Дифференциальная диагностика СДВГ: как отличить от тревожности и аутизма




Волдинцева Елена Петровна

Автор:

Волдинцева Елена Петровна

Детский невролог, Невролог

09.11.2025
10 мин.

Когда родители замечают, что их ребенок часто отвлекается, не может усидеть на месте или испытывает трудности в общении, они могут столкнуться с множеством вопросов и опасений. Нередко симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, проявляются схожим образом с признаками других состояний, таких как тревожные расстройства или расстройства аутистического спектра. Понимание ключевых различий между этими состояниями имеет решающее значение для своевременной и точной диагностики, которая открывает путь к адекватной помощи и поддержке. Эта статья поможет вам разобраться в тонкостях дифференциальной диагностики, понять, на что обратить внимание и куда обратиться за профессиональной помощью.

Почему важно правильно отличить синдром дефицита внимания и гиперактивности от других состояний

Точная диагностика играет центральную роль в выборе эффективной стратегии поддержки и коррекции для ребенка. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревожные расстройства и расстройства аутистического спектра, или РАС, требуют различных подходов к лечению и адаптации. Ошибочный диагноз может привести к неэффективным вмешательствам, разочарованию у ребенка и родителей, а также к усугублению уже существующих трудностей. Например, если гиперактивность ребенка ошибочно интерпретируется как проявление плохого воспитания, в то время как истинная причина кроется в СДВГ, что может вызвать чувство вины у родителей и социальное отторжение ребенка. Не менее важно то, что неправильно поставленный диагноз может лишить ребенка доступа к необходимым ресурсам и помощи, предназначенным для его реального состояния. Так, ребенок с выраженной тревожностью, которому ошибочно диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, не получит адекватной поддержки для преодоления своих страхов и беспокойства, что в дальнейшем может привести к социальной изоляции и снижению успеваемости. Правильное понимание природы трудностей ребенка позволяет специалистам разработать индивидуальный план, который учитывает его уникальные потребности и способствует его полноценному развитию и адаптации в социуме.

Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой нейробиологическое расстройство развития, характеризующееся устойчивыми моделями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые не соответствуют возрастным нормам развития и негативно влияют на функционирование в различных сферах жизни, таких как обучение, социальное взаимодействие и повседневная деятельность. Симптомы СДВГ обычно проявляются до семи лет, но диагноз может быть установлен и позже. Существуют три ключевых группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
  • Невнимательность. Дети с невнимательностью часто испытывают трудности с длительным удержанием внимания на задачах или играх, легко отвлекаются на посторонние стимулы, совершают ошибки по невнимательности в школьных заданиях или при выполнении домашних дел. Им может быть трудно следовать инструкциям, организовывать свою деятельность и доводить начатое до конца. Они часто теряют вещи, необходимые для выполнения заданий или действий, и кажутся забывчивыми в повседневной жизни.

  • Гиперактивность. Проявляется в чрезмерной двигательной активности, которая не соответствует ситуации. Ребенок может часто ерзать или стучать руками и ногами, вставать с места в ситуациях, когда это неуместно, постоянно находиться в движении, бегать или карабкаться в неподходящих местах. Им бывает трудно тихо играть или заниматься чем-либо, они могут быть «как заведенные», много говорить.

  • Импульсивность. Характеризуется поспешными действиями без учета их последствий. Импульсивные дети могут выкрикивать ответы до того, как был задан вопрос, с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других или вмешиваются в чужие разговоры и игры. Это может приводить к трудностям в социальных взаимодействиях и конфликтам со сверстниками и взрослыми.

Важно отметить, что эти симптомы должны наблюдаться на протяжении длительного времени (не менее шести месяцев) и проявляться в двух и более сферах жизни (например, дома и в школе), чтобы можно было рассмотреть диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Ключевые признаки тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей — это состояния, при которых ребенок испытывает чрезмерное, устойчивое и неадекватное беспокойство по поводу различных ситуаций, событий или объектов. В отличие от нормальной, ситуативной тревоги, которая является естественной реакцией на стресс, патологическая тревожность мешает повседневной жизни ребенка, его обучению, социальной адаптации и общему благополучию. Основные проявления тревожных расстройств включают:
  • Постоянное беспокойство. Ребенок может постоянно волноваться о будущих событиях, своей успеваемости, здоровье родителей, возможном разлучении или других вещах. Это беспокойство часто бывает неконтролируемым и чрезмерным по отношению к реальной угрозе.

