Эффективные упражнения ЛФК при дисплазии для новорожденных до 3 месяцев




30.11.2025
4 мин.

Эффективные упражнения ЛФК при дисплазии для новорожденных до 3 месяцев являются ключевым элементом консервативного лечения и профилактики этого состояния. Постановка такого диагноза, как дисплазия тазобедренных суставов, часто вызывает у родителей тревогу и растерянность. Важно понимать, что в этом возрасте костно-хрящевая система ребенка очень пластична, и правильно подобранная, регулярно выполняемая лечебная физкультура способна значительно улучшить ситуацию. Цель гимнастики — не исправить что-то силой, а создать оптимальные условия для правильного формирования и стабилизации тазобедренного сустава, укрепить окружающие его мышцы и связки.

Почему лечебная физкультура так важна в первые месяцы жизни

Лечебная физкультура для новорожденных с дисплазией — это не просто набор движений, а целенаправленное терапевтическое воздействие. В первые три месяца жизни головка бедренной кости и вертлужная впадина, образующие тазобедренный сустав, состоят преимущественно из хрящевой ткани. Их окончательное формирование и окостенение происходит позже. Правильно выполненные упражнения помогают отцентрировать головку бедра в суставной впадине, что является главным условием для ее гармоничного развития.

Вот почему ЛФК играет решающую роль:

  • Стимуляция правильного формирования сустава. Движения в суставе под правильным углом стимулируют рост вертлужной впадины и придают ей нужную глубину, чтобы она могла надежно удерживать головку бедренной кости.
  • Улучшение кровообращения. Гимнастика активизирует кровоснабжение в области тазобедренного сустава, доставляя к тканям необходимые питательные вещества и кислород, что ускоряет процессы созревания.
  • Укрепление мышечного корсета. Регулярные занятия помогают укрепить мышцы и связки вокруг сустава, создавая естественную поддержку и стабилизируя его.
  • Профилактика контрактур. Упражнения на разведение ножек предотвращают развитие тугоподвижности (контрактуры) в суставе и снимают излишнее напряжение приводящих мышц бедра.

Основные принципы и правила безопасности при выполнении ЛФК

Безопасность и комфорт ребенка — абсолютный приоритет при проведении лечебной физкультуры. Чтобы не навредить, а помочь, необходимо строго соблюдать несколько простых, но очень важных правил. Все упражнения должны выполняться только после консультации с детским ортопедом, который подтвердил диагноз и дал разрешение на занятия.

Перед началом занятий обязательно ознакомьтесь с основными принципами:

  • Спокойная обстановка. Занимайтесь, когда ребенок сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Помещение должно быть теплым, чтобы малыш не замерз.
  • Ровная и твердая поверхность. Лучше всего проводить гимнастику на пеленальном столе или на полу, застеленном ковриком. Мягкая кровать или диван не подходят.
  • Плавность и нежность. Все движения должны быть очень плавными, медленными, без малейших усилий, рывков или насилия. Никогда не пытайтесь развести ножки ребенка силой, преодолевая его сопротивление.
  • Позитивный настрой. Разговаривайте с малышом ласковым голосом, пойте песенки, улыбайтесь. Занятие должно приносить удовольствие обоим.
  • Прислушивайтесь к ребенку. Если ребенок начинает плакать или проявлять явное беспокойство, не стоит продолжать упражнение через силу. Сделайте перерыв, успокойте малыша и попробуйте снова позже.
  • Соблюдайте регулярность. Эффект от ЛФК достигается только при регулярных, ежедневных занятиях.

Комплекс ключевых упражнений при дисплазии тазобедренных суставов

Основной комплекс ЛФК для новорожденных с дисплазией включает пассивные упражнения, то есть движения, которые выполняет взрослый с ножками ребенка. Главная цель — обеспечить правильное положение головки бедренной кости в вертлужной впадине через сгибание и отведение бедер.

Ниже представлены базовые упражнения, которые чаще всего рекомендуют специалисты.

  1. Сгибание и разгибание ножек (вместе и поочередно). Исходное положение: ребенок лежит на спине. Осторожно возьмите его ножки за голени. Плавно согните обе ножки в коленных и тазобедренных суставах, прижимая их к животику. Затем так же плавно верните их в исходное положение. Повторите 8–10 раз. Затем выполните то же движение поочередно для каждой ноги. Это упражнение подготавливает мышцы к дальнейшей работе.
  2. Упражнение «Лягушка» (разведение бедер). Это основное упражнение при лечении дисплазии. Исходное положение: ребенок на спине. Согните его ножки в коленях и тазобедренных суставах. Обхватите его колени своими ладонями так, чтобы ваши большие пальцы располагались на внутренней поверхности бедер, а остальные — на наружной. Очень медленно и плавно разводите согнутые ножки в стороны, как бы пытаясь коснуться коленями поверхности стола. Задержитесь в точке максимального комфортного разведения на несколько секунд и так же плавно верните ножки в исходное положение. Не применяйте силу. Повторите 8–10 раз.
  3. Вращение бедер. Исходное положение: ребенок на спине, ножки согнуты в коленях и тазобедренных суставах и разведены в стороны (поза «лягушки»). Удерживая ножки в этом положении, выполняйте очень осторожные, плавные круговые движения в тазобедренных суставах. Это упражнение помогает улучшить кровообращение и центрировать головку бедренной кости. Выполните по 5–8 вращений в каждую сторону для каждой ноги.

