Реанимация детей и младенцев: ключевые отличия от алгоритма для взрослых




Назоров Руслан Викторович

Автор:

Назоров Руслан Викторович

Анестезиолог-реаниматолог

16.10.2025
Время чтения:

Ключевые отличия реанимации детей и младенцев от алгоритма для взрослых обусловлены фундаментальными анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Если у взрослых остановка сердца чаще всего вызвана кардиологическими проблемами, то у детей и особенно у младенцев к этому состоянию приводят в первую очередь нарушения дыхания. Понимание этих различий критически важно, поскольку именно они определяют правильную последовательность действий и повышают шансы на спасение жизни. Этот материал предоставляет четкий и структурированный обзор основных отличий в подходах к сердечно-легочной реанимации (СЛР) у разных возрастных групп.

Почему детский алгоритм СЛР отличается от взрослого

Основная причина различий в алгоритмах сердечно-легочной реанимации кроется в первопричинах критических состояний. У взрослых внезапная остановка кровообращения чаще всего является первичным событием, связанным с заболеваниями сердца. У детей же остановка сердца — это, как правило, вторичное явление, финал прогрессирующей дыхательной недостаточности и гипоксии (кислородного голодания). Это значит, что к моменту остановки сердца в тканях ребенка уже имеется выраженный дефицит кислорода. Поэтому в детской реанимации первоочередное внимание уделяется восстановлению дыхания.

Кроме того, существуют значимые анатомические отличия, влияющие на технику проведения реанимационных мероприятий:

  • Дыхательные пути: У детей они значительно уже, чем у взрослых. Язык относительно размеров ротовой полости больше, а надгортанник более мягкий и гибкий. Это создает высокий риск их обструкции (закупорки).
  • Голова: У младенцев и маленьких детей голова пропорционально больше, а шея короткая, что требует особого положения при обеспечении проходимости дыхательных путей.
  • Грудная клетка: Она более податливая и эластичная, что необходимо учитывать при выборе силы компрессий (непрямого массажа сердца).
  • Физиологические показатели: Нормальная частота дыхания и сердечных сокращений у детей значительно выше, чем у взрослых, и зависит от возраста.

Именно совокупность этих факторов диктует необходимость модификации стандартного алгоритма СЛР для оказания эффективной помощи детям и младенцам.

Ключевые этапы реанимации: сравниваем детский и взрослый подходы

Для наглядности и лучшего понимания основные различия в алгоритмах можно представить в виде сравнительной таблицы. Она поможет быстро сориентироваться в критической ситуации и применить правильную технику в зависимости от возраста пострадавшего.

Этап реанимации Взрослые Дети (от 1 года до пубертата) Младенцы (до 1 года)
Оценка сознания и дыхания Окликнуть, осторожно потрясти за плечи. Оценка дыхания — до 10 секунд. Окликнуть, осторожно потрясти за плечи. Оценка дыхания — до 10 секунд. Осторожно похлопать по стопе. Оценка дыхания — до 10 секунд.
Вызов помощи Сразу после обнаружения пострадавшего без сознания и дыхания. Сначала 1 минута СЛР (5 вдохов + компрессии), затем вызов помощи (если реаниматор один). Сначала 1 минута СЛР (5 вдохов + компрессии), затем вызов помощи (если реаниматор один).
Проходимость дыхательных путей Максимальное разгибание головы с подъемом подбородка. Небольшое разгибание головы с подъемом подбородка. Нейтральное положение головы (голова на одной линии с туловищем).
Начальные действия Сразу начинать с компрессий грудной клетки (30 нажатий). Начать с 5 «спасательных» вдохов. Начать с 5 «спасательных» вдохов.
Техника искусственного дыхания Вдох «рот в рот», зажимая нос пострадавшего. Вдох «рот в рот», зажимая нос ребенка. Вдох «рот в рот и нос» одновременно, герметично обхватив губами рот и нос младенца.
Точка компрессий Центр грудной клетки (на середине грудины). Нижняя треть грудины. На ширину пальца ниже межсосковой линии.
Техника компрессий Двумя руками, основанием ладони. Одной или двумя руками (в зависимости от размера ребенка). Двумя пальцами (один спасатель) или двумя большими пальцами с обхватом грудной клетки (два спасателя).
Глубина компрессий 5–6 см. Около 5 см (не менее 1/3 передне-заднего размера грудной клетки). Около 4 см (не менее 1/3 передне-заднего размера грудной клетки).
Соотношение компрессий и вдохов 30:2 (независимо от числа спасателей). 30:2 (один спасатель), 15:2 (два спасателя). 30:2 (один спасатель), 15:2 (два спасателя).

