Подходы к диагностике СДВГ




Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности представляет собой комплексный процесс, требующий участия нескольких специалистов и применения различных методов исследования. Постановка точного диагноза осложняется тем, что не существует единого теста или инструмента, позволяющего однозначно выявить СДВГ. Современный диагностический подход основывается на тщательном сборе анамнеза, клиническом наблюдении и исключении других возможных причин наблюдаемого поведения.

Клинико-анамнестическое обследование

Первичная диагностика начинается с подробной беседы с родителями и самим ребенком. Врач собирает информацию о течении беременности и родов, раннем развитии ребенка, особенностях его поведения в разных ситуациях. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • Возраст появления первых симптомов (должны проявляться до 12 лет)
  • Постоянство симптомов в разных условиях (дом, школа, общественные места)
  • Степень влияния симптомов на социальную адаптацию и успеваемость
  • Наличие подобных проявлений у ближайших родственников
  • Перенесенные заболевания и травмы, которые могли повлиять на ЦНС

Важным диагностическим инструментом являются стандартизированные опросники для родителей и учителей, такие как шкала Коннерса или SNAP-IV. Эти методики позволяют количественно оценить выраженность симптомов и их динамику в разных условиях. Для подростков и взрослых используются специальные версии опросников, адаптированные для соответствующей возрастной группы.

Нейропсихологическое тестирование

Современные методы нейропсихологической диагностики помогают объективно оценить когнитивные функции, наиболее страдающие при СДВГ. В комплексное обследование обычно включают:

Тесты на устойчивость внимания (корректурные пробы, тест TOVA) выявляют способность длительно концентрироваться на монотонной деятельности. Для оценки переключения внимания используют методики с чередованием заданий (тест Шульте, Trail Making Test). Исследование рабочей памяти проводят с помощью тестов на запоминание и воспроизведение информации.

Компьютерные тестовые системы (например, QB-test) позволяют количественно оценить основные параметры внимания и двигательной активности. Эти методы особенно ценны для мониторинга эффективности лечения, так как дают объективные числовые показатели.

Дифференциальная диагностика

Важнейшим этапом диагностического процесса является исключение других состояний, которые могут имитировать проявления СДВГ. К ним относятся:

  • Тревожные расстройства и депрессия
  • Расстройства аутистического спектра
  • Нарушения обучения (дислексия, дискалькулия)
  • Эпилепсия (особенно абсансная форма)
  • Эндокринные нарушения (гипертиреоз)
  • Последствия черепно-мозговых травм
  • Нарушения слуха и зрения

Для исключения органической патологии может потребоваться консультация невролога, проведение ЭЭГ, в отдельных случаях - МРТ головного мозга. Важно учитывать, что примерно у 2/3 детей с СДВГ имеются сопутствующие расстройства (тревожные, поведенческие, специфические трудности обучения), которые также требуют диагностики и коррекции.

Критерии диагностики согласно международным классификациям

Согласно DSM-5 (Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам), для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие:

Не менее 6 симптомов невнимательности и/или 6 симптомов гиперактивности-импульсивности у детей до 16 лет (5 симптомов для подростков старше 17 лет и взрослых). Симптомы должны проявляться в течение не менее 6 месяцев, быть несоответствующими уровню развития и негативно влиять на социальную и учебную/профессиональную деятельность.

Проявления должны наблюдаться в двух и более различных условиях (например, дома и в школе). Имеются убедительные свидетельства, что симптомы мешают или снижают качество социального, учебного или профессионального функционирования. Симптомы не объясняются лучше другим психическим расстройством.

В МКБ-10 используется несколько иная классификация, где СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам. Диагностические критерии в целом схожи, но делают больший акцент на раннем начале (до 6 лет) и обязательном наличии всех трех групп симптомов (невнимательность, гиперактивность и импульсивность).

Современный подход к диагностике СДВГ подчеркивает необходимость комплексной оценки, учитывающей не только наличие симптомов, но и их влияние на повседневную жизнь ребенка, а также индивидуальные особенности развития. Только такой всесторонний анализ позволяет поставить точный диагноз и разработать эффективный план помощи.

Вопросы врачам


боль в спине

Ребенок 10 лет 2 года офессионально занимается кикбоксингом....

Головокружение, нервное напряжение

Добрый день! Семь месяцев у меня скоропостижно умер муж, я очень...

Камни в желчном пуыре

Добрый день! Проконсультируйте, пожалуйста о необходимости...

Врачи специалисты


Ижевская государственная медицинская академия

Стаж работы: 37 л.

Южно-Уральский государственный медицинский университет

Стаж работы: 28 л.

Ярославская государственная медицинская академия

Стаж работы: 9 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор площади поверхности тела


Определите площадь поверхности вашего тела, введя ваш рост и вес. Это значение необходимо для расчета дозировок лекарств и оценки энергетических потребностей организма.

Медицинские шкалы


Оценка болевого синдрома по шкале VAS


Оцените интенсивность болевого синдрома по шкале VAS, выбирая значение от 0 до 10, где 0 — отсутствие боли, а 10 — невыносимая боль. Узнайте, насколько выражен болевой синдром и как его можно контролировать.