Восстановление речи и жевательной функции после перелома верхней челюсти




Кутушев Алексей Евгеньевич

Автор:

Кутушев Алексей Евгеньевич

Челюстно-лицевой хирург, Пластический хирург

28.08.2025
Время чтения:

Перелом верхней челюсти — это серьезная травма, которая нарушает анатомическую целостность костных структур средней зоны лица и неизбежно сказывается на ключевых функциях: четкости речи и способности пережевывать пищу. Восстановление речи и жевательной функции после перелома верхней челюсти представляет собой комплексный и последовательный процесс, успех которого напрямую зависит от своевременного и правильного проведения реабилитационных мероприятий. Понимание этапов и механизмов восстановления позволяет пациентам и их родственникам настроиться на планомерную работу и достичь максимально возможного возвращения к полноценной жизни.

Почему нарушаются речь и жевательная функция

Нарушения возникают из-за повреждения сложного костно-мышечного аппарата, отвечающего за артикуляцию и акт жевания. Смещение отломков верхней челюсти изменяет положение зубных рядов, нарушает прикус и анатомию твердого неба, что непосредственно влияет на образование звуков. Одновременно травма затрагивает жевательные мышцы, которые крепятся к костям челюсти, вызывая их спазм, боль и ограничение подвижности. Отек мягких тканей и болевой синдром еще больше усугубляют ситуацию, делая речь невнятной, а процесс пережевывания пищи — затруднительным или невозможным.

Основные этапы и методы восстановления

Реабилитационный процесс делится на логические этапы, каждый из которых преследует конкретные цели. Начинать его можно только после надежной фиксации костных отломков методом остеосинтеза или наложения шины и по согласованию с лечащим челюстно-лицевым хирургом. Многих беспокоит, что реабилитация будет болезненной. Важно знать, что все упражнения и процедуры выполняются в щадящем режиме, их интенсивность наращивается постепенно, что минимизирует дискомфорт и делает процесс контролируемым и безопасным.

Реабилитация условно делится на три взаимосвязанных этапа. На первом, раннем этапе, который начинается в период иммобилизации, задачи минимальны: поддержание гигиены и профилактика осложнений. Второй, основной этап, стартует после снятия фиксирующих конструкций и направлен на активное восстановление подвижности и силы мышц. Третий, заключительный этап, фокусируется на отработке и закреплении достигнутых результатов, доведении функций до автоматизма.

Восстановление речевой функции

Целью является возвращение четкости дикции и нормальной разборчивости речи. Для этого применяются специальные упражнения, которые можно условно разделить на группы по принципу их воздействия.

Артикуляционная гимнастика направлена на восстановление точных и координированных движений языка, губ и мягкого неба. Начинать следует с самых простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Логопедический массаж помогает нормализовать мышечный тонус щек, губ и языка, улучшить кровообращение и чувствительность в этой области, что создает благоприятную основу для выполнения активных упражнений.

Примерный комплекс артикуляционных упражнений включает следующие варианты:

  • Попеременное надувание щек и перекатывание воздуха из одной щеки в другую.
  • Вытягивание губ трубочкой с последующим растягиванием в широкой улыбке.
  • Движения языком: облизывание губ по кругу, упирание языка попеременно в каждую щеку, цокание.
  • Произнесение звуков и слогов, которые даются с наибольшим трудом, в медленном темпе с утрированной артикуляцией.

Восстановление жевательной функции

Задача этого направления — вернуть силу и выносливость жевательной мускулатуры и восстановить полноценный акт пережевывания пищи. Так же, как и с речью, процесс строится от простого к сложному.

Миогимнастика — это основа восстановления жевания. Она включает комплекс упражнений для тренировки собственно жевательных, а также мимических и мышц дна полости рта. Дозированная нагрузка на зубочелюстную систему начинается с подбора специальной диеты. Пища должна быть такой консистенции, чтобы ее пережевывание требовало усилий, но оставалось выполнимым и безболезненным.

Рекомендуемая последовательность изменения консистенции пищи выглядит следующим образом:

Этап Консистенция пищи Примеры продуктов
Начальный Мягкая, пюреобразная Суфле, творожные массы, хорошо разваренные каши
Промежуточный Мягкая, требующая легкого пережевывания Тефтели, омлет, мягкие фрукты без кожуры (банан, персик)
Завершающий Обычная, требующая активного жевания Мясо, сырые овощи (морковь, яблоко), хлеб с корочкой

Сроки восстановления и факторы влияния

Сроки возвращения к нормальной речи и жеванию индивидуальны и могут варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев. На скорость и полноту восстановления влияет целый ряд факторов. Сложность и характер перелома являются определяющими: многооскольчатые и осложненные переломы требуют более длительной реабилитации. Возраст пациента играет важную роль: у молодых людей регенеративные процессы протекают быстрее. Своевременность и адекватность первичного хирургического лечения создают основной фундамент для успешной реабилитации. Наконец, дисциплинированность и регулярность выполнения всех назначений и рекомендаций — это ключевой фактор, который напрямую зависит от самого пациента.

Возможные осложнения и их профилактика

При несоблюдении рекомендаций или преждевременной нагрузке процесс восстановления может затянуться или пойти по неправильному пути. К возможным осложнениям относятся формирование ложного сустава (псевдоартроза), стойкое нарушение прикуса, контрактуры жевательных мышц (ограничение их подвижности) и необратимые дефекты дикции. Главной мерой профилактики является строгое следование разработанному плану реабилитации, регулярное наблюдение у челюстно-лицевого хирурга и специалиста-реабилитолога или логопеда, а также терпение и последовательность в выполнении всех упражнений.

Список литературы

  1. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — С. 450–480.
  2. Безруков В.М., Трофимов Е.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. — М.: Медицинское информационное агентство, 2018. — С. 312–330.
  3. Колесов А.А., Ворохобов Л.А. Стоматология детского возраста. — М.: Медицина, 1991. — С. 254–270. (Разделы о травмах и реабилитации)
  4. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пациентам с переломами нижней и верхней челюсти. — М.: Общероссийская общественная организация «Ассоциация челюстно-лицевых хирургов и хирургов-стоматологов», 2017.
  5. Peterson's Principles of Oral and Maxillofacial Surgery. — 3rd Ed. — PMPH-USA, 2012. — P. 439–460.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы челюстно-лицевым хирургам

Все консультации челюстно-лицевых хирургов


Когда пройдет синяк?

Получил травму на глаза,сделали операцию на глазную орбиту,синяк...

Нужна ли операция по удалению новообразования

В 2024 году на УЗИ шеи обнаружили доброкачественное...

Реабилитация при остеосинтезе нижней челюсти

Был перелом нижней челюсти. Установили титановые пластины. Какие...

Врачи челюстно-лицевые хирурги

Все челюстно-лицевые хирурги


Челюстно-лицевой хирург

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова

Стаж работы: 28 л.

Челюстно-лицевой хирург

Уральский государственный медицинский университет

Стаж работы: 13 л.

Челюстно-лицевой хирург, Пластический хирург

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко

Стаж работы: 22 л.