  • Физические симптомы. Тревога часто проявляется на соматическом уровне. У ребенка могут наблюдаться головные боли, боли в животе, тошнота, учащенное сердцебиение, потливость, мышечное напряжение, дрожь. Эти симптомы могут быть особенно выражены в стрессовых ситуациях или перед ними.

  • Избегающее поведение. Чтобы справиться с тревогой, ребенок может начать избегать ситуаций или мест, которые вызывают у него беспокойство. Это может быть отказ посещать школу, участвовать в социальных мероприятиях, спать в одиночестве или даже выходить из дома.

  • Нарушения сна. Трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения, кошмары или поверхностный сон часто сопутствуют тревожным расстройствам из-за постоянного внутреннего напряжения и беспокойных мыслей.

  • Раздражительность и нервозность. Ребенок может быть легко раздражительным, вспыльчивым, иметь перепады настроения из-за постоянного эмоционального напряжения, вызванного тревогой.

  • Трудности с концентрацией внимания. Тревога может занимать значительную часть когнитивных ресурсов ребенка, что приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению памяти и трудностям в обучении. Мысли о беспокойстве постоянно "отвлекают" его от выполнения задач.

Понимание этих признаков помогает специалистам и родителям распознать тревожное расстройство и начать своевременное вмешательство.

Особенности расстройств аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу нейроонтогенетических состояний, характеризующихся устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и занятий. Спектральный характер расстройств означает, что их проявления могут значительно варьироваться по степени выраженности и комбинации симптомов у разных людей. Ключевые характеристики расстройств аутистического спектра включают:
  • Устойчивые нарушения в социальном взаимодействии и общении. Дети с РАС могут испытывать трудности с инициацией и поддержанием двустороннего социального взаимодействия, понимать и использовать невербальные сигналы общения (зрительный контакт, жесты, мимика). Им может быть сложно устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками, делиться интересами и эмоциями. Иногда они могут казаться незаинтересованными в социальном контакте или не понимать социальные нормы.

  • Ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересов или занятий. Эта категория включает несколько типов проявлений:

    • Стереотипные или повторяющиеся движения, использование предметов или речь. Например: взмахи руками, раскачивания, выстраивание предметов в ряд, эхолалия (повторение слов или фраз).

    • Настаивание на неизменности, негибкое следование рутине или ритуализированные модели вербального или невербального поведения. Дети могут испытывать сильный дискомфорт при малейших изменениях в распорядке дня или окружающей обстановке.

    • Чрезмерно ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или направленности. Ребенок может проявлять глубокий интерес к очень специфическим темам (например, поездам, динозаврам, расписанию общественного транспорта) и игнорировать другие аспекты жизни.

    • Гипер- или гипореактивность на сенсорные стимулы или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды. Это может проявляться в чрезмерной реакции на звуки, свет, прикосновения или, наоборот, в отсутствии реакции на боль или холод, а также в постоянном обнюхивании или ощупывании предметов.

Важно помнить, что расстройства аутистического спектра – это не только социальные трудности, но и особенности восприятия мира, которые влияют на все сферы жизни ребенка.

Пересекающиеся симптомы: что может сбивать с толку

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, тревожных расстройств и расстройств аутистического спектра могут иметь значительные совпадения, что делает дифференциальную диагностику особенно сложной для специалистов и непонятной для родителей. Эти перекрывающиеся проявления часто становятся причиной диагностических ошибок или задержек. К наиболее частым совпадающим симптомам относятся:
  • Трудности с концентрацией внимания. Невнимательность является центральным симптомом СДВГ. Однако ребенок с тревожным расстройством также может испытывать значительные трудности с сосредоточением, поскольку его мысли постоянно заняты беспокойством и страхами. Дети с расстройствами аутистического спектра могут казаться невнимательными к общепринятым задачам, но при этом могут демонстрировать сверхфокусировку на своих специфических интересах, игнорируя все остальное.