Начальные спасательные вдохи: решающий шаг в детской реанимации

Одним из самых важных отличий детского алгоритма является начало сердечно-легочной реанимации с пяти спасательных вдохов, в то время как у взрослых принято немедленно переходить к компрессиям грудной клетки. Этот шаг имеет критическое значение. Поскольку остановка сердца у детей чаще всего вызвана гипоксией, первоочередная задача — доставить кислород в легкие. Эти первые вдохи могут быть достаточными для восстановления сердечной деятельности, если она прекратилась совсем недавно на фоне удушья.

При выполнении вдохов важно следить за подъемом грудной клетки. Вдох должен быть не слишком сильным, чтобы не вызвать повреждение легких или попадание воздуха в желудок, но достаточным, чтобы грудная клетка заметно приподнялась. Для младенца объем вдуваемого воздуха равен объему воздуха, который помещается в щеках спасателя. После каждого вдоха необходимо дать время для пассивного выдоха.

Техника непрямого массажа сердца: особенности для младенцев и детей

Правильная техника компрессий грудной клетки у детей напрямую зависит от их возраста и телосложения. Главная цель — обеспечить эффективное кровообращение, минимизируя риск травм. Часто возникает страх причинить ребенку вред, например сломать ребра. Важно понимать, что в ситуации клинической смерти риск от бездействия несравнимо выше, чем возможные осложнения от проведения сердечно-легочной реанимации.

  • Для младенцев (до 1 года): Используется либо метод двух пальцев (указательного и среднего), которые располагаются на грудине чуть ниже линии сосков, либо метод двух больших пальцев с обхватом грудной клетки. Второй метод предпочтительнее, если реанимацию проводят два человека, так как он обеспечивает более стабильное и эффективное давление.
  • Для детей (от 1 года): Используется основание одной ладони, расположенной на нижней трети грудины. Если ребенок крупный или спасатель физически не может продавить грудную клетку на нужную глубину одной рукой, допустимо использовать две руки, как у взрослых.

Ключевым ориентиром является глубина компрессий — она должна составлять не менее одной трети от передне-заднего размера грудной клетки. Частота нажатий остается такой же, как и у взрослых — 100–120 в минуту.

Соотношение компрессий и вдохов: когда и почему меняется алгоритм

Еще одно существенное отличие проявляется при проведении СЛР двумя и более спасателями. Если один человек проводит реанимацию ребенку, он придерживается универсального соотношения 30 компрессий к 2 вдохам. Это упрощает алгоритм и минимизирует паузы в непрямом массаже сердца.

Однако, когда помощь оказывают два квалифицированных спасателя, соотношение для детей и младенцев меняется на 15:2. Почему это так важно? Такое соотношение позволяет проводить большее количество вдохов в минуту, что является приоритетом при гипоксической природе остановки кровообращения у детей. Увеличение частоты вентиляций помогает быстрее насытить кровь кислородом и улучшить прогноз. Для взрослых соотношение 30:2 остается неизменным вне зависимости от количества спасателей, так как основной акцент делается на поддержании кровообращения.

Список литературы

  1. Maconochie I. K., et al. (2020). European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2021: Paediatric Life Support. Resuscitation, 161, 386–433.
  2. Topjian A. A., et al. (2020). Part 4: Pediatric Basic and Advanced Life Support: 2020 American Heart Association Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care. Circulation, 142(16_suppl_2), S469–S523.
  3. Мороз В. В., Бобринская И. Г., Васильев В. Ю. Клинические рекомендации «Сердечно-легочная реанимация». Федерация анестезиологов и реаниматологов России. — 2021.
  4. Александрович Ю. С., Пшениснов К. В. Интенсивная терапия в педиатрии: Практическое руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 728 с.
  5. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (Пересмотр 2015 г.). Под ред. Мороза В. В. и др. — М.: НИИОР, НСР, 2016. — 224 с.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы анестезиологам-реаниматологам

Все консультации анестезиологов-реаниматологов


Можно ли использовать Скандонест вне стоматологии

Здравствуйте. Мне 64 года, в стоматологии для обезболивания...

Можно ли делать общий наркоз ребёнку с небольшим перерывом

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Ребёнку в 1 год и 4 месяца...

Реакция на наркоз у ребёнка и предстоящая операция — боимся повторения

Здравствуйте. В январе 2021 года у ребёнка была операция по поводу...

Врачи анестезиологи-реаниматологи

Все анестезиологи-реаниматологи


Анестезиолог-реаниматолог

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко

Стаж работы: 7 л.

Анестезиолог-реаниматолог

Ярославский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Анестезиолог-реаниматолог

Сибирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 10 л.