкие звуки, яркий свет или текстуры? Проявляет ли он повышенную чувствительность или, наоборот, не обращает внимания на окружающие раздражители?

Для успешной диагностики важно не только заметить отклонения, но и правильно интерпретировать их в контексте возрастной нормы. Например, дети младшего возраста могут испытывать трудности в социальных взаимодействиях или коммуникации, но это может быть временным явлением, не указывающим на расстройство. Однако, если эти проблемы сохраняются и усиливаются по мере взросления ребенка, это может быть сигналом к дальнейшему обследованию.

Роль родительского вовлечения

Родители играют важную роль в процессе оценки поведения ребенка, поскольку они находятся в непосредственном контакте с ним и могут дать наиболее полное описание его привычек и реакции. Вовлеченность родителей в процесс оценки и наблюдения позволяет создать полное и точное представление о развитии ребенка. Вот несколько ключевых аспектов, на которые стоит обратить внимание родителям:

  • Регулярное наблюдение: Родители должны ежедневно отслеживать поведение ребенка, чтобы выявить любые отклонения или необычные реакции, которые могут свидетельствовать о возможных проблемах в развитии.
  • Запись наблюдений: Ведение журнала с подробными записями наблюдений может помочь в анализе поведения ребенка. Родители могут записывать особенности реакции ребенка на различные ситуации, а также его поведение в разных обстоятельствах.
  • Обсуждение наблюдений с врачами: Открытое обсуждение своих наблюдений с врачами или специалистами может помочь выявить возможные проблемы и разработать план дальнейшего наблюдения и коррекции.
  • Эмоциональная поддержка: Родители должны предоставлять ребенку эмоциональную поддержку и создавать безопасную среду для его развития. Даже если есть трудности в развитии, важно поддерживать уверенность ребенка и продолжать работать над улучшением его навыков.

Родительская вовлеченность в процесс наблюдения и оценки поведения помогает не только выявить ранние признаки аутизма, но и активно участвовать в процессе коррекции, что является важным шагом в поддержке гармоничного развития ребенка.

Первые шаги при подозрении на аутизм

Если у родителей или опекунов возникает подозрение, что у ребенка могут быть признаки аутизма, крайне важно действовать быстро и обратиться за помощью. Раннее выявление расстройства играет ключевую роль в предоставлении ребенку необходимых ресурсов и поддержки для нормализации его развития. В этом разделе мы рассмотрим, к кому следует обратиться за помощью и как пройти диагностику.

К кому обратиться за помощью

Если вы заметили признаки, которые могут свидетельствовать о наличии аутизма, первым шагом будет консультация с медицинским специалистом. Это может быть один из следующих специалистов:

  • Педиатр: Педиатр — это врач, который наблюдает за развитием детей с самого рождения. Он может оценить общие тенденции в развитии ребенка и направить вас к более узкому специалисту для детальной диагностики.
  • Детский невролог: Невролог помогает выявить возможные неврологические нарушения, которые могут быть связаны с аутизмом. Он оценит работу нервной системы и, если потребуется, назначит дополнительные обследования.
  • Психолог или психиатр: Специалисты, работающие с эмоциональными и когнитивными аспектами поведения. Психолог может оценить развитие социальных навыков и коммуникативных способностей, а психиатр — диагностировать аутистическое расстройство по психическим показателям.
  • Медицинский генетик: В случае, если есть подозрения на генетические заболевания, которые могут быть связаны с аутизмом, генетик может провести анализы для исключения или подтверждения таких факторов.

Первоначальная консультация педиатра или детского невролога поможет составить план дальнейших действий и направит вас к нужным специалистам для более углубленной диагностики.

