Научить ребенка говорить спокойно и не кричать — важная задача для сохранения здоровья его голосового аппарата и формирования гармоничных социальных навыков. Многие родители сталкиваются с периодом, когда крик становится для ребенка основным способом общения, выражения эмоций или привлечения внимания. Важно понимать, что это не только поведенческая проблема, но и серьезный фактор риска для нежных детских голосовых складок. Комплексный подход, включающий понимание причин такого поведения, создание правильной акустической среды и применение последовательных воспитательных методик, помогает решить эту проблему без вреда для психики ребенка и его голоса.
Почему ребенок кричит: разбираем основные причины
Прежде чем начинать коррекцию, необходимо понять, что стоит за громким голосом ребенка. Крик — это не всегда проявление непослушания, а зачастую единственный доступный ему способ сообщить о своих потребностях или чувствах. Выявление первопричины является ключом к эффективному решению проблемы.
- Эмоциональная экспрессия. Маленькие дети еще не до конца освоили словесное выражение сильных чувств, таких как восторг, гнев, страх или фрустрация. Крик становится для них самым простым и быстрым способом выплеснуть переполняющие эмоции.
- Привлечение внимания. Если ребенок замечает, что на его спокойную речь взрослые не реагируют, а на крик оборачиваются мгновенно, он быстро усваивает эту модель поведения как наиболее эффективную для получения внимания.
- Копирование поведения окружающих. Дети учатся, подражая взрослым. Если в семье принято общаться на повышенных тонах, если постоянно громко работает телевизор или музыка, ребенок воспринимает это как норму и просто подстраивает громкость своего голоса под окружающую среду.
- Физиологические и возрастные особенности. В определенном возрасте (обычно 2–3 года) дети начинают активно исследовать возможности своего тела, в том числе и голоса. Крик может быть просто пробой своих вокальных способностей. Также причиной могут быть проблемы со слухом: ребенок плохо слышит себя и окружающих, поэтому невольно повышает голос.
- Проверка границ. В периоды возрастных кризисов дети часто проверяют границы дозволенного. Крик может быть одним из инструментов в этой проверке реакции родителей.
Чем опасен постоянный крик для детского голоса
Постоянное использование голоса на пределе возможностей чревато серьезными последствиями для неокрепшего голосового аппарата. Голосовые складки (часто их не совсем корректно называют связками) — это парные мышечные образования в гортани, которые при разговоре вибрируют. У детей они очень нежные и уязвимые. Чрезмерная нагрузка на них может привести к функциональным и даже органическим нарушениям.
При крике голосовые складки смыкаются с большой силой и напряжением, что вызывает их микротравматизацию. Если это происходит регулярно, могут развиться следующие состояния:
- Осиплость и охриплость (дисфония). Наиболее частое последствие. Голос становится грубым, сиплым, теряет свою звучность.
- Узелки голосовых складок («узелки крикунов»). На голосовых складках в местах их наибольшего соприкосновения образуются небольшие уплотнения, похожие на мозоли. Они мешают полному смыканию складок, из-за чего голос становится постоянно сиплым, а для разговора требуется больше усилий.
- Хронический ларингит. Постоянное раздражение слизистой оболочки гортани может привести к хроническому воспалительному процессу.
- Быстрая утомляемость голоса. Ребенок может жаловаться, что ему трудно говорить после долгого разговора или в конце дня.
Формирование неправильных голосовых привычек в детстве может закрепиться и создать проблемы с голосом во взрослой жизни, особенно для людей, чья профессия будет связана с речевыми нагрузками.
Создание спокойной среды: первый шаг к тихому голосу
Ребенок — зеркало своего окружения. Прежде чем требовать от него тишины, необходимо проанализировать акустическую обстановку дома. Создание спокойной среды — это фундаментальная основа для обучения ребенка управлению своим голосом.
Для этого необходимо предпринять следующие шаги:
- Уменьшите фоновый шум. Выключайте телевизор, радио или музыку, если их никто активно не смотрит и не слушает. Постоянный шумовой фон заставляет всех членов семьи невольно повышать голос, чтобы быть услышанными.
- Говорите сами спокойно. Обращайте внимание на тон и громкость собственной речи. Подавайте личный пример спокойного общения, даже когда вы расстроены или спешите. Обращайтесь к ребенку тихим, но уверенным голосом.
- Привлекайте внимание не голосом. Вместо того чтобы кричать ребенку из другой комнаты, подойдите к нему, установите зрительный контакт, положите руку на плечо и только потом начинайте говорить. Это учит его более эффективным и уважительным способам коммуникации.
Практические методы и игры для обучения спокойной речи
После создания подходящей обстановки можно переходить к активным действиям и упражнениям, которые в игровой форме помогут ребенку освоить навык контроля громкости голоса. Главное правило — последовательность и терпение.
