Дыхательная гимнастика для улучшения голоса ребенка: руководство для родителей




Денисов Григорий Александрович

Автор:

Денисов Григорий Александрович

Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

15.11.2025
6 мин.

Эффективная дыхательная гимнастика для улучшения голоса ребенка — это несложный, но мощный инструмент в руках заботливых родителей. Правильно поставленное речевое дыхание является фундаментом для сильного, выносливого и благозвучного голоса. Регулярные занятия помогают не только справиться с такими проблемами, как тихая, прерывистая речь или быстрая утомляемость при разговоре, но и служат профилактикой заболеваний голосового аппарата. Этот комплекс упражнений, представленный в игровой форме, поможет вашему ребенку овладеть своим голосом и говорить уверенно и легко.

Почему правильное дыхание — основа красивого и сильного голоса

Голос рождается благодаря потоку воздуха, который, выходя из легких, заставляет вибрировать голосовые связки. Сила, высота и тембр голоса напрямую зависят от того, как ребенок управляет этим потоком. Существует два основных типа дыхания: поверхностное (ключичное) и глубокое (диафрагмальное). Именно диафрагмальное дыхание является опорой для голоса, и его развитию способствует дыхательная гимнастика.

При поверхностном дыхании задействована только верхняя часть легких, работают мышцы плечевого пояса и шеи. Такое дыхание не дает достаточного объема воздуха, выдох получается коротким и слабым. В результате голос ребенка звучит тихо, неуверенно, а к концу фразы может затухать. Постоянное напряжение мышц шеи при таком дыхании может приводить к быстрой утомляемости голосовых связок и даже к охриплости.

Глубокое, или диафрагмальное, дыхание — это естественный и наиболее физиологичный способ. В нем активно участвует диафрагма — главная дыхательная мышца, расположенная между грудной и брюшной полостями. При вдохе она опускается, создавая пространство для полного наполнения легких воздухом. Выдох при таком дыхании получается плавным, долгим и контролируемым. Это создает стабильную воздушную опору, которая позволяет голосовым связкам работать без перенапряжения, делая голос сильным, звучным и выносливым. Цель дыхательной гимнастики — научить ребенка ощущать и использовать именно этот тип дыхания.

Ниже представлена таблица, которая поможет наглядно понять разницу между двумя типами дыхания.

Характеристика Поверхностное (ключичное) дыхание Глубокое (диафрагмальное) дыхание
Основные мышцы Мышцы шеи, плеч, межреберные мышцы Диафрагма, мышцы брюшного пресса
Движение при вдохе Поднимаются плечи и ключицы Надувается живот, грудная клетка расширяется
Объем воздуха Небольшой, используется верхняя часть легких Максимальный, легкие наполняются полностью
Характер выдоха Короткий, резкий, неконтролируемый Плавный, продолжительный, управляемый
Влияние на голос Голос тихий, слабый, быстро утомляется Голос сильный, звучный, выносливый

Когда ребенку может понадобиться дыхательная гимнастика для голоса

Необходимость в специальных упражнениях может возникнуть по разным причинам, и внимательные родители могут заметить определенные признаки. Дыхательная гимнастика будет особенно полезна, если вы наблюдаете у ребенка следующие особенности речи и поведения.

  • Тихий, слабый голос. Ребенку трудно говорить громко, его плохо слышно в шумной обстановке или на расстоянии. Он как будто говорит «в себя».
  • Быстрая утомляемость голоса. После непродолжительного разговора, чтения вслух или пения голос садится, становится хриплым.
  • Прерывистая речь. Ребенок делает частые, нелогичные вдохи посреди фразы, ему не хватает воздуха, чтобы закончить мысль.
  • Говорит на «остатках» воздуха. Фраза начинается нормально, но затухает к концу, так как выдох слишком короткий.
  • Монотонность голоса. Речи не хватает интонационной выразительности, что также может быть связано со слабым и неконтролируемым выдохом.
  • Частые респираторные заболевания. У детей, которые часто болеют простудами, бронхитами, имеют аденоиды, дыхание часто становится поверхностным, что сказывается и на качестве голоса.
  • Период восстановления после заболеваний. После ларингита или других болезней, затронувших голосовой аппарат, упражнения для дыхания помогают быстрее восстановить его нормальную функцию.

Важно понимать, что дыхательная гимнастика является частью комплексного подхода. Если проблемы с голосом стойкие, сопровождаются болью, изменением тембра или другими тревожными симптомами, в первую очередь необходимо проконсультироваться с врачом-оториноларингологом или фониатром, чтобы исключить органические патологии.

