МРТ и КТ головного мозга при гипотонии: когда и зачем их назначают детям




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

10.11.2025
5 мин.

Назначение МРТ или КТ головного мозга при гипотонии у ребенка часто вызывает у родителей тревогу и множество вопросов. Важно понимать, что мышечная гипотония — это не самостоятельное заболевание, а симптом, который может указывать на самые разные состояния. Нейровизуализация, то есть получение изображений структур мозга, является одним из ключевых инструментов диагностики, позволяющих врачу обнаружить или исключить первопричину сниженного мышечного тонуса, связанную с центральной нервной системой. Это исследование направлено не на подтверждение факта гипотонии, который очевиден при осмотре, а на поиск ее источника, что является основой для назначения правильного лечения.

Что такое мышечная гипотония и почему это не диагноз, а симптом

Мышечная гипотония, или гипотонус, — это состояние сниженного тонуса скелетных мышц. Внешне это проявляется чрезмерной вялостью, «обмякшестью» ребенка. Он может казаться пассивным, плохо держать голову, с трудом принимать и удерживать позы, соответствующие возрасту. Родители часто описывают таких детей как «тряпичную куклу». Гипотония — это сигнал, который нервная система подает о наличии какой-то проблемы.

Причины сниженного мышечного тонуса можно условно разделить на две большие группы:

  • Центральные причины. Проблема кроется в головном или спинном мозге. Мозг по разным причинам не может посылать мышцам адекватные сигналы для поддержания нормального тонуса. Это самая частая группа причин, особенно у детей раннего возраста.
  • Периферические причины. Проблема локализована на уровне периферических нервов, нервно-мышечных соединений или непосредственно в самих мышцах. В этом случае мозг отдает правильные команды, но они либо не доходят до мышц, либо мышцы не могут их выполнить.

Задача детского невролога — определить уровень поражения. Именно для того, чтобы оценить состояние центральной нервной системы и найти возможные структурные изменения в мозге, и назначаются такие исследования, как магнитно-резонансная томография или компьютерная томография.

Роль нейровизуализации: зачем при гипотонии смотрят на мозг

Основная цель проведения МРТ или компьютерной томографии при мышечной гипотонии — это визуализировать структуры головного мозга и выявить возможные аномалии, которые могли бы привести к нарушению регуляции мышечного тонуса. Врач не ищет саму гипотонию на снимках, он ищет ее причину.

Вот что специалист может оценить с помощью этих методов:

  • Врожденные аномалии развития мозга. Например, нарушения формирования коры головного мозга, недоразвитие или отсутствие определенных структур (мозолистого тела, мозжечка), которые играют важную роль в координации движений и поддержании тонуса.
  • Последствия перинатального поражения ЦНС. Это изменения, возникшие в результате гипоксии (нехватки кислорода) или ишемии (нарушения кровоснабжения) во время беременности или родов. К таким изменениям относятся, например, перивентрикулярная лейкомаляция (повреждение белого вещества мозга) или последствия внутричерепных кровоизлияний.
  • Признаки генетических и метаболических заболеваний. Некоторые наследственные болезни обмена веществ или хромосомные синдромы имеют характерные проявления на МРТ, например, изменения в белом или сером веществе мозга.
  • Последствия травм или инфекций. Нейровизуализация помогает увидеть структурные повреждения после черепно-мозговых травм или воспалительные очаги после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита).
  • Объемные образования. Хотя это редкая причина гипотонии у детей, исследование позволяет исключить наличие кист или опухолей головного мозга.

Полученная информация позволяет поставить точный диагноз, определить прогноз и, самое главное, разработать правильную стратегию лечения и реабилитации ребенка.

Показания к проведению МРТ или компьютерной томографии у детей с гипотонией

Нейровизуализация назначается далеко не всем детям с мышечной гипотонией. Решение принимается детским неврологом на основании комплексной оценки состояния ребенка. Исследование обычно рекомендуется при наличии так называемых «красных флагов» — тревожных симптомов, указывающих на вероятное поражение центральной нервной системы.

Вот основные ситуации, когда может быть назначено обследование:

  • Выраженная или нарастающая гипотония. Если мышечная слабость значительна, не уменьшается со временем или даже усугубляется.
  • Сочетание гипотонии с другими неврологическими симптомами. К ним относятся судороги, задержка психомоторного и речевого развития, утрата ранее приобретенных навыков (регресс развития).
  • Изменение размеров или формы головы. Подозрение вызывают как слишком быстрый рост окружности головы (макроцефалия), так и слишком медленный (микроцефалия).
  • Наличие очаговой неврологической симптоматики. Например, асимметрия мышечной силы или рефлексов, нарушение движений глаз.
  • Особенности внешнего вида (дизморфические черты). Необычные черты лица, строение ушных раковин, пальцев и другие внешние признаки, которые могут быть частью генетического синдрома.
  • Отсутствие эффекта от проводимой реабилитации. Если стандартные методы (массаж, лечебная физкультура) не приносят ожидаемого результата, необходимо углубленное обследование для поиска причины.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) и КТ: в чем разница и что выберут для ребенка

Оба метода — магнитно-резонансная томография и компьютерная томография — относятся к высокоинформативным способам нейровизуализации, но работают на разных физических принципах и имеют разные показания. При обследовании детей с гипотонией в большинстве случаев предпочтение отдается МРТ.

