Оральный праксис: признаки и диагностика нарушений
Содержание
Оральный праксис играет ключевую роль в формировании речевых и глотательных навыков у человека. Этот термин обозначает способность управлять движениями мышц ротовой полости, включая губы, язык, щеки и нижнюю челюсть. Эти мышцы выполняют скоординированные действия, обеспечивая правильное произношение звуков, жевание и глотание пищи.
От работы орального праксиса напрямую зависит развитие речи у детей и сохранение её качества у взрослых. Любое нарушение в этой области может привести к различным проблемам: от затруднений в произношении отдельных звуков до серьёзных нарушений речевой коммуникации и пищевого поведения.
В рамках этой статьи мы подробно рассмотрим, что такое оральный праксис, как проявляются его нарушения, и какие методы диагностики позволяют своевременно выявить проблему. Особое внимание уделим тому, почему важно обращаться за помощью к специалистам. Задайте вопрос логопеду для уточнения интересующей информации.
Понимание основ орального праксиса важно не только для родителей детей с речевыми проблемами, но и для взрослых, сталкивающихся с последствиями травм, неврологических заболеваний или возрастных изменений, которые могут влиять на речь и глотание.
Анатомо-физиологические основы орального праксиса
Оральный праксис обеспечивается слаженной работой различных структур центральной и периферической нервной системы, а также мышц ротовой полости. Давайте рассмотрим ключевые элементы, участвующие в этом процессе.
Структуры, обеспечивающие оральный праксис
-
Мозг
- Лобная доля головного мозга отвечает за планирование и координацию движений. Именно здесь находятся центры, управляющие моторными навыками, включая артикуляцию и глотание.
- Подкорковые структуры (например, базальные ганглии) участвуют в регуляции тонуса и плавности движений.
- Мозжечок обеспечивает точность и координацию движений.
-
Нервы
В осуществлении орального праксиса задействованы несколько черепно-мозговых нервов:- Тройничный нерв (V пара) иннервирует мышцы нижней челюсти и обеспечивает чувствительность лица.
- Лицевой нерв (VII пара) отвечает за движения губ и мимические мышцы.
- Языкоглоточный нерв (IX пара) участвует в управлении мышцами глотки.
- Подъязычный нерв (XII пара) обеспечивает подвижность языка.
-
Мышцы
- Мышцы губ (круговая мышца рта) участвуют в артикуляции звуков и удержании пищи во рту.
- Мышцы языка (внутренние и внешние) обеспечивают его гибкость и точность движений.
- Жевательные мышцы помогают пережёвывать пищу.
- Мышцы мягкого неба и глотки участвуют в глотании.
Нормальное развитие орального праксиса у детей
Развитие орального праксиса начинается еще в утробе матери. Уже на 12-й неделе беременности у плода наблюдаются первые сосательные и глотательные движения. После рождения развитие орального праксиса проходит несколько стадий:
-
Новорожденный период (0–3 месяца)
Рефлекторные действия, такие как сосание и глотание, являются основными навыками. -
Грудной возраст (3–6 месяцев)
Ребенок начинает изучать возможности своего рта, проявляются первые попытки управления губами и языком. -
Период до года (6–12 месяцев)
Появляется жевание, развивается координация движений губ и языка. К 10–12 месяцам ребенок пробует произносить первые слоги. -
Ранний дошкольный возраст (1–3 года)
Движения становятся более точными, формируются базовые речевые навыки. -
Старший дошкольный возраст (3–6 лет)
Оральный праксис достигает высокой степени развития, ребенок осваивает правильное произношение звуков.
Любые отклонения от этих этапов могут указывать на необходимость консультации с логопедом для раннего выявления и коррекции проблем.
Признаки нарушений орального праксиса
Нарушения орального праксиса проявляются затруднениями в координации движений мышц ротовой полости, что влияет как на речевую, так и на пищевую функции. Симптомы могут быть различными у детей и взрослых, но в основе всегда лежит неспособность управлять необходимыми движениями губ, языка, челюсти и мягкого неба.