Основные принципы и правила выполнения упражнений

Чтобы занятия принесли максимальную пользу и не навредили, необходимо соблюдать несколько простых, но очень важных правил. Успех во многом зависит от систематичности и правильной организации процесса.

Вот ключевые принципы, которых следует придерживаться:

  • Регулярность. Лучше заниматься по 5–10 минут каждый день, чем один раз в неделю по часу. Постоянство формирует устойчивый навык правильного дыхания.
  • Игровая форма. Для ребенка, особенно дошкольного возраста, занятия не должны быть скучной обязанностью. Превратите упражнения в веселую игру, придумайте истории, используйте игрушки.
  • Постепенное усложнение. Начинайте с самых простых упражнений, направленных на осознание вдоха и выдоха. Переходите к более сложным заданиям только после того, как ребенок освоил предыдущие.
  • Контроль самочувствия. Внимательно следите за состоянием ребенка. Если он устал, начал кашлять или у него закружилась голова, немедленно прекратите занятие. Головокружение может быть признаком гипервентиляции (избытка кислорода), что говорит о слишком интенсивном или неправильном выполнении.
  • Проветривание помещения. Занимайтесь в хорошо проветренной комнате. Свежий воздух важен для здоровья дыхательной системы.
  • Без принуждения. Занятия должны приносить удовольствие. Если ребенок не в настроении, лучше отложить упражнения или предложить ему самую любимую игру.
  • Правильное положение тела. На начальных этапах упражнения лучше выполнять в положении лежа на спине или сидя на стуле с прямой спиной. Это помогает лучше контролировать движения живота и грудной клетки.
  • Вдох через нос, выдох через рот. Это золотое правило дыхательной гимнастики. Носовой вдох согревает, увлажняет и очищает воздух, а плавный ротовой выдох позволяет лучше контролировать воздушную струю.

Эффективные упражнения для постановки речевого дыхания: от простого к сложному

Представленный комплекс упражнений построен по принципу постепенного усложнения. Начните с первого этапа и переходите к следующему, когда ребенок будет уверенно выполнять задания. Помните, что ваша главная задача — научить ребенка делать долгий и плавный выдох.

Этап 1: Учимся чувствовать дыхание (статические упражнения)

Цель этого этапа — научить ребенка осознавать движения живота при диафрагмальном дыхании.

  • «Надуй шарик». Ребенок лежит на спине. Положите ему на живот легкую игрушку (например, маленького плюшевого мишку). Попросите его сделать спокойный вдох через нос так, чтобы «шарик» в животе надулся, а игрушка поднялась вверх. Затем — медленный, плавный выдох через рот, чтобы «шарик» сдулся, а игрушка опустилась.
  • «Греем ручки». Ребенок сидит или стоит. Он делает спокойный вдох носом, а затем медленно выдыхает на ладошки, сложенные перед ртом, как будто хочет их согреть. Выдох должен быть теплым и долгим.
  • «Нюхаем цветок». Предложите ребенку представить, что у него в руках ароматный цветок. Нужно сделать короткий, но глубокий вдох носом («понюхать»), а затем длинный, плавный выдох ртом, как бы сдувая с цветка воображаемую пыльцу.

Этап 2: Развиваем силу и длительность выдоха (динамические упражнения)

Здесь мы добавляем игровые элементы, которые наглядно показывают силу и продолжительность выдоха.

  • «Футболист». Скатайте из ваты или салфетки маленький шарик — это «мяч». Положите его на стол. Задача ребенка — с помощью одного длинного выдоха «забить гол», то есть сдуть шарик в воображаемые ворота на другом конце стола.
  • «Буря в стакане». Возьмите стакан, налейте в него немного воды и дайте ребенку коктейльную трубочку. Попросите его сделать вдох носом, а затем медленно и долго дуть через трубочку в воду, создавая «бурю». Важно, чтобы пузырьки были долго, а не один сильный «бульк».
  • «Кораблики». Налейте в таз воды и запустите туда легкие бумажные или пенопластовые кораблики. Ребенок должен дуть на них, устраивая регату и направляя их к другому «берегу».

Этап 3: Подключаем голос (фонационные упражнения)

На этом этапе мы соединяем отработанный длинный выдох с произнесением звуков. Это прямой путь к формированию голосовой опоры.

