Дифференциальная диагностика СДВГ: как отличить от схожих расстройств




Долгинова Анна Григорьевна

Автор:

Долгинова Анна Григорьевна

Психиатр, Психолог

19.12.2025
7 мин.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, представляет собой нейробиологическое расстройство, которое проявляется стойкими трудностями с вниманием, избыточной активностью и импульсивностью. Однако эти симптомы не уникальны и могут сопутствовать множеству других состояний, от психологических проблем до соматических заболеваний. Именно поэтому вопрос, как отличить синдром дефицита внимания от схожих расстройств, становится ключевым на пути к точному диагнозу и эффективной помощи. Дифференциальная диагностика СДВГ — это сложный, многоэтапный процесс, требующий глубоких знаний и опыта, направленный на тщательное исключение других причин, которые могут маскироваться под проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Понимание этого процесса помогает не только специалистам, но и тем, кто ищет ответы, прояснить ситуацию и обрести уверенность в правильности выбранного пути.

Почему дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания так важна

Точное установление диагноза СДВГ имеет критическое значение для выбора правильной стратегии поддержки и терапии. Ошибочный диагноз может привести к неэффективному лечению, разочарованию и усугублению текущих проблем, поскольку истинная причина трудностей останется без внимания. Например, если невнимательность вызвана тревожным расстройством, а не синдромом дефицита внимания и гиперактивности, медикаментозное лечение, предназначенное для СДВГ, может быть не только бесполезным, но и потенциально вредным, тогда как психотерапия тревоги была бы гораздо более целесообразной.

Помимо неэффективного лечения, неверный диагноз может затянуть период страдания, усугубить чувство вины и отчаяния у человека и его близких. Это также чревато стигматизацией, неправильным самовосприятием и упущенными возможностями для развития. Дифференциальная диагностика позволяет не только исключить другие заболевания, но и выявить сопутствующие состояния, которые часто встречаются вместе с синдромом дефицита внимания, и разработать комплексный план помощи, учитывающий все особенности конкретного случая. Это обеспечивает наиболее персонализированный и эффективный подход.

Какие расстройства часто путают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Симптомы СДВГ могут напоминать проявления множества других состояний, что делает процесс постановки диагноза настоящим вызовом даже для опытных специалистов. Ключевая задача дифференциальной диагностики — тщательно анализировать каждый симптом и его контекст, чтобы выявить истинную природу проблем. Ниже представлена таблица с наиболее распространенными расстройствами, которые могут быть ошибочно приняты за синдром дефицита внимания и гиперактивности, и их ключевыми отличиями.

Расстройство или состояние Схожие симптомы с СДВГ Ключевые отличия от синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Тревожные расстройства Трудности с концентрацией внимания, беспокойство, избыточная активность (внутреннее напряжение), проблемы со сном. Невнимательность часто обусловлена навязчивыми мыслями и опасениями. Гиперактивность проявляется как физическое напряжение, а не бесцельное движение. Симптомы усиливаются в стрессовых ситуациях.
Депрессивные расстройства Снижение концентрации, усталость, проблемы с мотивацией, апатия, замедление мышления и движений (в некоторых формах). Преобладают пониженное настроение, потеря интереса к ранее приятным занятиям, чувство безнадежности. Трудности с вниманием вторичны к общему снижению энергии и настроения.
Расстройства аутистического спектра (РАС) Проблемы с вниманием (часто гиперофокусировка на интересах, трудности с переключением), социальные сложности, стереотипные движения (которые могут быть ошибочно приняты за гиперактивность). Основные характеристики — стойкие нарушения социального взаимодействия и коммуникации, ограниченные повторяющиеся модели поведения и интересов. Гиперактивность часто отсутствует или проявляется иначе.
Нарушения сна (например, обструктивное апноэ сна, хроническая бессонница) Дневная сонливость, невнимательность, раздражительность, снижение когнитивных функций, иногда гиперактивность у детей как компенсация усталости. Первопричина проблем — некачественный или недостаточный сон. Симптомы значительно улучшаются при нормализации сна.
Специфические трудности в обучении (дислексия, дисграфия, дискалькулия) Проблемы с успеваемостью, отвлечение на уроках, фрустрация. Трудности сосредоточены на конкретных навыках (чтение, письмо, счет) при относительно сохранном внимании в других сферах. СДВГ часто сопутствует, но не является единственной причиной.
Биполярное аффективное расстройство Фазы мании могут включать гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость, быструю речь, снижение потребности во сне. Эпизодический характер проявлений (смена фаз мании/гипомании и депрессии). Симптомы СДВГ носят хронический, постоянный характер с раннего возраста.
Травматический опыт и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Гипервозбудимость, трудности с концентрацией, импульсивность, проблемы со сном, раздражительность. Симптомы связаны с пережитой травмой, часто включают навязчивые воспоминания, избегание, высокую тревожность. Нарушения внимания и поведения возникают или усиливаются после травмирующего события.
Соматические заболевания (проблемы со щитовидной железой, анемия, хронические боли) Усталость, снижение концентрации внимания, раздражительность. Симптомы обусловлены физиологическими процессами. Диагностируются и лечатся врачами-терапевтами или профильными специалистами.

