Восстановление координации движений челюсти при артрозе ВНЧС является фундаментальной задачей лечебной физкультуры, направленной на возвращение суставу его нормальной функции и снижение болевого синдрома. Артроз височно-нижнечелюстного сустава — это дегенеративное заболевание, которое приводит не только к боли и хрусту, но и к нарушению траектории движения нижней челюсти. Вместо плавного и симметричного открывания рта, челюсть может смещаться в сторону, двигаться скачкообразно или по S-образной траектории. Специально подобранные упражнения помогают переобучить мышцы, сформировать правильный двигательный стереотип и значительно улучшить качество жизни пациента.
Почему нарушается координация при артрозе височно-нижнечелюстного сустава
Нарушение координации движений при артрозе ВНЧС — это защитная реакция организма, которая со временем становится самостоятельной проблемой. Из-за боли и дегенеративных изменений в суставе (истончение хряща, изменение формы суставных поверхностей), мышцы, отвечающие за движение челюсти, начинают работать асинхронно. Мозг получает сигналы о дискомфорте и пытается найти такое положение и траекторию движения, при которых боль будет минимальной. Это приводит к формированию патологического двигательного паттерна.
Можно выделить несколько ключевых причин нарушения координации:
- Мышечный дисбаланс. Одни группы жевательных мышц находятся в постоянном перенапряжении (гипертонусе), пытаясь стабилизировать поврежденный сустав, в то время как другие ослабевают из-за ограниченного использования.
- Асимметрия движений. Человек бессознательно начинает больше жевать на здоровой стороне, что еще сильнее усугубляет дисбаланс и ведет к асимметричной работе суставов.
- Нарушение проприоцепции. Проприоцепция — это ощущение положения частей собственного тела в пространстве. При артрозе ВНЧС рецепторы в суставной капсуле и мышцах посылают в мозг искаженные сигналы, из-за чего теряется точный контроль над движением.
- Формирование неправильной «мышечной памяти». Мозг запоминает и воспроизводит неправильную, обходящую боль траекторию как единственно верную. Задача лечебной физкультуры — «стереть» эту память и сформировать новую, физиологически правильную.
Ключевые цели лечебной физкультуры для ВНЧС
Лечебная физкультура при артрозе височно-нижнечелюстного сустава преследует не просто цель «разработать сустав», а комплексно воздействует на всю челюстно-лицевую область. Правильно выстроенная программа упражнений помогает достичь нескольких важных результатов, которые в совокупности ведут к восстановлению функции и уменьшению симптомов.
Основные цели ЛФК включают:
- Восстановление симметричной траектории движения. Это главная задача. Упражнения направлены на то, чтобы нижняя челюсть при открывании и закрывании рта двигалась строго вертикально, без отклонений в стороны.
- Снятие мышечного спазма. Многие упражнения начинаются с техник на расслабление жевательной мускулатуры, так как невозможно координировать спазмированные, напряженные мышцы.
- Укрепление ослабленных мышц. Создание гармоничного мышечного корсета вокруг сустава позволяет стабилизировать его и снизить нагрузку на поврежденные хрящевые поверхности.
- Формирование правильного двигательного стереотипа. Регулярное повторение правильных движений помогает центральной нервной системе заново «обучиться» и автоматизировать физиологичную работу челюсти.
- Увеличение амплитуды движения в безболевом диапазоне. Упражнения выполняются плавно и осторожно, постепенно расширяя диапазон движений, не вызывая при этом боли.
Основные принципы выполнения упражнений для координации
Безопасность и эффективность упражнений напрямую зависят от соблюдения нескольких фундаментальных правил. Игнорирование этих принципов может не только свести на нет все усилия, но и усугубить состояние сустава. Подходить к выполнению гимнастики следует осознанно и внимательно, концентрируясь на ощущениях.
Вот базовые принципы, которых необходимо придерживаться:
- Отсутствие боли. Главное правило — ни одно упражнение не должно вызывать острой боли. Допустимо ощущение легкого растяжения мышц, но не более. Если движение болезненно, необходимо уменьшить его амплитуду или прекратить выполнение.
- Медленный темп. Все движения выполняются очень медленно, плавно, без рывков. Это позволяет контролировать работу мышц и траекторию движения челюсти на каждом этапе.
- Контроль с помощью зеркала. На начальном этапе крайне важно выполнять упражнения перед зеркалом. Это позволяет визуально контролировать симметричность движения и вовремя корректировать отклонения челюсти в сторону.
- Регулярность. Для формирования новой мышечной памяти необходимы регулярные занятия. Как правило, короткие комплексы выполняются несколько раз в день (3–5 раз), а не один раз, но долго.
- Постепенное увеличение нагрузки. Начинать следует с минимальной амплитуды и количества повторений, постепенно увеличивая их по мере адаптации мышц и сустава.
Комплекс упражнений для восстановления правильной траектории движения челюсти
Представленный комплекс направлен на последовательную проработку всех аспектов движения в височно-нижнечелюстном суставе. Он включает этапы расслабления, отработки симметричного открывания и восстановления боковых движений. Перед началом любых упражнений необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.
Вот примерная последовательность упражнений:
- Подготовительный этап: расслабление. Слегка приоткройте рот. Кончиками пальцев найдите жевательные мышцы на щеках (в области между скулой и углом нижней челюсти). Мягкими круговыми движениями массируйте их в течение 1–2 минут до ощущения тепла и расслабления.
