Лечение дизартрии у детей




Коррекция дизартрии в детском возрасте представляет собой сложный многоэтапный процесс, требующий комплексного междисциплинарного подхода. Эффективная терапевтическая стратегия должна учитывать неврологическую основу нарушения, степень выраженности речевых расстройств, возрастные особенности ребенка и сопутствующие патологии. Современные программы реабилитации сочетают медицинские, логопедические и психолого-педагогические методы, направленные на максимальное восстановление речевой функции.

Основной принцип лечения дизартрии у детей - раннее начало коррекционных мероприятий, когда нервная система обладает наибольшей пластичностью. Терапия должна быть систематической и длительной, с постепенным усложнением заданий по мере улучшения состояния. Важное значение имеет активное вовлечение родителей в процесс реабилитации и создание благоприятной речевой среды в семье.

Медикаментозная терапия

Фармакологическое лечение назначается неврологом с учетом основного заболевания, вызвавшего дизартрию. В комплексной терапии могут применяться:

  • ноотропные препараты для улучшения метаболизма нервной ткани
  • сосудистые средства, улучшающие мозговое кровообращение
  • витаминные комплексы (особенно группы В)
  • миорелаксанты при выраженном мышечном гипертонусе
  • метаболические препараты при наследственных заболеваниях

Медикаментозное лечение проводится курсами, обычно 2-3 раза в год, и сочетается с другими методами коррекции. Важно понимать, что лекарственные средства не устраняют дизартрию полностью, но создают благоприятные условия для проведения логопедической работы за счет улучшения нейродинамики.

Логопедическая коррекция

Систематические занятия с логопедом составляют основу реабилитации при дизартрии. Коррекционная работа строится индивидуально и включает несколько взаимосвязанных направлений:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата достигается с помощью специального массажа (зондового, ручного), пассивной и активной гимнастики. Упражнения подбираются с учетом конкретных нарушений - для языка, губ, мягкого неба.

2. Развитие речевого дыхания проводится с использованием дыхательной гимнастики, упражнений на удлинение выдоха, формирования правильной воздушной струи. Это особенно важно для детей с нарушением фонации и слабым голосом.

3. Коррекция звукопроизношения начинается после подготовки артикуляционной базы. Последовательность постановки звуков определяется их доступностью для ребенка. Особое внимание уделяется автоматизации и дифференциации звуков в спонтанной речи.

Дополнительные методы лечения

В комплексной реабилитации детей с дизартрией успешно применяются различные физиотерапевтические методики:

  • электрофорез с лекарственными препаратами на речевую зону
  • магнитотерапия и лазеротерапия
  • рефлексотерапия (иглоукалывание, точечный массаж)
  • кинезиотерапия и Бобат-терапия при сопутствующих двигательных нарушениях

Хорошие результаты дает использование компьютерных логопедических программ, биоакустической коррекции, метода Томатис. Эти технологии позволяют активизировать речевые зоны мозга и улучшить восприятие звуковой информации.

Психолого-педагогическое сопровождение

Важной составляющей лечения является психологическая поддержка ребенка и его семьи. Занятия с психологом помогают преодолеть коммуникативные барьеры, развить познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу. При необходимости проводится коррекция сопутствующих нарушений письма и чтения.

Особое значение имеет социальная адаптация детей с дизартрией. Групповые занятия, логоритмика, театральные студии создают условия для естественного речевого общения. Родителям рекомендуется активно включать ребенка в повседневные коммуникативные ситуации, избегая при этом излишней фиксации на речевых ошибках.

Прогноз при дизартрии зависит от многих факторов: формы и тяжести нарушения, возраста начала коррекции, регулярности занятий, общего состояния ребенка. При систематической комплексной работе даже в тяжелых случаях удается достичь значительного улучшения речевой функции и социальной адаптации.

Вопросы врачам


Консультация по медикаментам

Здравствуйте ,скажите пожалуйста, у меня гипертония 2 ст. 140/100...

Как правильно принимать лекарства с учетом пищи?

Здравствуйте. Мне назначили несколько препаратов, и я хочу...

Проба манту или диаскинтест?

Добрый день! Ребенка (в 4г.) после увеличения манту поставили на...

Врачи специалисты


Новосибирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 28 л.

Ставропольский государственный медицинский университет

Стаж работы: 15 л.

ФГБОУ Ульяновский Государственный университет

Стаж работы: 5 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор суточной нормы воды


Рассчитайте суточную норму потребления воды, вводя ваш вес, возраст и уровень активности. Узнайте, сколько воды вам нужно пить для поддержания здоровья и оптимального самочувствия.

Медицинские шкалы


Оценка новорожденного по шкале Апгар


Оцените состояние новорожденного по шкале Апгар, вводя данные о частоте сердцебиения, дыхании, тонусе мышц, рефлексах и цвете кожи. Узнайте, как оценивается общее состояние ребенка сразу после рождения.