  • Двигательное беспокойство. Гиперактивность является одним из ключевых признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Однако повышенная двигательная активность, суетливость, ерзанье также могут наблюдаться у детей с тревожными расстройствами как проявление внутреннего напряжения. У детей с РАС повторяющиеся движения (стереотипии) могут быть частью их поведенческого репертуара, но это не классическая гиперактивность, свойственная СДВГ, а скорее способ саморегуляции или реакция на сенсорные стимулы.

  • Импульсивность. Характерна для СДВГ и проявляется в поспешных действиях. У детей с тревожностью импульсивность может быть связана с паническими реакциями или попытками быстро избежать вызывающей страх ситуации. У детей с расстройствами аутистического спектра импульсивные действия могут возникать как реакция на сенсорную перегрузку или нарушение рутины, когда они не могут иначе выразить свой дискомфорт.

  • Трудности в обучении и социальной адаптации. Все три состояния могут приводить к проблемам в школе – как в академической успеваемости, так и в поведении. Социальные трудности также характерны для каждого из этих расстройств, но по разным причинам: при СДВГ это импульсивность и непонимание социальных границ, при тревожности – избегание и страх взаимодействия, при РАС – качественные нарушения социального взаимодействия и коммуникации.

  • Раздражительность, перепады настроения. Эти симптомы могут сопровождать любое из трех состояний, являясь следствием хронического стресса, фрустрации или неспособности адекватно выразить свои потребности и эмоции.

Для точной дифференциальной диагностики крайне важно не просто фиксировать наличие симптома, а глубоко анализировать его *причину* и *качественные особенности* его проявления. Именно в этом заключается задача опытного специалиста.

Ключевые различия: как провести дифференциальную диагностику

Проведение дифференциальной диагностики между синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тревожными расстройствами и расстройствами аутистического спектра требует тщательного анализа моделей поведения, их качественных особенностей и контекста, в котором они проявляются. Главное – не просто заметить симптом, но и понять его истоки и функции. Представим основные различия в виде таблицы для наглядности:
Признак Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Тревожное расстройство Расстройства аутистического спектра (РАС)
Основная проблема Нарушение функций исполнительного контроля: невнимательность, гиперактивность, импульсивность Чрезмерное, неконтролируемое беспокойство и страх, физические проявления тревоги Устойчивые нарушения социального взаимодействия и общения, ограниченные/повторяющиеся модели поведения
Невнимательность Первична, проявляется постоянно, вне зависимости от ситуации (скучно или интересно); трудности с поддержанием внимания, отвлекаемость, забывчивость Вторична, связана с внутренним беспокойством, навязчивыми мыслями; трудно сосредоточиться из-за тревоги, но при ее отсутствии внимание может быть нормальным Может проявляться как отсутствие интереса к "нормальным" задачам, сверхфокусировка на специфических интересах; не всегда первичный дефицит внимания как при СДВГ
Двигательное беспокойство (гиперактивность) Первична, часто без цели, постоянная потребность в движении, трудности с соблюдением спокойствия, "как на пружинах" Вторична, как проявление нервозности, внутреннего напряжения, суетливость; может быть приступообразной или ситуативной (например, перед стрессом) Стереотипные, повторяющиеся движения (раскачивания, взмахи руками) как способ самостимуляции или регуляции, а не бесцельная гиперактивность
Импульсивность Первична, проявляется в поспешных действиях, перебивании, необдуманных высказываниях, трудностях с ожиданием Может быть реакцией на панику, попыткой избежать пускового фактора, но не является постоянной чертой характера Может быть реакцией на сенсорную перегрузку, нарушение рутины, неспособность выразить потребность; не всегда связана с отсутствием контроля, как при СДВГ
Социальное взаимодействие Трудности из-за импульсивности, несоблюдения правил, перебивания, непонимания тонких социальных сигналов из-за невнимательности Трудности из-за страха осуждения, избегания, стеснительности, стремления к изоляции из-за тревоги Качественные нарушения: отсутствие взаимности, трудности с пониманием эмоций других, сложности с поддержанием диалога, отсутствие интереса к социальному обмену
Эмоциональная регуляция Трудности из-за импульсивности (быстрые вспышки гнева/радости), низкой толерантности к фрустрации Выраженная тревога, страхи, беспокойство, панические реакции Трудности с распознаванием и выражением собственных эмоций, часто алекситимия, возможны аффективные вспышки из-за сенсорной перегрузки
Реакция на изменения и рутину Склонность к поиску нового, быстрое пресыщение рутиной, трудности с соблюдением порядка Может быть тревога по поводу изменений, но не категорическое неприятие; потребность в предсказуемости для снижения тревоги Сильное сопротивление изменениям, жесткое следование ритуалам и рутинам, выраженное страдание при их нарушении
Ключевым аспектом дифференциальной диагностики является понимание *причины* поведения. Например, ребенок, который не слушает учителя, потому что отвлекается на пролетающую муху (СДВГ), отличается от ребенка, который не слушает, потому что слишком сильно переживает о предстоящей контрольной (тревожность), или от ребенка, который не слушает, потому что полностью поглощен своим внутренним миром или специфическим интересом (РАС). Специалисты используют комплексный подход, включая наблюдение, сбор анамнеза, стандартизированные опросники и психологическое тестирование, чтобы выявить эти тонкие, но принципиальные различия.