Для лучшего понимания различий рассмотрим их в виде сравнительной таблицы:

Критерий Магнитно-резонансная томография (МРТ) Компьютерная томография (КТ)
Принцип работы Использование сильного магнитного поля и радиоволн. Метод не связан с ионизирующим излучением. Использование рентгеновских лучей. Аппарат делает серию снимков под разными углами, которые компьютер объединяет в одно изображение.
Безопасность Считается более безопасным методом для детей, так как отсутствует лучевая нагрузка. Основные риски связаны с необходимостью седации. Связана с лучевой нагрузкой. Назначается детям строго по показаниям, когда польза превышает потенциальный риск.
Что лучше видно Отлично визуализирует мягкие ткани: белое и серое вещество мозга, кору, подкорковые структуры, мозжечок. Идеально подходит для выявления аномалий развития, последствий гипоксии. Хорошо визуализирует костные структуры, свежие кровоизлияния, черепно-мозговые травмы. Мягкие ткани мозга видны хуже, чем на МРТ.
Время процедуры Процедура длительная, от 30 до 60 минут или дольше, в зависимости от программы сканирования. Процедура быстрая, занимает всего несколько минут.
Необходимость седации Почти всегда требуется для детей младшего возраста, так как для получения качественных снимков необходимо сохранять полную неподвижность. Из-за быстроты исследования иногда удается провести его без седации, но чаще она все же необходима для маленьких детей.

Таким образом, при плановом обследовании ребенка с гипотонией для поиска структурных изменений в мозге методом выбора является магнитно-резонансная томография. КТ головного мозга может быть назначена в экстренных ситуациях (например, при подозрении на травму или кровоизлияние) или при наличии противопоказаний к проведению МРТ (например, установленные металлические импланты, несовместимые с магнитным полем).

Как проходит исследование и что важно знать родителям

Подготовка к исследованию и его проведение — важный этап, вызывающий беспокойство у родителей. Ключевое условие для получения четких, несмазанных изображений — полная неподвижность ребенка во время сканирования. Так как маленькие дети не могут лежать спокойно по просьбе, особенно в шумном и замкнутом пространстве аппарата, исследование чаще всего проводится в состоянии медикаментозного сна (седации) или под общим наркозом.

Безопасность ребенка — абсолютный приоритет. Процедура проводится под постоянным наблюдением врача-анестезиолога, который контролирует дыхание, сердцебиение и другие жизненно важные показатели на протяжении всего исследования. Перед процедурой проводится осмотр и подготовка, чтобы минимизировать все возможные риски.

В некоторых случаях для повышения информативности исследования может потребоваться введение контрастного вещества. Это специальный препарат, который вводится внутривенно и позволяет лучше «подсветить» определенные структуры, например, сосуды или области с воспалением. Решение о необходимости контрастирования принимает врач-рентгенолог. Перед его введением обязательно уточняется наличие аллергических реакций в прошлом.

Что делать после получения результатов исследования

Получение заключения по результатам МРТ или компьютерной томографии — это не конечная точка, а важный шаг в диагностическом поиске. С результатами необходимо вернуться к лечащему детскому неврологу. Важно понимать, что заключение рентгенолога — это описание увиденной на снимках картины, а не окончательный диагноз.

Детский невролог сопоставит данные нейровизуализации с результатами осмотра, историей развития ребенка, данными других обследований (например, анализов крови, электроэнцефалограммы). Только на основании этого комплексного анализа можно будет установить точную причину мышечной гипотонии. На основе поставленного диагноза будет разработан индивидуальный план лечения, реабилитации и наблюдения, который может включать медикаментозную терапию, физиотерапию, занятия с логопедом, дефектологом и другие методы помощи ребенку.

Список литературы

  1. Детская неврология. Клинические рекомендации / под ред. В. И. Гузевой. — М.: МЕДпресс-информ, 2022. — 352 с.
  2. Перинатальные поражения нервной системы у новорожденных. Клинические рекомендации РФ. — М.: Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2017. — 82 с.
  3. Fenichel G. M. Clinical Pediatric Neurology: A Signs and Symptoms Approach. 8th Edition. — Elsevier, 2018. — 464 p.
  4. Володин Н. Н. (ред.) Неонатология. Национальное руководство. Краткое издание. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 896 с.
  5. Swaiman K. F., Ashwal S., Ferriero D. M., Schor N. F. Swaiman's Pediatric Neurology: Principles and Practice. 6th Edition. — Elsevier, 2017. — 1248 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Эпиактивность

Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по результату ЭЭГ, есть ли у ребенка ЗПР?

Фоновая записьПродолжительность обследованияНад обоими...

Ребёнок очень беспокойный

Здравствуйте, сыну 8,5 месяцев. С рождения беспокойный, дёргает...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.