Польза плавания и аквагимнастики для исправления формы ног у детей




30.11.2025
4 мин.

Польза плавания и аквагимнастики для исправления формы ног у детей является доказанным методом в составе комплексной терапии. Водная среда создает уникальные условия, при которых снижается ударная нагрузка на суставы и позвоночник, но при этом мышцы получают необходимое сопротивление для укрепления. Это делает занятия в бассейне безопасным и эффективным инструментом лечебной физкультуры (ЛФК) для коррекции таких состояний, как вальгусная (Х-образная) и варусная (О-образная) деформация нижних конечностей.

Почему вода так эффективна для коррекции формы ног

Уникальные свойства воды обеспечивают терапевтический эффект, который сложно воспроизвести во время занятий на суше. Понимание этих механизмов помогает оценить всю пользу водной лечебной физкультуры. Существует три основных физических фактора, которые работают на пользу ребенку во время занятий в бассейне.

  • Гидростатическая невесомость (выталкивающая сила). В воде вес тела уменьшается, что приводит к значительному снижению осевой нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Для ребенка с деформацией ног это означает, что его суставы (голеностопные, коленные, тазобедренные) не испытывают избыточного давления. Это позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой и без боли, формируя правильный стереотип движений.
  • Сопротивление воды. Вода плотнее воздуха, поэтому любое движение в ней требует больших мышечных усилий. Это сопротивление равномерно распределяется по всей поверхности движущейся конечности. Таким образом, происходит гармоничное укрепление всех мышечных групп, включая те, которые ослаблены и привели к деформации. В отличие от тренажеров, вода создает естественную и безопасную нагрузку.
  • Гидростатическое давление. Давление воды действует на тело со всех сторон, что способствует улучшению кровообращения и лимфотока. Этот эффект можно сравнить с мягким массажем. Улучшение трофики тканей ускоряет обменные процессы в мышцах и связках, повышая их эластичность и функциональность.

Вальгусная и варусная деформация: как помогает плавание

Занятия в воде позволяют целенаправленно работать с конкретными группами мышц, дисбаланс которых лежит в основе деформации ног. Подход к тренировкам при Х-образной и О-образной форме ног будет отличаться, так как необходимо укреплять разные мышечные группы.

При вальгусной (Х-образной) деформации колени сведены внутрь, а стопы «заваливаются» на внутренний край. Основная задача лечебной физкультуры в этом случае — укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, а также внутреннюю и заднюю группы мышц голени и бедра. Плавание стилем брасс (при условии правильной техники, когда толчок ногами выполняется симметрично и без разведения коленей в стороны) помогает укрепить нужные мышцы. Специальные упражнения аквагимнастики, такие как ходьба по дну бассейна на внешней стороне стоп или сжимание мяча коленями, также дают отличный результат.

При варусной (О-образной) деформации колени разведены в стороны, и основная нагрузка приходится на наружный край стопы. Здесь цель ЛФК — укрепить отводящие мышцы бедра и мышцы, отвечающие за поворот голени наружу. В этом случае полезно плавание стилем кроль на груди и на спине с активной работой ногами. Движения ног в этом стиле напоминают «ножницы» и способствуют укреплению передней и наружной поверхности бедра.

Сравнение плавания и аквагимнастики: что выбрать для ребенка

И плавание, и аквагимнастика полезны для детей, но у них есть свои особенности. Выбор зависит от возраста ребенка, его навыков, степени деформации и рекомендаций врача. Часто наилучший результат дает сочетание обоих видов активности.

Ниже представлена сравнительная таблица, которая поможет понять ключевые различия.

Критерий Плавание Аквагимнастика
Основная цель Общее гармоничное развитие, укрепление всех групп мышц, развитие выносливости и дыхательной системы. Целенаправленная проработка конкретных мышечных групп под руководством инструктора по ЛФК.
Требования к навыкам Требует умения держаться на воде и владения основами техники плавания. Не требует навыков плавания, так как упражнения выполняются на небольшой глубине или с поддерживающими средствами (пояса, нудлы).
Специфика нагрузки Нагрузка носит более общий, циклический характер. Сложно изолированно проработать одну мышцу. Позволяет выполнять изолированные упражнения, направленные на укрепление или растяжение определенных мышц.
Возраст начала занятий Обучение плаванию обычно начинают с 4–5 лет, хотя грудничковое плавание возможно с первых месяцев жизни. Подходит для детей с 2–3 лет, так как занятия проходят в игровой форме и под контролем специалиста.