Как пройти диагностику

Диагностика аутизма в раннем возрасте состоит из нескольких этапов. На этом процессе участвует не только врач, но и родители, чьи наблюдения важны для точного анализа поведения ребенка. Вот основные шаги диагностики:

  • Оценка развития ребенка: Врач или специалист проведет первичное обследование, в ходе которого будет оцениваться физическое, когнитивное и социальное развитие ребенка. Он будет интересоваться тем, как ребенок взаимодействует с окружающими, его реакции на стимулы и общие поведенческие особенности.
  • Стандартизированные тесты: Существуют различные стандартизированные методики и тесты для диагностики аутизма, например, шкала аутизма АДиР (Autism Diagnostic Interview-Revised) или тесты на социальные и коммуникационные навыки. Эти тесты позволяют специалистам оценить степень выраженности признаков аутизма.
  • Оценка поведения: Специалисты могут наблюдать за поведением ребенка в разных ситуациях — в одиночестве и в общении с другими людьми. Это может включать как повседневные действия, так и специально организованные игровые ситуации, в которых оценивается способность ребенка к общению и взаимодействию с другими.
  • Консультации с другими специалистами: В некоторых случаях диагностика аутизма требует участия нескольких специалистов — невролога, психиатра, логопеда и других. Это необходимо для комплексного подхода, поскольку аутизм может проявляться на разных уровнях развития.
  • Медицинские тесты: Врач может назначить дополнительные исследования для исключения других возможных причин нарушений, таких как слуховые или зрительные проблемы, задержка речи или другие неврологические заболевания.

Диагностика аутизма — это многогранный процесс, который требует тщательного подхода и вовлеченности разных специалистов. Важно, чтобы диагностика была проведена на как можно более ранних этапах, чтобы начать корректирующую терапию и поддержку для ребенка как можно раньше.

Роль специалистов в ранней диагностике

Ранняя диагностика аутизма требует внимательного подхода и участия нескольких специалистов. Чем раньше расстройство будет выявлено, тем более эффективной может быть поддержка для ребенка. В этом разделе мы рассмотрим важную роль, которую играют различные специалисты в процессе диагностики аутизма, а также методы, используемые для его выявления.

Методы диагностики аутизма

Существует несколько методов диагностики аутизма, которые помогают специалистам точно выявить расстройство. Эти методы включают различные стандартизированные тесты, наблюдения и всестороннюю оценку поведения ребенка.

  • Наблюдение за поведением: Одним из основных методов является тщательное наблюдение за поведением ребенка в различных социальных ситуациях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок взаимодействует с окружающими, как реагирует на изменения в окружающей среде и насколько адаптирован к нормам общения. Важным моментом является также способность ребенка устанавливать зрительный контакт и проявлять интерес к другим людям.
  • Стандартизированные диагностические тесты: Используются различные тесты для диагностики аутизма, например, ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — стандартная шкала для оценки поведения, которая включает в себя специально подготовленные игровые сессии с ребенком. Еще одним примером является ADI-R (Autism Diagnostic Interview-Revised), который представляет собой интервью с родителями для выявления нарушений в развитии ребенка, особенно в области общения и социального взаимодействия.
  • Оценка развития: Важно оценить общий уровень развития ребенка, включая его речевые навыки, когнитивное развитие, а также уровень эмоциональной зрелости. Это позволяет специалистам понять, на каком этапе развития находятся ключевые области и есть ли задержки в некоторых аспектах.
  • Тесты на когнитивные способности: Эти тесты помогают определить, как ребенок воспринимает окружающий мир и реагирует на различные стимулы. Например, тесты могут включать задания на решение проблем, восприятие визуальных образов или обработку информации на слух.
  • Медицинские и генетические исследования: Иногда для точной диагностики могут понадобиться дополнительные медицинские исследования, такие как анализы на наличие генетических отклонений, а также тесты на слух и зрение, чтобы исключить другие возможные причины нарушений в поведении.

Каждый из этих методов имеет свою важную роль в процессе диагностики. Вместе они позволяют получить полное представление о состоянии ребенка и выявить наличие аутизма. Важно, чтобы диагностика проводилась как можно раньше, так как раннее вмешательство помогает существенно улучшить развитие ребенка.