Коморбидность: могут ли синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревожность и аутизм сосуществовать

Коморбидность, или сосуществование двух и более заболеваний или состояний у одного человека, является распространенным явлением в детской психиатрии и неврологии. В контексте синдрома дефицита внимания и гиперактивности, тревожных расстройств и расстройств аутистического спектра коморбидность встречается довольно часто, что еще больше усложняет процесс диагностики и требует особенно внимательного подхода. Известно, что синдром дефицита внимания и гиперактивности очень часто сочетается с другими состояниями. Например, от 30% до 50% детей с СДВГ также имеют сопутствующее тревожное расстройство. В этом случае ребенок будет испытывать как трудности с концентрацией внимания и импульсивностью, так и чрезмерное беспокойство, страхи и, возможно, физические симптомы тревоги. Эти два состояния могут взаимно усугублять друг друга: например, невнимательность может усиливаться из-за тревожных мыслей, а гиперактивность может быть еще больше выражена на фоне повышенного внутреннего напряжения. Связь между синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройствами аутистического спектра также хорошо изучена. Значительная часть детей с РАС (по некоторым данным, до 50-70%) соответствует диагностическим критериям СДВГ. В таких случаях мы видим ребенка, у которого есть как нарушения в социальном взаимодействии и повторяющиеся модели поведения, характерные для аутизма, так и выраженные невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Отличительной чертой здесь является качественные особенности социальных нарушений: при СДВГ социальные трудности обычно вторичны по отношению к импульсивности и невнимательности, тогда как при РАС они являются центральными и затрагивают глубокие аспекты социального понимания. Аналогично, тревожные расстройства могут быть коморбидными с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС часто испытывают повышенную тревожность из-за трудностей адаптации к изменениям, сенсорной чувствительности и сложностей в понимании социальных ситуаций. Тревога у них может проявляться необычными способами, такими как усиление стереотипных движений или ритуалов, что затрудняет ее распознавание. При наличии коморбидности каждый диагноз должен быть установлен в соответствии с полным набором критериев, и важно не объяснять все симптомы одним расстройством. Комплексный подход к диагностике и лечению, который учитывает все сопутствующие состояния, является наиболее эффективным. Это означает, что ребенок может нуждаться в помощи нескольких специалистов (например, детского психиатра, невролога, психолога, дефектолога), которые будут работать в команде для разработки индивидуальной стратегии поддержки.

Поэтапный подход к диагностике: куда обратиться и что ожидать

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности, тревожных расстройств и расстройств аутистического спектра — это многоэтапный процесс, требующий участия квалифицированных специалистов и тщательного сбора информации. Для родителей этот путь может быть непростым, но важно знать, куда обратиться и что ожидать на каждом этапе, чтобы получить наиболее точный результат.

