Комплекс упражнений лечебной физкультуры (ЛФК) при болезни Шейермана-Мау является ключевым элементом консервативного лечения, направленным на коррекцию кифотической деформации позвоночника, укрепление мышечного корсета и снижение болевого синдрома. Правильно подобранная и регулярно выполняемая гимнастика помогает остановить прогрессирование заболевания, улучшить осанку и повысить качество жизни подростка. Важно понимать, что лечебная физкультура — это не просто общая физическая активность, а целенаправленная терапия, которая должна проводиться под контролем специалиста, по крайней мере на начальных этапах.
Цели и задачи лечебной физкультуры при кифозе Шейермана-Мау
Основная задача ЛФК при этом заболевании — создать сбалансированный и сильный мышечный корсет, который будет поддерживать позвоночник в физиологически правильном положении. Это достигается за счет решения нескольких ключевых задач, каждая из которых направлена на устранение патологических изменений, вызванных болезнью.
- Укрепление мышц спины. В первую очередь, это касается разгибателей спины, межлопаточных мышц (ромбовидных, трапециевидных). Слабость этих мышечных групп является одной из причин усиления грудного кифоза — избыточного изгиба позвоночника назад. Сильные мышцы спины активно противодействуют сутулости.
- Растяжение мышц груди и плечевого пояса. При кифотической осанке большие и малые грудные мышцы часто находятся в укороченном, спазмированном состоянии. Это тянет плечи вперед и усугубляет сутулость. Их целенаправленное растяжение позволяет «раскрыть» грудную клетку и вернуть плечи в нормальное положение.
- Укрепление мышц брюшного пресса. Сильные мышцы живота играют роль естественного переднего корсета, стабилизируя таз и поясничный отдел позвоночника, что косвенно помогает выравнивать и грудной отдел.
- Формирование правильного стереотипа осанки. Лечебная гимнастика помогает выработать и закрепить на подсознательном уровне привычку держать спину прямо. Это достигается многократным повторением упражнений в правильном положении.
- Улучшение подвижности позвоночника и функции дыхания. Кифоз ограничивает подвижность грудной клетки, что может сказываться на глубине дыхания. Специальные дыхательные упражнения в комплексе лечебной физкультуры помогают увеличить жизненную емкость легких.
Основные принципы выполнения упражнений
Чтобы лечебная физкультура принесла пользу, а не вред, необходимо строго соблюдать несколько фундаментальных правил. Эти принципы обеспечивают безопасность и эффективность занятий, помогая избежать травм и перегрузок ослабленного позвоночника.
- Регулярность. Занятия должны быть ежедневными. Только постоянная работа над мышцами дает стойкий результат. Перерывы сводят на нет все достигнутые успехи.
- Постепенность. Нагрузка и сложность упражнений должны увеличиваться плавно. Начинать следует с простых движений с небольшим количеством повторений, постепенно наращивая их по мере укрепления мышц.
- Безболевой режим. Выполнение упражнений не должно вызывать острой боли. Легкое напряжение в мышцах — это норма, но резкая боль — сигнал к немедленному прекращению движения.
- Правильная техника. Важнее не количество, а качество. Каждое упражнение должно выполняться медленно, осознанно и с полным контролем над работающими мышцами. Именно поэтому первые занятия крайне желательно проводить под руководством инструктора ЛФК.
- Контроль дыхания. Дыхание должно быть ровным, без задержек. Как правило, усилие (например, подъем корпуса) выполняется на выдохе, а расслабление — на вдохе.
- Исключение запрещенных движений. Категорически запрещены упражнения с осевой нагрузкой на позвоночник, резкие скручивания, прыжки и поднятие тяжестей.
Комплекс упражнений ЛФК при болезни Шейермана-Мау
Представленный комплекс является базовым и должен быть согласован с лечащим врачом-ортопедом или специалистом по лечебной физкультуре, который может адаптировать его под индивидуальные особенности пациента. Все упражнения выполняются плавно, без рывков. Исходное положение для большинства упражнений — лежа, чтобы снять осевую нагрузку с позвоночника.
Подготовительный этап (разминка)
Цель разминки — подготовить мышцы и суставы к основной нагрузке. Выполняется в течение 5–7 минут.
- Ходьба на месте с контролем осанки (плечи расправлены, живот втянут).
- Круговые движения в плечевых суставах вперед и назад.
- Сведение и разведение лопаток.
- Легкие наклоны головы в стороны, вперед и назад.
Основной этап
Каждое упражнение выполняется по 10–15 раз в 2–3 подхода.
Упражнения в положении лежа на спине:
- Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде.
- Руки вдоль туловища. Одновременно поднять прямые руки вверх и потянуть носки на себя, затем вернуться в исходное положение.
- Ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленно поднять таз вверх до образования прямой линии между плечами и коленями (полумостик). Задержаться на 5–7 секунд и плавно опуститься.
- Диафрагмальное дыхание: одна рука на груди, другая на животе. На вдохе максимально надуть живот, на выдохе — втянуть. Грудная клетка остается неподвижной.
