Влияние роландической эпилепсии на речь и обучение ребенка: чего ожидать




Григорьева Марина Викторовна

Автор:

Григорьева Марина Викторовна

Детский невролог

11.11.2025
4 мин.

Влияние роландической эпилепсии на речь и обучение ребенка — один из главных вопросов, который беспокоит родителей после постановки диагноза. Несмотря на то, что эта форма эпилепсии считается доброкачественной и в большинстве случаев проходит с возрастом, она может временно затрагивать ключевые аспекты развития. Это связано с тем, что очаг эпилептической активности располагается в роландической борозде коры головного мозга — зоне, отвечающей за моторику лица, языка и глотки, то есть непосредственно связанной с речевой функцией. Понимание механизмов этого влияния и возможных трудностей позволяет вовремя оказать ребенку необходимую поддержку и минимизировать негативные последствия.

Почему доброкачественная роландическая эпилепсия может влиять на развитие

Термин «доброкачественная» в названии диагноза «доброкачественная роландическая эпилепсия (ДРЭ)» указывает на благоприятный прогноз: приступы, как правило, немногочисленны, хорошо поддаются терапии и полностью прекращаются к подростковому возрасту без формирования грубого неврологического дефицита. Однако проблемы с речью и обучением вызывает не столько сам факт судорожных приступов, которые чаще всего происходят ночью, сколько постоянная эпилептиформная активность в мозге, которая регистрируется на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) даже в периоды между приступами. Эта фоновая «шумовая» активность мешает нормальной работе нейронных сетей, ответственных за сложные когнитивные функции, такие как речь, внимание и память.

Можно представить это как постоянные помехи в радиоэфире. Хотя основной сигнал (мысль, слово) проходит, фоновый шум искажает его, требует от мозга больших усилий для обработки информации и замедляет формирование новых навыков. Именно эта скрытая, но постоянная активность в критически важных для речи и обучения зонах мозга и является основной причиной возникающих трудностей при ДРЭ.

Специфические речевые нарушения при роландической эпилепсии

Речевые трудности при роландической эпилепсии могут быть разнообразными и проявляться с разной степенью выраженности. Важно понимать, что не у всех детей с этим диагнозом будут наблюдаться все перечисленные проблемы. Чаще всего специалисты сталкиваются со следующими нарушениями:

  • Артикуляционные трудности. Это может быть смазанная, нечеткая речь (дизартрия), трудности с произношением отдельных звуков или их групп. Причиной является нарушение контроля над мышцами губ, языка и щек из-за патологической активности в соответствующей зоне мозга.
  • Оральная апраксия. Ребенку сложно не произнести звук, а выполнить нужное артикуляционное движение по команде. Например, ему трудно вытянуть губы трубочкой или поцокать языком, хотя непроизвольно он может это делать. Это проблема не мышечной слабости, а «программирования» движений.
  • Затруднения в подборе слов. Ребенок знает, что хочет сказать, но не может быстро найти нужное слово, из-за чего его речь может быть прерывистой, с длинными паузами.
  • Проблемы с грамматикой. Могут возникать ошибки в построении предложений, согласовании слов, использовании предлогов и окончаний. Речь становится упрощенной, «телеграфной».

Эти нарушения могут усиливаться при утомлении или после ночного приступа и быть менее выраженными в спокойном, отдохнувшем состоянии. Своевременная работа с логопедом-дефектологом помогает эффективно скорректировать большинство из этих проблем.

Когнитивные трудности и их влияние на обучение

Помимо очевидных речевых проблем, доброкачественная роландическая эпилепсия (ДРЭ) может влиять и на другие высшие психические функции, что напрямую сказывается на школьной успеваемости. Эти трудности часто менее заметны, чем нарушения речи, но требуют не меньшего внимания. Для лучшего понимания взаимосвязи когнитивных нарушений и проблем в учебе рассмотрим их в виде таблицы.