Начальное обращение и сбор информации

Первым шагом при появлении беспокойства о развитии ребенка является обращение к педиатру. Педиатр проведет общий осмотр, оценит физическое развитие ребенка и может дать направление к профильным специалистам. В процессе первичной консультации и дальнейших обследований специалисты будут собирать следующую информацию:
  • Анамнез развития. Это подробная информация о беременности, родах, раннем развитии ребенка (когда начал сидеть, ходить, говорить), перенесенных заболеваниях, травмах, а также о наследственности и наличии подобных состояний у родственников.

  • Информация от родителей. Родителям будет предложено подробно описать поведение ребенка дома, его взаимодействие с семьей, особенности сна, питания, игры, а также ситуации, которые вызывают наибольшее беспокойство. Будут заданы вопросы о том, как ребенок проявляет невнимательность, гиперактивность, импульсивность, тревогу или трудности в общении.

  • Информация от педагогов. Очень важно получить обратную связь от воспитателей детского сада или учителей школы, так как симптомы часто проявляются более выраженно в условиях организованной деятельности. Специалисты могут попросить заполнить стандартизированные опросники для педагогов.

Консультации профильных специалистов

После первичной оценки, как правило, требуется консультация нескольких специалистов для комплексной оценки:
  • Детский невролог. Оценивает состояние нервной системы ребенка, исключает неврологические заболевания, которые могут имитировать СДВГ или другие состояния. Проводит неврологический осмотр, может назначить инструментальные исследования (например, ЭЭГ при подозрении на эпилепсию).

  • Детский психиатр. Является ключевым специалистом для постановки диагнозов СДВГ, тревожных расстройств и расстройств аутистического спектра. Психиатр проводит клиническую беседу, наблюдение за ребенком, анализирует собранные данные и использует диагностические критерии (например, МКБ-10 или DSM-5) для постановки точного диагноза.

  • Клинический психолог (нейропсихолог). Проводит психологическое и нейропсихологическое тестирование. Это может включать тесты на внимание, память, мышление, исполнительные функции, а также проективные методики для оценки эмоционального состояния и тревожности. Нейропсихологическая диагностика позволяет более тонко выявить нарушения, характерные для СДВГ, или особенности, присущие РАС.

  • Логопед-дефектолог. При необходимости оценивает речевое развитие и коммуникативные навыки ребенка. Трудности в коммуникации могут быть связаны как с общим развитием, так и быть одним из проявлений РАС.

Диагностические методы и инструменты

Помимо клинического наблюдения и беседы, специалисты могут использовать следующие инструменты:
  • Стандартизированные опросники и шкалы. Это специальные анкеты для родителей и педагогов, которые помогают систематизировать информацию о симптомах и их выраженности (например, шкалы оценки СДВГ, тревожности, РАС).

  • Наблюдение. Важной частью диагностики является наблюдение за ребенком в естественной среде (например, в игре, во время выполнения заданий) и в условиях обследования.

  • Экспериментально-психологическое исследование. Комплекс методик, направленных на оценку когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы и особенностей личности ребенка.

Важно помнить, что диагностика — это не разовый акт, а процесс, который может занимать время. Будьте готовы к тому, что вас попросят предоставить подробную информацию и, возможно, прийти на несколько консультаций. Сотрудничество родителей со специалистами является залогом успешной и точной диагностики, которая позволит ребенку получить адекватную помощь.

Список литературы

  1. Американская психиатрическая ассоциация. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, пятое издание (DSM-5). — Вашингтон, округ Колумбия, 2013.
  2. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (F00-F99). Клинические описания и указания по диагностике. — Женева, 1994.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
  4. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Клинические рекомендации. Ассоциация детских психиатров и психологов. — М., 2016.
  5. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Ребенок 9 месяцев сидит с поддержкой на прямых напряжённых ногах

Добрый день. Ребенок с диагнозом синдром Дауна 9 месяцев с трудом...

Ребёнок очень беспокойный

Здравствуйте, сыну 8,5 месяцев. С рождения беспокойный, дёргает...

Мой сын 15 лет,Спит весь день до позднего вечера очень часто, говорит что устал.

Была проблема, компьютерная зависимость. Обратились в психиатру....

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.