Роль специалистов

В процессе диагностики аутизма участвуют различные специалисты, каждый из которых приносит свои уникальные знания и опыт. Важно, чтобы каждый специалист взаимодействовал с другими и проводил свою часть обследования с максимальной тщательностью.

  • Педиатр: Педиатр — это первый специалист, к которому обращаются родители, если они замечают какие-либо отклонения в поведении ребенка. Он оценивает общее состояние здоровья и развитие, направляя к узким специалистам для дальнейшей диагностики.
  • Детский невролог: Невролог проверяет, нет ли у ребенка неврологических заболеваний, которые могут повлиять на его поведение. Он оценивает, как функционирует нервная система, и может назначить дополнительные исследования, если считает это необходимым.
  • Психолог: Психолог помогает оценить социальные и когнитивные навыки ребенка, а также его эмоциональное состояние. Он проводит тесты и игры, направленные на выявление особенностей поведения и взаимодействия с окружающими.
  • Психиатр: Психиатр имеет опыт в диагностике психических расстройств и играет важную роль в постановке диагноза. Он может назначить дополнительные обследования для оценки того, как аутизм влияет на психическое развитие ребенка.
  • Логопед: Логопед помогает оценить развитие речи ребенка, его способности к общению и пониманию речи других людей. Это особенно важно, поскольку нарушения в области коммуникации — один из ключевых признаков аутизма.
  • Медицинский генетик: Генетик может провести дополнительные исследования, чтобы исключить или подтвердить генетические отклонения, которые могут быть связаны с аутизмом. Он может провести анализ ДНК, чтобы выявить возможные наследственные факторы.

Таким образом, ранняя диагностика аутизма требует скоординированных действий различных специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в понимание состояния ребенка. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем более эффективной может быть помощь и поддержка, предоставляемая ребенку и его семье.

Преимущества раннего вмешательства

Раннее вмешательство при аутизме играет ключевую роль в улучшении развития ребенка. Своевременная диагностика и последующее лечение могут значительно повысить шансы на успешную адаптацию ребенка в обществе и развитие навыков общения и социальной интеграции. В этом разделе мы рассмотрим, как помогает раннее вмешательство и какие программы и методики могут способствовать развитию ребенка с аутизмом.

Как помогает своевременное лечение

Своевременная диагностика и раннее вмешательство при аутизме могут значительно улучшить прогноз для ребенка. Чем раньше начинается лечение, тем легче корректировать поведение и развивать навыки, которые помогут ребенку адаптироваться в социальном окружении. Рассмотрим основные преимущества раннего вмешательства:

  • Улучшение социальных навыков: Раннее вмешательство помогает развить навыки общения и взаимодействия с окружающими. Ребенок учится понимать эмоции других людей, устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, а также справляться с социальными ситуациями.
  • Снижение проявлений аутизма: Раннее лечение позволяет существенно снизить проявления аутизма, такие как агрессивное поведение, повторяющиеся действия или сильное увлечение определенными объектами. Благодаря терапии ребенок может научиться более гибко реагировать на изменения в окружающей среде.
  • Развитие навыков самостоятельности: Раннее вмешательство помогает детям развивать базовые навыки, такие как самообслуживание, работа с предметами, организация пространства и другие необходимые навыки для самостоятельной жизни.
  • Поддержка родителей: Программы раннего вмешательства часто включают обучение родителей тому, как правильно взаимодействовать с ребенком, развивать его навыки и справляться с трудными ситуациями. Это позволяет улучшить качество жизни семьи в целом.
  • Предотвращение дополнительных проблем: Чем раньше начнется лечение, тем меньше вероятность возникновения вторичных нарушений, таких как депрессия, тревожные расстройства или проблемы с поведением. Раннее вмешательство помогает предотвратить развитие этих осложнений.