Процесс дифференциальной диагностики СДВГ: пошаговое руководство

Поставить точный диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это не простое определение симптомов, а глубокий, многогранный процесс, который требует внимательного и последовательного подхода. Он направлен на исключение всех возможных альтернативных объяснений наблюдаемых трудностей.

Процесс дифференциальной диагностики обычно включает следующие ключевые этапы:

  1. Детальный сбор анамнеза (истории болезни и жизни): Это первый и один из самых важных шагов. Специалист внимательно собирает информацию о развитии пациента с раннего детства: как протекала беременность, роды, раннее развитие (моторное, речевое), особенности поведения в детском саду, школе. Обсуждаются семейная история психических расстройств, наличие соматических заболеваний, травм, стрессовых событий. Очень важно получить информацию от нескольких источников: самого человека, его родителей, учителей, воспитателей. Это позволяет составить полную картину хронического характера и стойкости симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

    Почему это важно: симптомы СДВГ должны проявляться до 12 лет (по критериям DSM-5) и быть стойкими на протяжении длительного времени, а также наблюдаться в различных сферах жизни (дома, в школе/на работе, в социальных контактах). Раннее начало и мультиситуативность отличают СДВГ от расстройств, которые могут развиться позже из-за стресса, депрессии или других причин.

  2. Клиническое интервью: Врач проводит подробное интервью с пациентом (и, если это ребенок, с его родителями), расспрашивая о конкретных проявлениях невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Используются специальные опросники и шкалы для оценки выраженности симптомов. В ходе интервью специалист обращает внимание не только на содержание ответов, но и на поведение пациента, его реакции, способность к сосредоточению во время беседы. Это позволяет оценить, как симптомы влияют на повседневную жизнь, учебу, работу и отношения.

    Почему это важно: интервью позволяет не только зафиксировать наличие симптомов, но и понять их природу, частоту, интенсивность и влияние на функционирование. Оно также помогает выявить сопутствующие расстройства, такие как тревога, депрессия или расстройства обучения, которые часто встречаются вместе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

  3. Психологическое и нейропсихологическое тестирование: Эти исследования помогают объективно оценить когнитивные функции, такие как внимание, память, исполнительные функции (планирование, организация, самоконтроль). Могут использоваться стандартизированные тесты, которые выявляют характерные для СДВГ нарушения, например, трудности с устойчивостью внимания, рабочей памятью или ингибиторным контролем. Тестирование также позволяет исключить интеллектуальную недостаточность или специфические расстройства обучения.

    Почему это важно: психологическое тестирование предоставляет объективные данные, которые дополняют субъективные жалобы и наблюдения. Оно помогает отличить поведенческие проблемы от когнитивных, а также оценить степень выраженности нарушений.

  4. Физикальное обследование и лабораторные анализы: В некоторых случаях могут быть рекомендованы консультации невролога, эндокринолога и проведение базовых лабораторных исследований (например, анализ крови на гормоны щитовидной железы, ферритин). Это необходимо для исключения соматических причин, которые могут маскироваться под симптомы СДВГ. Например, заболевания щитовидной железы или железодефицитная анемия могут вызывать усталость, снижение концентрации и раздражительность.

    Почему это важно: прежде чем поставить диагноз психического расстройства, необходимо убедиться в отсутствии физиологических или неврологических причин, которые могут объяснить наблюдаемые симптомы. Это обеспечивает безопасность и точность диагностики.

  5. Наблюдение за поведением: Важную информацию может дать наблюдение за поведением человека в разных условиях: в кабинете врача, в классе (для детей), на работе (для взрослых). Это помогает оценить, насколько симптомы проявляются в реальной жизни и как они влияют на взаимодействие с окружающими.

    Почему это важно: непосредственное наблюдение позволяет увидеть, как симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности проявляются в естественной среде, дополняя информацию, полученную из интервью и тестирования.

Нужен очный осмотр?

Найдите лучшего психиатра в вашем городе по рейтингу и отзывам.

Партнер сервиса: СберЗдоровье
Реальные отзывы Актуальные цены

Роль специалистов в установлении точного диагноза синдрома дефицита внимания

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это задача, требующая междисциплинарного подхода. Ни один специалист не может единолично охватить все аспекты этого сложного процесса. Обычно в диагностике СДВГ участвуют следующие профессионалы:

  • Психиатр: Является ключевым специалистом в постановке диагноза СДВГ и проведении дифференциальной диагностики. Психиатр обладает глубокими знаниями в области психических расстройств, способен отличить синдром дефицита внимания и гиперактивности от других психических состояний (например, биполярного расстройства, тревожных или депрессивных расстройств), а также выявить сопутствующие патологии. Он определяет показания к медикаментозной терапии и подбирает ее.