- Упражнение на симметричное открывание рта. Сядьте прямо перед зеркалом. Поместите кончик языка на нёбо сразу за передними верхними зубами. Медленно и плавно опускайте нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба. Следите в зеркало, чтобы подбородок двигался строго вниз, без смещения в сторону. Вернитесь в исходное положение так же медленно. Повторите 5–7 раз. Язык в таком положении служит стабилизатором, который помогает направить движение челюсти по правильной оси.
- Статическое удержание с сопротивлением. Поместите кулак под подбородок. Слегка надавите кулаком вверх, одновременно пытаясь немного приоткрыть рот, создавая легкое сопротивление. Удерживайте напряжение 5–7 секунд, не допуская реального движения. Расслабьтесь. Это упражнение укрепляет мышцы, открывающие рот, без нагрузки на сустав. Повторите 3–5 раз.
- Координация боковых движений. Слегка приоткройте рот. Медленно сместите нижнюю челюсть вправо, насколько это возможно без боли. Задержитесь на 2–3 секунды. Так же медленно верните челюсть в центральное положение. Повторите движение влево. Важно, чтобы движение было горизонтальным, без опускания челюсти. Выполните по 5 раз в каждую сторону, контролируя движение в зеркале.
- Координация движения вперед (протрузия). Слегка приоткройте рот. Плавно выдвиньте нижнюю челюсть вперед, стараясь, чтобы нижние зубы оказались перед верхними. Движение должно быть симметричным. Задержитесь на 2–3 секунды и медленно вернитесь в исходное положение. Повторите 5–7 раз.
Как отслеживать прогресс и чего следует избегать
Самоконтроль является важной частью восстановительного процесса. Понимание того, что вы делаете правильно, а что — нет, позволяет сделать лечебную гимнастику максимально безопасной и эффективной. Для этого полезно вести дневник ощущений и регулярно оценивать динамику.
Для наглядности приведем таблицу с основными моментами, на которые стоит обращать внимание.
| Критерий | Правильное выполнение и положительная динамика | Типичные ошибки и тревожные сигналы |
|---|---|---|
| Траектория движения | При открывании рта подбородок движется строго по центральной линии, без отклонений. S-образное движение постепенно исчезает. | Челюсть продолжает «уводить» в сторону. Движение остается неровным, скачкообразным. |
| Болевые ощущения | Боль во время движений и в покое постепенно уменьшается. Упражнения не вызывают дискомфорта. | Выполнение упражнений вызывает или усиливает боль. Появление резкой, «стреляющей» боли. |
| Суставные звуки | Щелчки и хруст становятся тише или появляются при большей амплитуде движения. В идеале — исчезают. | Появление громких, болезненных щелчков. Попытки выполнять упражнения «через щелчок». |
| Амплитуда | Постепенно и безболезненно увеличивается объем открывания рта. | Попытки форсировать события и резко увеличить амплитуду, что приводит к боли и спазму мышц. |
| Общее состояние | Снижается утомляемость жевательных мышц, пропадают утренние боли и скованность. | Нарастание мышечного напряжения, появление головных болей, связанных с напряжением мышц. |
Категорически следует избегать любых резких движений (например, откусывания очень твердой пищи), широкого зевания, длительного нахождения с открытым ртом (например, у стоматолога без специальных перерывов) и жевания жвачки. Эти действия могут перегрузить сустав и свести на нет результаты от лечебной физкультуры.
Роль специалиста в процессе восстановления
Несмотря на кажущуюся простоту, самостоятельное выполнение упражнений без предварительной диагностики и консультации может быть неэффективным или даже вредным. Восстановление координации движений при артрозе височно-нижнечелюстного сустава — это медицинская процедура, требующая профессионального контроля.
Врач-стоматолог (гнатолог), невролог или врач по лечебной физкультуре проводит осмотр, определяет степень нарушения функции, выявляет сопутствующий мышечный дисбаланс и только после этого составляет индивидуальную программу. Специалист обучает правильной технике выполнения каждого упражнения, корректирует ошибки и определяет оптимальную нагрузку. В некоторых случаях лечебная физкультура дополняется другими методами, такими как физиотерапия, массаж или применение специальных ортопедических капп. Комплексный подход под наблюдением специалиста — залог успешного и безопасного восстановления функции ВНЧС.
Список литературы
- Клинические рекомендации «Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава». Утверждены Стоматологической Ассоциацией России (СтАР). — 2018.
- Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 608 с.
- Трезубов В. Н., Щербаков А. С., Фадеев Р. А. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: учебник для медицинских вузов. — М.: Медицинское информационное агентство, 2016. — 480 с.
- Иорданишвили А. К. Клиническая ортопедическая стоматология. — М.: МЕДпресс-информ, 2017. — 312 с.
- Okeson J. P. Management of Temporomandibular Disorders and Occlusion. 8th Edition. — St. Louis: Elsevier, 2019. — 528 p.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы врачам ЛФК
Что делать, если упражнения вызывают боль?
Здравствуйте. Я начал заниматься лечебной физкультурой, но...
боль в груди.
Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...
Гимнастика при сколиозе
Сколиоз 2 степени, угол 25 град. кифоз, одно плечо ниже - какие...
Врачи ЛФК
Врач ЛФК
Дальневосточный государственный медицинский университет
Стаж работы: 24 л.
Врач ЛФК
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова
Стаж работы: 32 л.
Врач ЛФК
Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца
Стаж работы: 36 л.