Вот несколько эффективных приемов, которые можно использовать в повседневной жизни:
- Введение понятия «тихий голос». Объясните ребенку, что есть «голос для дома» (тихий, спокойный) и «голос для улицы» (громкий, для игр на площадке). Четко разграничьте эти понятия.
- Игра «Секрет». Чаще общайтесь с ребенком шепотом, предлагая ему «рассказать секрет на ушко». Это учит его контролировать выдох и напряжение голосовых складок.
- Игра «Громко-тихо». Используйте игрушки или картинки животных. Попросите ребенка озвучить, как говорит большое животное (медведь — громко) и маленькое (мышка — тихо). Эта игра развивает способность произвольно менять громкость голоса.
- Положительное подкрепление. Всегда хвалите ребенка, когда он обращается к вам спокойным голосом. Скажите: «Мне так нравится, когда ты говоришь таким спокойным и приятным голосом. Я тебя прекрасно слышу».
- Игнорирование крика (с оговорками). Если вы уверены, что крик — это лишь способ привлечь внимание, а не сигнал о боли или опасности, можно использовать метод «активного игнорирования». Спокойно скажите: «Я не понимаю, когда ты кричишь. Скажи, пожалуйста, спокойно, и я тебе помогу». Важно быть последовательным: как только ребенок переходит на спокойный тон, немедленно уделите ему внимание.
- Обучение выражению эмоций. Помогайте ребенку называть свои чувства словами: «Я вижу, ты злишься, потому что башня сломалась», «Ты, наверное, очень расстроен». Когда эмоция названа, предложите безопасный способ ее выражения: потопать ногами, порычать как тигр (не на пределе громкости), побить подушку.
Роль родителей: как ваше поведение влияет на голос ребенка
Ваша реакция на крик имеет огромное значение. Неправильные действия могут не только не решить проблему, но и усугубить ее, закрепив у ребенка нежелательную модель поведения или вызвав у него чувство вины и страха.
Самая распространенная ошибка — кричать на ребенка в ответ. Это контрпродуктивно, потому что демонстрирует ему, что крик является приемлемым и даже действенным способом общения, особенно в конфликтных ситуациях. Вместо этого сохраняйте спокойствие. Ваша невозмутимость — лучший пример для подражания. Помните, что вы не просто решаете сиюминутную проблему, а закладываете основы здорового общения и голосовой гигиены на всю жизнь.
Когда крик — это повод обратиться к специалисту
В большинстве случаев привычка кричать является поведенческой или возрастной нормой и корректируется силами родителей. Однако иногда она может быть симптомом медицинских или психологических проблем, требующих вмешательства специалиста. Важно не пропустить эти тревожные сигналы.
В следующей таблице перечислены специалисты и симптомы, при которых к ним следует обратиться за консультацией.
| Специалист | Когда следует обращаться |
|---|---|
| ЛОР-врач (оториноларинголог) | Если у ребенка наблюдается стойкая осиплость голоса (более 2 недель), если он жалуется на боль в горле при разговоре или если есть подозрения на снижение слуха (ребенок часто переспрашивает, делает телевизор громче). |
| Невролог | Если крик сопровождается повышенной возбудимостью, нарушениями сна, тиками, задержкой речевого или психомоторного развития. |
| Психолог или психотерапевт | Если крик является проявлением неконтролируемой агрессии, страхов, тревожности, особенно если это связано с изменениями в семье (рождение брата/сестры, развод родителей, переезд). |
| Логопед (фонопед) | Если у ребенка уже сформировались нарушения голоса (дисфония, узелки голосовых складок) для проведения специальных упражнений по постановке правильного голосоведения и дыхания. |
Список литературы
- Богомильский М. Р., Чистякова В. Р. Детская оториноларингология: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 576 с.
- Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. — 125 с.
- Hartnick C., Boseley M. Pediatric Voice Disorders. — Plural Publishing, 2010. — 350 p.
- Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. — М.: Эксмо, 2017. — 304 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте также по теме:
Вернуться к общему обзору темы:
Вопросы детским оториноларингологам
Все консультации детских оториноларингологов
Почему у моего ребенка часто возникают насморк и боль в горле?
Здравствуйте. У моего ребенка часто бывают насморк и боль в...
Гной в ушах
Здравствуйте. Ребёнку 6 лет. Пятница, вечер. Играли на диване,...
Приём секстафага
Ребёнку 3 года. Был отит, после сдали мазок - выявили стафилококк в...
Врачи детские оториноларингологи
Все детские оториноларингологи
Детский оториноларинголог, Оториноларинголог
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Стаж работы: 2 л.
Детский оториноларинголог
Ижевская государственная медицинская академия
Стаж работы: 29 л.
Детский оториноларинголог, Оториноларинголог
Кубанский государственный медицинский университет
Стаж работы: 4 л.
