Особенности оказания помощи при остановке дыхания у детей и младенцев




Назоров Руслан Викторович

Автор:

Назоров Руслан Викторович

Анестезиолог-реаниматолог

16.10.2025
6 мин.

Остановка дыхания у детей и младенцев — это критическая ситуация, требующая немедленных и правильных действий. Паника в такой момент естественна, но знание четкого алгоритма помощи может спасти жизнь. Главная особенность детского организма заключается в том, что остановка сердца у них чаще всего является следствием прекращения дыхания, а не наоборот, как у взрослых. Это знание определяет приоритеты в оказании помощи: ключевую роль играют скорейшее восстановление проходимости дыхательных путей и начало искусственной вентиляции легких. Понимание возрастных различий в анатомии и физиологии ребенка — от младенца до подростка — является основой для эффективных реанимационных мероприятий.

Как распознать остановку дыхания у ребенка: первые признаки

Своевременное распознавание остановки дыхания — первый и самый важный шаг. Основные признаки, на которые нужно обратить внимание, просты и не требуют медицинского оборудования. Важно действовать быстро и не сомневаться, так как каждая секунда имеет значение.

  • Отсутствие дыхательных движений. Грудь и живот ребенка не поднимаются и не опускаются. Чтобы это проверить, нужно освободить грудную клетку от одежды и наблюдать за ней в течение 10 секунд.
  • Отсутствие звуков дыхания. Приблизьте ухо ко рту и носу ребенка. Вы не услышите ни вдоха, ни выдоха.
  • Отсутствие ощущения выдыхаемого воздуха. Поднеся щеку ко рту и носу ребенка, вы не почувствуете движения воздуха.
  • Изменение цвета кожи. Кожа, особенно в области губ и кончиков пальцев, приобретает синюшный оттенок (этот признак называется цианоз). У детей с темной кожей цианоз лучше заметен на слизистых оболочках рта и десен.

Важно не спутать остановку дыхания с так называемым агональным дыханием. Это редкие, шумные, судорожные вдохи, которые могут появиться в самом начале остановки сердца. Такое дыхание неэффективно и является признаком критического состояния, а не восстановления нормальной функции. При наличии агонального дыхания следует немедленно начинать сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

Первоочередные действия: алгоритм вызова помощи и оценки состояния

Правильная последовательность действий в первые секунды определяет исход ситуации. Необходимо сохранять спокойствие и следовать четкому плану, который поможет не растеряться и эффективно использовать драгоценное время до приезда скорой помощи.

  1. Обеспечьте безопасность. Прежде всего, убедитесь, что вам и ребенку ничего не угрожает (например, нет опасности поражения электрическим током, возгорания и т. д.).
  2. Проверьте сознание. Аккуратно потрясите ребенка за плечи (младенца — за стопу) и громко спросите: «С тобой все в порядке?». Если ребенок не реагирует на голос и прикосновения, он находится без сознания.
  3. Зовите на помощь. Громко позовите кого-нибудь из окружающих. Если вы не одни, поручите второму человеку немедленно вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112.
  4. Освободите дыхательные пути. Положите ребенка на твердую ровную поверхность. Аккуратно запрокиньте ему голову, положив одну руку на лоб, а пальцы другой руки — под подбородок, и приподнимите его. У младенцев до года голову запрокидывать сильно нельзя, достаточно придать ей нейтральное положение, так как сильное запрокидывание может, наоборот, перекрыть дыхательные пути. Осмотрите ротовую полость на наличие инородных тел. Если что-то видно и легко доступно, удалите это пальцем.
  5. Проверьте дыхание. В течение 10 секунд оцените наличие дыхания по принципу «вижу-слышу-ощущаю»: смотрите на движение грудной клетки, слушайте звуки дыхания и пытайтесь ощутить движение воздуха щекой.
  6. Вызовите скорую помощь. Если вы один и у ребенка нет дыхания, сначала выполните 5 спасительных вдохов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а затем в течение одной минуты проводите сердечно-легочную реанимацию. Только после этого, если нет возможности позвать кого-то, звоните в скорую помощь. Включите телефон на громкую связь, чтобы получать инструкции диспетчера и одновременно продолжать реанимационные мероприятия.

Немедленное начало реанимации критически важно, поскольку у детей гипоксия (недостаток кислорода) нарастает очень быстро и приводит к необратимым повреждениям головного мозга.

Отличия реанимации младенцев и детей старшего возраста

Техника оказания помощи значительно отличается в зависимости от возраста ребенка. Принципиальные различия обусловлены анатомическими особенностями. Ниже представлена сводная таблица, которая поможет наглядно увидеть эти отличия.