Программы и методики, способствующие развитию

Для детей с аутизмом разработаны различные программы и методики, которые направлены на развитие ключевых навыков и улучшение качества жизни. Эти методики обычно строятся на индивидуальном подходе к каждому ребенку и учитывают его особенности. Рассмотрим некоторые из наиболее эффективных программ:

  • Поведенческая терапия (ABA): Один из самых популярных методов, используемых для детей с аутизмом. Он основывается на принципах поведенческой психологии и направлен на коррекцию нежелательного поведения и развитие новых навыков. ABA включает поощрения за правильные действия и постепенное развитие необходимых навыков в процессе занятий.
  • Методика TEACCH: Эта программа разработана для детей с аутизмом и включает в себя использование визуальных подсказок и структурированных занятий. Особенность метода заключается в создании четкой и предсказуемой среды, что помогает ребенку почувствовать себя увереннее и развивать независимость.
  • Развитие навыков общения (PECS): Это метод, направленный на развитие коммуникации у детей с аутизмом. Он включает в себя использование карточек с изображениями, которые ребенок может использовать для выражения своих потребностей и желаний. Этот метод помогает детям развить базовые коммуникативные навыки, даже если у них есть трудности с речью.
  • Логопедическая терапия: Логопедические занятия направлены на развитие речи у детей с аутизмом. Психологи и логопеды работают с детьми, чтобы помочь им улучшить произношение, научиться выражать свои мысли и понимать речь окружающих. Это важный аспект, так как коммуникация является одним из самых сложных аспектов развития детей с аутизмом.
  • Социальные истории: Социальные истории представляют собой короткие рассказы, которые помогают детям с аутизмом понять, как правильно вести себя в различных социальных ситуациях. Эти истории помогают ребенку научиться реагировать на различные социальные сигналы и взаимодействовать с окружающими.
  • Физическая активность и сенсорная терапия: Важным аспектом раннего вмешательства является физическая активность, которая помогает детям с аутизмом развивать координацию движений, а также сенсорная терапия, которая направлена на улучшение восприятия сенсорных стимулов, таких как свет, звук и текстуры.

Раннее вмешательство дает детям с аутизмом возможность развить важные навыки, которые помогут им адаптироваться к жизни в обществе. Чем раньше начнется терапия, тем больше шансов у ребенка стать самостоятельным и успешным в будущем. Ключевым фактором успеха является использование подходящих программ, а также вовлеченность родителей и специалистов в процесс обучения и развития.

Являетесь экспертом в данной области?

Присоединяйтесь к нашей команде врачей
и зарабатывайте на своих знаниях консультируя онлайн.

Присоединяйтесь к команде экспертов врачей

Понравилась статья - поделитесь с друзьями

Читайте также

Вопросы врачам


Что такое стадия рака и как она влияет на прогноз?

Добрый день. Я слышал о стадиях рака, но не понимаю, как это...

Что делать, если у меня подозрение на рак?

Добрый день. Врач сказал, что у меня есть подозрение на рак. Какие...

Как справиться с постоянными простудами? Болеть приходится каждый месяц

Здравствуйте. Я очень часто болею простудами — почти каждый...

Медицинские калькуляторы


Калькулятор гликемической нагрузки и индекса

Рассчитайте гликемическую нагрузку продуктов, вводя количество углеводов и их гликемический индекс. Узнайте, как пища влияет на уровень сахара в крови и как поддерживать стабильный гликемический профиль.

Врачи специалисты


Ростовский государственный медицинский университет

Стаж работы: 6 л.

Казанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Казанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 18 л.

Медицинские шкалы


Оценка риска диабета по шкале FINDRISK

Оцените риск развития диабета по шкале FINDRISK, отвечая на вопросы о возрасте, весе, уровне физической активности и других факторах. Узнайте, каковы ваши шансы на развитие диабета и какие меры профилактики можно принять.