Коэффициент наследуемости: что на самом деле означает процент генетики




Старовникова Екатерина Александровна

Автор:

Старовникова Екатерина Александровна

Медицинский генетик

02.12.2025
4 мин.

Коэффициент наследуемости — это один из самых неправильно понимаемых терминов в генетике, часто вызывающий тревогу и ощущение предопределенности. Многие думают, что если наследуемость признака составляет 80%, то это значит, что 80% этого признака в конкретном человеке определено генами, а 20% — средой. Это в корне неверно. На самом деле, коэффициент наследуемости — это статистический показатель, который относится не к отдельному человеку, а к целой популяции. Он показывает, какая доля различий (вариаций) по определенному признаку между людьми в данной популяции может быть объяснена их генетическими различиями. Понимание этого ключевого отличия помогает избавиться от генетического фатализма и увидеть реальную роль генов и образа жизни в нашем здоровье и развитии.

Что такое коэффициент наследуемости простыми словами

Представьте себе два поля, засеянных пшеницей. На первом поле все семена генетически идентичны (как однояйцевые близнецы), но условия на разных участках поля отличаются: где-то больше солнца, где-то лучше полив. Вся разница в высоте колосьев на этом поле будет обусловлена исключительно факторами среды (100% среда, 0% генетика). Теперь возьмем второе поле, где условия абсолютно одинаковые для всех растений — одинаковый полив, освещение, почва. Но семена на этом поле генетически разные. В этом случае все различия в высоте колосьев будут объясняться только их генетическими отличиями (100% генетика, 0% среда). В реальной жизни мы всегда имеем дело со смешанной картиной: и гены, и среда вносят свой вклад в различия между людьми.

Коэффициент наследуемости как раз и пытается оценить, какой процент наблюдаемых различий между людьми в определенной группе связан с разницей в их генах. Если наследуемость роста составляет 80%, это не значит, что ваш рост на 80% зависит от генов. Это значит, что 80% всех различий в росте между людьми в той популяции, где проводилось исследование, обусловлены генетическими факторами. Оставшиеся 20% вариаций в росте в этой группе людей объясняются влиянием окружающей среды (например, питанием в детстве, перенесенными заболеваниями).

Главные заблуждения: как неверно трактовать наследуемость

Неправильное понимание коэффициента наследуемости приводит к опасным выводам и ненужным переживаниям. Важно четко понимать, чем этот показатель не является. Давайте разберем самые распространенные мифы.

  • Миф 1: Наследуемость — это персональная характеристика. Это самое главное заблуждение. Коэффициент наследуемости — это характеристика популяции, а не индивидуума. Он ничего не говорит о том, почему именно вы имеете определенный рост или уровень интеллекта. Он объясняет, почему люди в целом отличаются друг от друга по этим параметрам.
  • Миф 2: Высокая наследуемость означает неизменность признака. Многие считают, что если признак имеет высокий коэффициент наследуемости, то на него нельзя повлиять. Это не так. Один из лучших примеров — фенилкетонурия, генетическое заболевание со 100% наследуемостью. Однако его тяжелые последствия для развития мозга можно полностью предотвратить с помощью специальной диеты, то есть изменением фактора среды. Другой пример — рост. Несмотря на его высокую наследуемость (около 80%), средний рост людей за последнее столетие значительно увеличился благодаря улучшению питания.
  • Миф 3: Коэффициент наследуемости — это универсальная константа. Этот показатель не является фиксированной величиной. Он может сильно различаться для одного и того же признака в разных популяциях и в разное время. Например, в обществе с равным доступом к качественному образованию наследуемость интеллекта будет выше, потому что средовые различия минимизированы, и на передний план выходят генетические. В обществе с большим социальным неравенством роль среды будет гораздо заметнее, а коэффициент наследуемости — ниже.

Как ученые измеряют вклад генетики: методы оценки

Оценить коэффициент наследуемости напрямую невозможно, так как мы не можем поставить контролируемый эксперимент на людях. Поэтому ученые используют косвенные методы, основанные на сравнении родственников с разной степенью генетического сходства.