Параметр Младенцы (до 1 года) Дети (от 1 года до наступления подросткового возраста)
Причина остановки Чаще всего — дыхательная недостаточность (удушье, инфекции, синдром внезапной детской смерти). Дыхательная недостаточность или травмы. Проблемы с сердцем встречаются реже.
Положение головы для ИВЛ Нейтральное положение (голова на одной линии с туловищем). Сильное запрокидывание опасно. Незначительное запрокидывание головы назад.
Техника искусственной вентиляции легких Вдох производится одновременно в рот и нос младенца («рот-в-рот-и-нос»). Вдох производится в рот ребенка, при этом его нос зажимается пальцами («рот-в-рот»).
Техника непрямого массажа сердца Двумя пальцами (указательным и средним) или двумя большими пальцами при обхвате грудной клетки. Основанием одной ладони (для маленьких детей) или двух ладоней (для детей старшего возраста).
Точка компрессии На грудине, чуть ниже линии сосков. Нижняя половина грудины.
Глубина компрессии Примерно на 1/3 от передне-заднего размера грудной клетки (около 4 см). Примерно на 1/3 от передне-заднего размера грудной клетки (около 5 см).
Соотношение компрессий и вдохов 30:2 (если реаниматор один), 15:2 (если реаниматора двое). 30:2 (если реаниматор один), 15:2 (если реаниматора двое).

Техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ)

Искусственная вентиляция легких направлена на доставку кислорода в легкие ребенка, когда самостоятельное дыхание отсутствует. Правильное выполнение вдохов — залог эффективности всей сердечно-легочной реанимации.

Для младенцев (до 1 года):

  1. Придайте голове нейтральное положение.
  2. Плотно обхватите своими губами одновременно рот и нос младенца.
  3. Сделайте плавный выдох в течение 1 секунды. Объем вдуваемого воздуха должен быть небольшим, достаточным лишь для того, чтобы увидеть подъем грудной клетки ребенка. Используйте объем воздуха, который помещается у вас в щеках, а не полный выдох из легких.
  4. Дайте грудной клетке опуститься, это пассивный выдох.
  5. Повторите вдох. Первоначально делается 5 спасительных вдохов.

Для детей (старше 1 года):

  1. Аккуратно запрокиньте голову ребенка назад и приподнимите подбородок.
  2. Зажмите нос ребенка пальцами.
  3. Плотно обхватите своими губами его рот.
  4. Сделайте плавный выдох в течение 1 секунды, наблюдая за подъемом грудной клетки.
  5. Уберите губы, дайте воздуху выйти.
  6. Повторите вдох. Также начните с 5 спасительных вдохов.

Важно следить, чтобы грудная клетка именно поднималась, а не раздувался живот. Попадание воздуха в желудок может вызвать рвоту, что осложнит реанимацию. Если грудная клетка не поднимается, измените положение головы и попробуйте снова. Если это не помогает, возможно, дыхательные пути перекрыты инородным телом.

Правила выполнения непрямого массажа сердца

Непрямой массаж сердца, или компрессии грудной клетки, необходим для поддержания кровообращения и доставки кислорода к жизненно важным органам, в первую очередь к мозгу. Начинать его следует сразу после спасительных вдохов, если у ребенка нет признаков жизни (дыхания, кашля, движений).

Для младенцев (до 1 года):

  • Точка приложения силы: центр грудной клетки, на один палец ниже воображаемой линии, соединяющей соски.
  • Техника: надавливания производятся двумя пальцами (указательным и средним). Рука должна быть перпендикулярна грудине. Если реаниматора двое, можно использовать технику обхвата грудной клетки двумя руками с надавливанием большими пальцами.
  • Частота: 100–120 нажатий в минуту.
  • Глубина: примерно 4 см, что составляет около трети толщины грудной клетки.

Для детей (старше 1 года):

  • Точка приложения силы: нижняя половина грудины.
  • Техника: надавливания производятся основанием одной ладони. Вторую руку можно положить на лоб ребенка для поддержания проходимости дыхательных путей. Для детей старшего возраста или крупного телосложения можно использовать две руки, как у взрослых, сложив их в замок.
  • Частота: 100–120 нажатий в минуту.
  • Глубина: примерно 5 см, но не более 6 см (около трети толщины грудной клетки).

Ключевой момент — непрерывность компрессий. Паузы должны быть минимальными, только для выполнения искусственных вдохов. Важно также давать грудной клетке полностью расправляться после каждого нажатия. Многие боятся нанести вред, например сломать ребра. Важно понимать, что риск перелома ребер несоизмеримо меньше, чем риск гибели от бездействия.