  • «Гудок паровоза». Ребенок делает глубокий вдох носом, а на выдохе протяжно тянет звук «у-у-у-у-у...», стараясь, чтобы звук был ровным и не прерывался как можно дольше.
  • «Комарик». Аналогично предыдущему упражнению, на выдохе тянем тонкий звук «з-з-з-з-з...».
  • «Жук». Делаем вдох и на выдохе гудим, как большой жук: «ж-ж-ж-ж-ж...».
  • «Считалочка». Сделав вдох, на одном выдохе ребенок должен постараться сосчитать до 5, затем до 7, до 10, четко проговаривая каждую цифру. Не торопитесь, главное — не добирать воздух в середине счета.
  • «Гласные поем». После вдоха на одном выдохе нужно плавно и протяжно произносить гласные звуки: «а-а-а-а-а...», «о-о-о-о-о...», «и-и-и-и-и...». Затем можно соединять их в цепочки: «а-о-у-и...».

Как превратить занятия в увлекательную игру

Чтобы ребенок занимался с удовольствием, крайне важно избегать формализма и скуки. Ключ к успеху — это ваша фантазия и вовлеченность. Превратите дыхательную гимнастику в ежедневный веселый ритуал. Например, можно придумать историю про маленького дракончика, который учится дышать огнем (дуть на свечку или бумажные язычки пламени), или про ветер, который помогает корабликам плыть.

Используйте яркий и интересный реквизит: вертушки, мыльные пузыри, перышки, легкие шарики для пинг-понга, свистульки. Соревнования, кто дольше сможет «гудеть как паровоз» или чья вертушка будет крутиться дольше, добавят азарта. Ваша положительная эмоциональная реакция, похвала за малейшие успехи будут лучшей мотивацией для ребенка продолжать занятия.

Противопоказания и ситуации, когда необходима консультация врача

Несмотря на всю пользу, дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний. Важно подходить к занятиям ответственно и не начинать их бездумно, особенно если у ребенка есть хронические заболевания.

Основные противопоказания для проведения занятий:

  • Острые респираторные заболевания с повышенной температурой тела.
  • Острый период любого инфекционного заболевания.
  • Склонность к носовым кровотечениям.
  • Травмы головы или позвоночника.
  • Врожденные пороки сердца и другие серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Высокое артериальное или внутричерепное давление.

Если у вашего ребенка есть какие-либо хронические заболевания или вы сомневаетесь, можно ли ему выполнять упражнения, обязательно проконсультируйтесь с педиатром или профильным специалистом. Также поводом для обращения к врачу (оториноларингологу, фониатру, логопеду) является отсутствие положительной динамики от занятий в течение 1–2 месяцев или ухудшение состояния голоса.

Как отслеживать прогресс и чего ожидать от занятий

Не стоит ждать мгновенных результатов. Формирование правильного речевого дыхания — это постепенный процесс, требующий времени и терпения. Первые положительные изменения вы сможете заметить через несколько недель регулярных занятий. Прогресс можно отслеживать по нескольким параметрам.

Обратите внимание на следующие улучшения:

  • Увеличение длительности фонационного выдоха. Ребенок может дольше тянуть звук или произносить на одном выдохе более длинную фразу. Можно даже замерять время с секундомером (в игровой форме), чтобы видеть динамику.
  • Увеличение силы голоса. Речь становится более громкой и уверенной, без напряжения.
  • Улучшение плавности речи. Ребенок перестает делать судорожные вдохи посреди слова или короткой фразы.
  • Повышение выносливости голоса. Ребенок меньше устает при чтении вслух или активном общении.
  • Более выразительная интонация. Умение управлять выдохом позволяет лучше управлять и интонациями, делая речь более эмоциональной.

Главное — хвалить ребенка за старания, а не за рекорды. Создание спокойной и поддерживающей атмосферы является залогом того, что занятия дыхательной гимнастикой не только улучшат голос вашего ребенка, но и укрепят вашу с ним эмоциональную связь.

Список литературы

  1. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 125 с.
  2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. — М.: Метафора, 2017. — 128 с.
  4. Алферова В. В. Фониатрия и фонопедия. — М.: Медицина, 1990. — 219 с.
  5. Stemple J. C., Glaze L. E., Klaben B. G. Clinical voice pathology: Theory and management. 4th ed. — San Diego, CA: Plural Publishing, 2010. — 464 p.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским оториноларингологам

Все консультации детских оториноларингологов


Как понять, что у моего ребенка проблемы со слухом?

Здравствуйте. Я заметила, что мой ребенок часто не реагирует на...

Приём секстафага

Ребёнку 3 года. Был отит, после сдали мазок - выявили стафилококк в...

Результаты анализов

Здравствуйте. Сдавали ребёнку мазок из носоглотки. Результат уже...

Врачи детские оториноларингологи

Все детские оториноларингологи


Детский оториноларинголог

Ижевская государственная медицинская академия

Стаж работы: 29 л.

Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Стаж работы: 2 л.

Детский оториноларинголог, Оториноларинголог

Кубанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 4 л.