Упражнения в положении лежа на животе:
- Руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Медленно приподнять голову и плечи, сводя лопатки. Взгляд направлен в пол. Поясница не должна сильно прогибаться. Задержаться на 5–10 секунд.
- Исходное положение то же. Поочередно поднимать прямые ноги, невысоко отрывая их от пола.
- Упражнение «Лодочка»: руки вытянуты вдоль туловища. Одновременно приподнять голову, плечи и прямые ноги. Задержаться в этом положении на несколько секунд.
- Руки вытянуты вперед. Имитация плавания стилем брасс: развести руки в стороны, сводя лопатки, затем вернуть в исходное положение. Голова и грудь слегка приподняты.
Упражнения в коленно-кистевом положении (на четвереньках):
- Упражнение «Кошка-Собака»: на выдохе медленно округлить спину, подбородок прижать к груди. На вдохе плавно прогнуться в грудном отделе, поднимая голову. Основное движение — в грудном, а не поясничном отделе.
- Одновременно поднять и вытянуть в прямую линию правую руку и левую ногу. Задержаться на 5–10 секунд, сохраняя равновесие. Повторить для другой стороны.
Заключительный этап (заминка)
Цель — расслабить мышцы и восстановить дыхание.
- Лежа на спине, подтянуть колени к груди и обхватить их руками, покачаться из стороны в сторону.
- Упражнения на растяжку грудных мышц: стоя в дверном проеме, упереться предплечьями в косяки и сделать небольшой шаг вперед, чувствуя растяжение в области груди.
- Спокойное глубокое дыхание в течение 2–3 минут.
Какие упражнения и виды спорта противопоказаны
Понимание того, что нельзя делать, так же важно, как и знание правильных упражнений. Некоторые виды нагрузок могут усугубить деформацию и привести к травме. При болезни Шейермана-Мау следует полностью исключить:
- Осевые нагрузки: приседания со штангой, становая тяга, вертикальные жимы стоя или сидя.
- Прыжки: прыжки в длину, в высоту, на батуте, степ-аэробика.
- Резкие скручивания и гиперэкстензии: некоторые элементы борьбы, акробатики, гимнастики.
- Контактные и травмоопасные виды спорта: хоккей, регби, футбол, горные лыжи.
- Поднятие тяжестей: любая работа, связанная с подъемом и переноской тяжелых предметов.
При этом разрешены и даже рекомендованы такие виды активности, как плавание (особенно на спине и стилем брасс), скандинавская ходьба и лыжные прогулки по ровной местности.
Примерная структура занятия по лечебной физкультуре
Для лучшего понимания того, как должно строиться занятие, можно воспользоваться следующей таблицей, которая описывает каждый этап и его цели.
| Этап занятия | Продолжительность | Цель | Примеры упражнений |
|---|---|---|---|
| Подготовительный (Разминка) | 5–7 минут | Подготовка организма к нагрузке, разогрев мышц. | Ходьба, легкие вращения в суставах, дыхательные упражнения. |
| Основной | 25–30 минут | Укрепление и растяжение целевых мышечных групп, коррекция осанки. | Упражнения лежа на спине, на животе, на четвереньках. |
| Заключительный (Заминка) | 5–7 минут | Расслабление мышц, восстановление сердечного ритма и дыхания. | Упражнения на растяжку, глубокое дыхание. |
Роль дыхательной гимнастики
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью комплекса лечебной гимнастики. Кифотическая деформация ограничивает экскурсию (подвижность) грудной клетки, что снижает эффективность внешнего дыхания. Целенаправленные дыхательные упражнения, особенно с акцентом на глубокий вдох и полное «раскрытие» ребер, помогают увеличить жизненную емкость легких, улучшить кровоснабжение тканей и способствуют общему расслаблению. Они выполняются как самостоятельные упражнения, так и в сочетании с основными движениями, помогая контролировать ритм и повышая их эффективность.
Список литературы
- Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 568 с.
- Ортопедия. Национальное руководство / под ред. С. П. Миронова, Г. П. Котельникова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 896 с.
- Tachdjian's Pediatric Orthopaedics: From the Texas Scottish Rite Hospital for Children / John A. Herring. 6th Edition. — Elsevier, 2021. — 2960 p.
- Weiss H. R., Turnbull D., Bohr S. Brace treatment for patients with Scheuermann's disease: a review of the literature and a new approach // Hard Tissue. — 2013. — Vol. 2(3). — P. 24.
- Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С. Н. Попова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским ортопедам
Все консультации детских ортопедов
Боли в колене
Здравствуйте. Сыну 15 лет. Беспокоят периодические боли в колене....
Киста Бейкера и группа здоровья
Здравствуйте! У мальчика в 2 года обнаружили кисту Бейкера,...
Варусная деформация нижних конечностей
Добрый день. Ребенку 1 год и 8 месяцев. Рост 81 вес 14.800
Врачи детские ортопеды-травматологи
Все детские ортопеды-травматологи
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Стаж работы: 12 л.
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера
Стаж работы: 5 л.
Детский ортопед-травматолог, Травматолог, Ортопед
Башкирский государственный медицинский университет
Стаж работы: 20 л.