Что делать при попадании инородного тела в дыхательные пути

Если остановка дыхания вызвана закупоркой дыхательных путей инородным телом (например, кусочком пищи или мелкой игрушкой), а ребенок находится в сознании, действия должны быть иными. Если ребенок может кашлять, побуждайте его кашлять сильнее — это самый эффективный способ избавиться от помехи.

Если ребенок в сознании, но не может дышать, кашлять или издавать звуки:

  • Младенцы (до 1 года): Положите младенца на свое предплечье лицом вниз, поддерживая его голову и шею. Нанесите 5 резких, но не чрезмерно сильных ударов основанием ладони между лопаток. Затем переверните ребенка на спину и выполните 5 толчков в грудную клетку (в той же точке, что и при непрямом массаже сердца). Чередуйте эти циклы до тех пор, пока инородное тело не выйдет или ребенок не потеряет сознание. Прием Геймлиха (надавливание на живот) младенцам не проводится из-за риска повреждения внутренних органов.
  • Дети (старше 1 года): Используйте прием Геймлиха. Встаньте позади ребенка, обхватите его руками вокруг талии. Сожмите одну руку в кулак и поместите ее между пупком и концом грудины. Второй рукой обхватите кулак и сделайте резкий толчок вверх и на себя. Повторяйте до результата.

Если ребенок потерял сознание, положите его на твердую поверхность, вызовите скорую помощь и начните сердечно-легочную реанимацию, начиная с компрессий. Перед каждым циклом ИВЛ осматривайте ротовую полость — если инородное тело видно, удалите его.

Когда можно прекратить реанимационные мероприятия

Проведение сердечно-легочной реанимации — это тяжелый физический и эмоциональный труд. Важно знать, в каких случаях можно остановить реанимационные мероприятия. Делать это можно только в трех ситуациях:

  1. Прибытие квалифицированной медицинской помощи. Когда на место происшествия прибыла бригада скорой помощи или другие специалисты, они возьмут реанимацию на себя.
  2. Появление явных признаков жизни у ребенка. Если ребенок начал самостоятельно дышать, кашлять, двигаться, открывать глаза — это означает, что кровообращение и дыхание восстановились.
  3. Полное физическое истощение спасателя. Если вы один и проводите реанимацию длительное время, может наступить момент, когда вы физически не сможете продолжать. Это допустимая причина для прекращения СЛР.

Во всех остальных случаях сердечно-легочную реанимацию необходимо продолжать без остановки, так как это единственный шанс ребенка на выживание до оказания ему профессиональной медицинской помощи.

Список литературы

  1. Сердечно-легочная реанимация у детей. Клинические рекомендации / Общероссийская общественная организация «Федерация анестезиологов и реаниматологов». — 2021.
  2. Михельсон В. А., Гребенников В. А. Детская анестезиология и реаниматология: учебник: в 2 т. — М.: Медицина, 2001. — Т. 1.
  3. Van de Voorde P., Turner N. M., Djakow J., et al. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Paediatric Life Support // Resuscitation. — 2021. — Vol. 161. — P. 327—387.
  4. Topjian A. A., Raymond T. T., Atkins D., et al. Part 4: Pediatric Basic and Advanced Life Support: 2020 American Heart Association Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care // Circulation. — 2020. — Vol. 142(16_suppl_2). — P. S469—S523.
  5. Мороз В. В., Бобринская И. Г., Васильев В. Ю. Неотложная помощь при критических состояниях у детей. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс-информ, 2017.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы анестезиологам-реаниматологам

Все консультации анестезиологов-реаниматологов


Как проходит анестезия перед операцией?

Здравствуйте. Я собираюсь на операцию и очень переживаю о...

Пью фемостон, а скоро операция — можно ли продолжать?

Здравствуйте. У меня такой вопрос: пью третий месяц Фемостон, а...

Низкий пульс и можно ли делать ФГДС с пропофолом

Здравствуйте. Мне предстоит ФГДС под седацией пропофолом из-за...

Врачи анестезиологи-реаниматологи

Все анестезиологи-реаниматологи


Анестезиолог-реаниматолог

Военно-медицинская ордена Ленина Краснознаменная академия им. С.М.Кирова

Стаж работы: 44 л.

Анестезиолог-реаниматолог

Ярославский государственный медицинский университет

Стаж работы: 25 л.

Анестезиолог-реаниматолог

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко

Стаж работы: 24 л.