Основными методами являются:

  1. Близнецовый метод. Это классический и один из самых надежных подходов. Он основан на сравнении монозиготных (идентичных) близнецов, у которых 100% общих генов, и дизиготных (неидентичных) близнецов, у которых в среднем 50% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Если по какому-либо признаку (например, по уровню тревожности) монозиготные близнецы похожи друг на друга значительно больше, чем дизиготные, это указывает на существенный вклад генетических факторов в изменчивость этого признака.
  2. Метод приемных детей. В этом методе сравнивают сходство ребенка по какому-либо признаку с его биологическими родителями (с которыми у него общие гены, но разная среда) и с приемными родителями (с которыми у него общая среда, но разные гены). Если ребенок больше похож на биологических родителей, это свидетельствует о влиянии генетики. Если же он больше похож на приемных — о влиянии среды.
  3. Семейные исследования. Ученые анализируют, как признак распределяется среди родственников разной степени родства (родители и дети, братья и сестры, двоюродные братья и сестры и т.д.). Чем ближе генетическое родство, тем большего сходства по наследуемому признаку можно ожидать.

Современные полногеномные исследования также позволяют напрямую сопоставлять вариации в ДНК у больших групп людей с различиями в их признаках, что дает более точные оценки наследуемости.

Примеры коэффициентов наследуемости для различных признаков

Чтобы лучше понять концепцию, полезно рассмотреть конкретные примеры оценок наследуемости для разных признаков. Важно помнить, что это усредненные данные, полученные в основном на европейских популяциях, и они могут варьироваться.

Вот таблица с примерными значениями коэффициента наследуемости для некоторых признаков:

Признак Приблизительный коэффициент наследуемости Важное примечание
Цвет глаз ~95-98% Почти полностью определяется генами, влияние среды минимально.
Рост ~80-90% Сильно зависит от генетики, но питание и здоровье в детстве играют важную роль.
Индекс массы тела (ИМТ) ~40-70% Существует генетическая предрасположенность, но образ жизни (питание, активность) является решающим фактором.
Шизофрения ~80% Высокая генетическая предрасположенность, но для развития болезни часто необходимы средовые «триггеры».
Большое депрессивное расстройство ~30-40% Генетика вносит вклад, но факторы среды (стресс, жизненные события) играют ведущую роль.
Коэффициент интеллекта (IQ) во взрослом возрасте ~60-80% Наследуемость увеличивается с возрастом. В детстве роль семьи и школы (среды) выше.
Политические убеждения ~0-10% Практически полностью определяются средой: семьей, образованием, социальным окружением.

Почему наследуемость — это не приговор

Понимание истинного смысла коэффициента наследуемости освобождает от страха перед «плохими» генами. Генетика — это не сценарий, который нельзя переписать, а скорее набор предрасположенностей или вероятностей. Высокий коэффициент наследуемости для какого-либо заболевания не означает, что вы обязательно заболеете. Он означает, что для вас профилактика и здоровый образ жизни имеют еще большее значение.

Можно использовать известную метафору: «гены заряжают пистолет, а среда нажимает на курок». Если у вас есть генетическая предрасположенность к сахарному диабету 2-го типа (наследуемость ~70%), это ваш «заряженный пистолет». Но «выстрелит» ли он, во многом зависит от вашего образа жизни: питания, физической активности, контроля веса. Изменяя средовые факторы, вы можете не дать этому генетическому риску реализоваться.

Таким образом, информация о наследуемости — это не повод для фатализма, а руководство к действию. Она помогает выявить группы риска и сосредоточить усилия на профилактике, позволяя каждому человеку взять на себя ответственность за свое здоровье, несмотря на доставшийся ему генетический багаж.

Список литературы

  1. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: учебник для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Издательство Н-Л, 2010. — 718 с.
  2. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 592 с.
  3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика: Учебник для вузов. В 2 т. — СПб.: Изд. дом «Питер», 2008. — Т. 1. — 406 с.
  4. Vogel F., Motulsky A.G. Human Genetics: Problems and Approaches. — 4th ed. — Berlin: Springer, 2010. — 898 p.
  5. Plomin R., DeFries J.C., Knopik V.S., Neiderhiser J.M. Behavioral Genetics. — 7th ed. — New York: Worth Publishers, 2016. — 480 p.

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы медицинским генетикам

Все консультации медицинских генетиков


По данным МРТ нельзя исключить туберозный склероз у ребенка 8...



350 ₽

Здравствуйте. У нас в семье есть наследственные заболевания....



599 ₽

По результатам первого скрининга повышен ХГЧ, врач направила на...



Медицинские генетики

Все медицинские генетики


Медицинский генетик, Врач УЗД

Ярославская государственная медицинская академия

Стаж работы: 17 л.

Медицинский генетик

Волгоградский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Медицинский генетик

Ярославская государственная медицинская академия

Стаж работы: 33 л.