  • Невролог: В ряде случаев требуется консультация невролога для исключения неврологических заболеваний, которые могут имитировать симптомы СДВГ (например, эпилепсия, последствия травм головного мозга или других органических поражений центральной нервной системы). Невролог может назначить дополнительные исследования, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) или магнитно-резонансная томография (МРТ).

  • Клинический психолог (или нейропсихолог): Проводит психологическое и нейропсихологическое тестирование, которое помогает объективно оценить когнитивные функции, такие как внимание, память, исполнительные функции. Результаты таких тестов предоставляют ценную информацию для дифференциальной диагностики, подтверждая или опровергая наличие характерных для СДВГ нарушений и помогая отличить их от специфических трудностей в обучении или других проблем.

  • Педиатр или терапевт: Врач общей практики может быть первым, к кому обращаются с жалобами на невнимательность или гиперактивность. Он проводит первичный осмотр, собирает анамнез и исключает соматические заболевания (например, проблемы со щитовидной железой, анемию, нарушения слуха или зрения), которые могут быть причиной схожих симптомов. При необходимости педиатр или терапевт направляет к профильным специалистам.

Командная работа этих специалистов позволяет всесторонне оценить состояние пациента, собрать максимально полную информацию, провести необходимые исследования и, в конечном итоге, поставить наиболее точный диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Частые заблуждения о диагностике синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Вокруг диагностики СДВГ существует много мифов и заблуждений, которые могут затруднить получение адекватной помощи. Важно развеять эти неточные представления, чтобы подойти к процессу осознанно.

  • "Существует анализ крови/МРТ, который подтвердит СДВГ": Это одно из самых распространенных заблуждений. На сегодняшний день не существует единого лабораторного анализа, сканирования мозга или другого объективного медицинского теста, который мог бы однозначно подтвердить или опровергнуть синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагноз ставится на основании комплексной клинической оценки, подробного сбора анамнеза, поведенческих наблюдений и результатов психологического тестирования.

  • "СДВГ — это выдумка / результат плохого воспитания / просто лень": Это стигматизирующие утверждения, которые игнорируют научные данные. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это официально признанное нейробиологическое расстройство с четкими критериями диагностики, описанное в международных классификациях болезней (МКБ-10/11, DSM-5). Оно связано с особенностями функционирования головного мозга, а не с недостатками характера или воспитания.

  • "Диагностировать СДВГ можно быстро, за один визит": Комплексная дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности редко осуществляется за один прием. Как было описано выше, процесс требует сбора информации из нескольких источников, возможно, проведения тестирования и исключения других состояний. Это может занять несколько визитов к разным специалистам и требует времени для получения достоверных данных.

  • "Если я могу сосредоточиться на том, что мне интересно, у меня нет СДВГ": Способность к гиперофокусировке (интенсивному сосредоточению на узкой, увлекательной теме) в сочетании с трудностями концентрации на рутинных или неинтересных задачах является характерной чертой СДВГ. Это не противоречит диагнозу, а, напротив, часто встречается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности и называется "парадоксом СДВГ".

Список литературы

  1. Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Publishing. (Оригинальное английское издание: American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Publishing).
  2. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). (1994). Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. Женева: ВОЗ. (Оригинальное английское издание: WHO (World Health Organization). (1992). The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders: Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines. Женева: WHO).
  3. Баркли, Р. А. (2015). Синдром дефицита внимания и гиперактивности: Руководство по диагностике и лечению. Нью-Йорк: Guilford Press. (Оригинальное английское издание: Barkley, R. A. (2015). Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook for Diagnosis and Treatment. Нью-Йорк: Guilford Press).
  4. Заваденко, Н.Н. (2005). Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия.
  5. Кучма, В.Р., Сухарева, Л.М., Поленова, М.А., Куинджи, Н.Н. (2015). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: этиология, патогенез, клиника, диагностика, коррекция и профилактика. Методические рекомендации. М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы психиатрам

Все консультации психиатров


Здраствуйте, у моего друга стали случаться приступы во время...



добрый день, чувствую себя максимально опустошенно, такое...



Здраствуйте, меня зовут Ярослава, мне 12 лет и у меня проблемы с...



Врачи психиатры

Все психиатры


Психиатр, Терапевт, Невролог, Психолог, Нарколог, Детский невролог, Логопед

КАЙР ИНСТИТУТ , ММУ

Стаж работы: 16 л.

Психиатр, Психолог

Ставропольский государственный медицинский университет

Стаж работы: 16 л.

Психиатр

Волгоградский государственный медицинский университет

Стаж работы: 25 л.