Положение на животе: простой и эффективный метод

Выкладывание на живот — это не только важный этап общего физического развития младенца, но и неотъемлемая часть лечебной физкультуры при дисплазии. В этом положении ножки ребенка инстинктивно сгибаются и разводятся в стороны, принимая физиологически правильную позу, схожую с позой «лягушки». Это способствует правильному формированию тазобедренных суставов естественным путем.

Выкладывайте ребенка на живот несколько раз в день перед кормлением, начиная с 1–2 минут и постепенно увеличивая время до 10–15 минут. Следите, чтобы поверхность была твердой. Такое простое действие укрепляет мышцы спины, шеи, а главное — создает благоприятные условия для дозревания тазобедренных суставов.

Как часто и как долго проводить занятия лечебной физкультурой

Регулярность и правильная дозировка нагрузки — залог успеха. Занятия не должны быть изнурительными для ребенка. Лучше делать несколько коротких подходов в течение дня, чем один длинный. Это поможет избежать переутомления и негативного отношения малыша к процедуре.

Для вашего удобства основные рекомендации по организации занятий собраны в таблице.

Параметр Рекомендация Важные примечания
Частота 3–5 раз в день Оптимально совмещать с каждой сменой подгузника или перед кормлением, когда ребенок раздет.
Продолжительность одного занятия 5–10 минут Общая продолжительность всего комплекса упражнений. Не стоит затягивать, если видите, что малыш устал.
Количество повторений 8–10 раз для каждого упражнения Начинать можно с 4–5 повторений, постепенно увеличивая их количество.
Общая продолжительность курса Определяется врачом Занятия проводятся постоянно до полного созревания суставов, что подтверждается на контрольных осмотрах и УЗИ.

Упражнения, которых следует избегать

Не менее важно знать, какие действия могут навредить ребенку с дисплазией тазобедренных суставов. Неправильные движения могут усугубить состояние и привести к осложнениям. Категорически запрещено выполнять любые манипуляции, которые способствуют вывиху или подвывиху головки бедренной кости.

Вот список того, чего делать нельзя:

  • Насильственное выпрямление ножек. Никогда не выпрямляйте ножки ребенка с усилием. Это создает неправильную нагрузку на сустав.
  • Тугое пеленание. Пеленание с вытянутыми и сведенными вместе ножками — один из факторов риска развития дисплазии. Следует использовать широкое (свободное) пеленание, при котором ножки остаются согнутыми и разведенными.
  • Вертикальные нагрузки. Младенцам с дисплазией нельзя преждевременно ставить на ножки, использовать ходунки или прыгунки. Любая вертикальная нагрузка на незрелые суставы противопоказана.
  • Резкие и быстрые движения. Любые рывки, быстрые махи или попытки «вправить» сустав в домашних условиях недопустимы и опасны.

Лечебная физкультура при дисплазии у новорожденных — это мощный инструмент в руках заботливых родителей. При условии регулярного и правильного выполнения она вносит огромный вклад в здоровье ребенка и помогает избежать более серьезных методов лечения в будущем. Главное — действовать в тесном контакте с лечащим врачом-ортопедом и верить в успех.

Список литературы

  1. Волков М. В., Дедова В. Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980. — 336 с.
  2. Клинические рекомендации «Врожденный вывих бедра» / Ассоциация травматологов-ортопедов России. — М., 2016. — 20 с.
  3. Камоско М. М., Поздеев А. П. Консервативное лечение врожденного вывиха бедра у детей: пособие для врачей. — СПб.: СПбГПМА, 2008. — 48 с.
  4. Tachdjian's Pediatric Orthopaedics: From the Texas Scottish Rite Hospital for Children / John A. Herring. — 5th ed. — Elsevier Saunders, 2014. — Vol. 1–4.
  5. Shaw, B. A., & Segal, L. S. (2016). Evaluation and Referral for Developmental Dysplasia of the Hip in Infants. Pediatrics, 138(6), e20163107.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


Как выбрать правильные упражнения для реабилитации?

Здравствуйте. У меня была травма, и я не знаю, какие упражнения...

боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

ДЦП ботокс

Здравствуйте, сделали диспорт месяц назад при ДЦП, какие занятия...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.