Сфера нарушения Как это проявляется в учебе Почему это происходит при РЭ
Нарушение внимания Ребенок легко отвлекается, не может долго концентрироваться на задании, «витает в облаках», часто переспрашивает, не доводит начатое до конца. Эпилептиформная активность создает «шум», который мешает мозгу фильтровать посторонние стимулы и удерживать фокус на учебной задаче. Также влияет нарушение структуры ночного сна из-за приступов.
Снижение рабочей памяти Трудности с запоминанием инструкций из нескольких шагов, удержанием в уме условий задачи, списыванием с доски (посмотрел, забыл, посмотрел снова). Рабочая память — это способность удерживать и оперировать информацией «здесь и сейчас». Постоянные нейронные разряды мешают этому процессу, как бы «стирая» информацию.
Проблемы с исполнительными функциями Сложности с планированием своей деятельности (например, выполнения домашнего задания), самоконтролем, организацией рабочего места, импульсивностью. Исполнительные функции — это «директор» нашего мозга. ДРЭ может нарушать связи между лобными долями (центром планирования) и другими областями мозга.
Трудности с чтением и письмом (дислексия, дисграфия) Пропуски, замены букв, зеркальное написание, медленный темп чтения, плохое понимание прочитанного. Эти навыки требуют слаженной работы речевых, зрительных и моторных центров мозга. Нарушение в одном из звеньев (например, в речевом) неминуемо сказывается на всем процессе.

Прогноз и динамика нарушений: что происходит со временем

Один из главных вопросов, волнующих родителей: останутся ли эти трудности навсегда? Прогноз в подавляющем большинстве случаев благоприятный. По мере созревания центральной нервной системы и угасания эпилептиформной активности, что обычно происходит к 14–16 годам, когнитивные и речевые функции ребенка значительно улучшаются. Мозг обладает высокой пластичностью, и по мере прекращения «помех» он начинает работать более эффективно.

Многие дети «перерастают» эти проблемы, и их развитие выравнивается. Однако это не происходит автоматически. Если в период активности заболевания ребенок не получал необходимой коррекционной помощи (занятий с логопедом, нейропсихологом), у него могут закрепиться пробелы в знаниях и неправильные речевые стереотипы. Поэтому главная задача родителей и специалистов — создать поддерживающую среду и оказать своевременную помощь, чтобы помочь мозгу ребенка компенсировать временные трудности и не допустить вторичного отставания в учебе.

Ключевые направления помощи ребенку

Помощь ребенку с роландической эпилепсией — это всегда комплексная работа команды, состоящей из невролога, родителей, педагогов и коррекционных специалистов. Основные направления поддержки направлены не на «лечение» когнитивных функций, а на их развитие и компенсацию в условиях существующей проблемы.

  • Нейропсихологическая и логопедическая коррекция. Это основа помощи. Нейропсихолог работает над развитием внимания, памяти, мышления и самоконтроля с помощью специальных упражнений. Логопед занимается постановкой звуков, развитием грамматического строя речи и связного высказывания.
  • Сотрудничество со школой. Важно информировать классного руководителя и школьного психолога об особенностях ребенка (без стигматизации). Педагог может помочь, например, посадив ребенка за первую парту, давая более короткие и четкие инструкции, предоставляя дополнительное время на выполнение заданий.
  • Организация режима дня. Соблюдение четкого режима сна и бодрствования критически важно. Недосып и переутомление могут усиливать как эпилептиформную активность, так и связанные с ней когнитивные трудности.
  • Создание спокойной домашней обстановки. Избегание стрессов, создание ситуации успеха, похвала за приложенные усилия, а не только за результат — все это снижает уровень тревожности и помогает ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Понимание того, что трудности ребенка при доброкачественной роландической эпилепсии (ДРЭ) носят временный и преодолимый характер, — ключ к правильной стратегии помощи. Задача взрослых — стать для ребенка надежной опорой на этом этапе, обеспечив ему всю необходимую профессиональную поддержку.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Эпилепсия и эпилептические синдромы у детей». Разраб.: Союз педиатров России, Российская противоэпилептическая лига, Национальная ассоциация экспертов по эпилепсии. – М.: Министерство здравоохранения РФ, 2022.
  2. Гузева В. И. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния у детей. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 568 с.
  3. Петрухин А. С. Детская неврология: учебник в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т. 1. – 480 с.
  4. Scheffer I. E., Berkovic S., Capovilla G., et al. ILAE classification of the epilepsies: Position paper of the ILAE Commission for Classification and Terminology // Epilepsia. – 2017. – Vol. 58(4). – P. 512–521.
  5. Panayiotopoulos C. P. The Epilepsies: Seizures, Syndromes and Management. – Bladon, Oxfordshire: Bladon Medical Publishing, 2005. – 542 p.
  6. Swaiman K. F., Ashwal S., Ferriero D. M., Schor N. F. Swaiman’s Pediatric Neurology: Principles and Practice. 6th ed. – Elsevier, 2017. – 1320 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


ЗРР 6 лет

Здравствуйте. Дочери 6 лет, плохо разговаривает. По слогам слова...

Микроцефалия

Здравствуйте! Переживаю есть у ребёнка микроцефалия .. Сыну...

Аутизм

Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.