Примерный комплекс упражнений в воде

Любой комплекс упражнений должен быть составлен или одобрен лечащим врачом или инструктором по лечебной физкультуре. Представленные ниже упражнения являются базовыми и могут быть адаптированы для вашего ребенка. Главное правило — отсутствие боли и дискомфорта.

Вот несколько эффективных упражнений, которые часто включают в программы аквагимнастики:

  • Ходьба по дну. Ребенок ходит по дну бассейна (вода на уровне груди) на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы. Это укрепляет мышцы голени и стопы.
  • «Велосипед». Ребенок держится за бортик или использует плавательную доску и выполняет ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Упражнение развивает мышцы бедер и улучшает подвижность в коленных и тазобедренных суставах.
  • Махи ногами. Держась за бортик, ребенок выполняет махи прямой ногой вперед, назад и в сторону. Сопротивление воды создает отличную нагрузку для мышц бедра и ягодиц.
  • Захват предметов стопами. На дно бассейна кладут небольшие тонущие игрушки. Задача ребенка — поднять их пальцами ног. Это прекрасная тренировка для мелких мышц стопы, которые формируют ее свод.
  • «Лягушка». В положении лежа на воде (на животе или спине, с поддержкой) ребенок сгибает ноги в коленях, подтягивая их к животу, а затем выпрямляет, имитируя толчок ногами в стиле брасс.

Ключевые аспекты для достижения результата

Чтобы занятия в бассейне принесли максимальную пользу, важно соблюдать несколько принципов. Водная лечебная физкультура — это не разовое мероприятие, а часть долгосрочной программы реабилитации, требующая системного подхода.

  • Регулярность. Занятия должны быть регулярными, в идеале 2–3 раза в неделю. Только систематические тренировки позволяют добиться устойчивого укрепления мышечного корсета.
  • Профессиональный контроль. Особенно на начальном этапе, занятия должны проходить под контролем квалифицированного инструктора по ЛФК или реабилитолога. Специалист подберет правильные упражнения и будет следить за техникой их выполнения.
  • Комплексный подход. Важно понимать, что плавание и аквагимнастика являются частью общей стратегии лечения. Их необходимо сочетать с массажем, ношением ортопедической обуви (по показаниям), физиотерапией и другими рекомендациями врача-ортопеда.
  • Постепенность. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, по мере адаптации ребенка. Не стоит форсировать события и требовать от ребенка мгновенных результатов. Главное — позитивный настрой и удовольствие от процесса.

Возможные противопоказания и меры предосторожности

Несмотря на высокую безопасность занятий в воде, существует ряд состояний, при которых они могут быть временно или полностью противопоказаны. Перед началом посещения бассейна обязательно проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • Острые инфекционные и респираторные заболевания (ОРВИ, грипп).
  • Заболевания кожи с нарушением ее целостности (раны, экзема в стадии обострения).
  • Заболевания ЛОР-органов в острой фазе (отит, синусит).
  • Судорожный синдром или эпилепсия в анамнезе (требуется разрешение невролога).
  • Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации.

К относительным противопоказаниям, требующим особого внимания, можно отнести выраженный страх воды у ребенка. В таких случаях начинать занятия следует с опытным инструктором, который поможет адаптироваться в игровой форме.

Список литературы

  1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 568 с.
  2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с плоско-вальгусной деформацией стоп. — Союз педиатров России, 2015. — 15 с.
  3. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.
  4. Tachdjian M. O. Pediatric Orthopaedics: From the Texas Scottish Rite Hospital for Children. 5th ed. — Philadelphia: Saunders/Elsevier, 2014. — 4 vols.
  5. World Health Organization. Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. — Geneva: World Health Organization, 2019. — 38 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы врачам ЛФК

Все консультации врачей ЛФК


боль в груди.

Доброго дня! Возможно Вы сможете дать совет для решения такой...

Нога после перелома

Здравствуйте! У меня перелом бедренной кости, стоит пластина....

Что делать, если упражнения вызывают боль?

Здравствуйте. Я начал заниматься лечебной физкультурой, но...

Врачи ЛФК

Все врачи ЛФК


Врач ЛФК

Дальневосточный государственный медицинский университет

Стаж работы: 24 л.

Врач ЛФК

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца

Стаж работы: 36 л.

Врач ЛФК

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 32 л.