Клинические проявления у детей
-
Речевые признаки
- Позднее начало речи или её отсутствие на возрастных этапах.
- Нечеткая, смазанная артикуляция звуков.
- Трудности в произношении сложных звуков, таких как «р», «л», «ш», «ч».
- Путаница при чередовании звуков или слогов (например, ребенок может сказать «лоска» вместо «ложка»).
-
Пищевые признаки
- Затруднения в жевании или откусывании пищи.
- Частые случаи удушья или поперхивания.
- Отказ от твердой пищи, предпочтение мягких текстур.
Клинические проявления у взрослых
У взрослых нарушения орального праксиса чаще всего связаны с последствиями неврологических заболеваний, таких как инсульт, черепно-мозговые травмы, нейродегенеративные процессы (например, болезнь Паркинсона). Основные проявления:
-
Речевые симптомы
- Невозможность четко произносить слова.
- Замедленное или избыточно ускоренное произношение.
- Замена или пропуск звуков, сложности в произношении многосложных слов.
-
Проблемы с глотанием
- Затруднения при проглатывании пищи или жидкости.
- Непроизвольное подтекание слюны.
- Чувство «комка в горле».
Характерные ошибки в движениях языка, губ, челюсти
-
Язык
- Неспособность поднять кончик языка к верхним зубам или нёбу.
- Трудности в выполнении боковых движений.
- Дрожание или слабость языка при попытках движения.
-
Губы
- Недостаточная сила губ для удержания ложки или стакана.
- Невозможность смыкать губы, что приводит к нарушению звуков «п», «б», «м».
-
Челюсть
- Нестабильность движений: челюсть двигается в стороны или не фиксируется на одной линии.
- Щелчки или боль при попытках открыть рот.
Влияние на речевую и пищевую функции
Нарушения орального праксиса оказывают значительное влияние на качество жизни:
- Речь становится неразборчивой, что затрудняет коммуникацию с окружающими. Это может приводить к социальной изоляции, особенно у детей.
- Страдают пищевые функции: человек испытывает трудности с употреблением пищи, что увеличивает риск недоедания или аспирации (попадания пищи в дыхательные пути).
Раннее выявление и коррекция нарушений орального праксиса с помощью специалиста крайне важны для восстановления функций и улучшения качества жизни.
Диагностика
Диагностика нарушений орального праксиса требует комплексного подхода, включающего клинические методы обследования, использование инструментальных исследований и проведение скрининговых тестов. Важно помнить, что своевременная диагностика помогает не только выявить нарушения, но и правильно определить их степень, что существенно влияет на выбор методов лечения и реабилитации.
Методы клинического обследования
-
Анамнез
Психолог или логопед начинает обследование с подробного сбора анамнеза. Это включает вопросы о развитии ребенка, его медицинской истории, наличии травм или заболеваний, которые могли повлиять на развитие орального праксиса. У взрослых внимание уделяется перенесённым инсультам, травмам головы или хроническим заболеваниям (например, болезни Паркинсона). -
Наблюдение за движениями ротовой полости
Специалист наблюдает за движениями губ, языка и челюсти в различных ситуациях: при произнесении звуков, при приеме пищи, при выполнении простых моторных задач (например, растягивание губ в улыбке или движение языка из стороны в сторону). Это позволяет выявить нарушения в координации и точности движений. -
Оценка артикуляции и звукового произношения
Проводится анализ произношения звуков, для чего используется стандартный набор речевых заданий, а также наблюдение за тем, как человек управляет ротовой полостью при артикуляции. -
Оценка глотания
Для диагностики нарушений глотания проверяется способность пациента проглатывать пищу, вода, проверяются реакции на возможные аспирации (попадание пищи в дыхательные пути).
Инструментальные методы диагностики
-
Электромиография (ЭМГ)
Этот метод используется для оценки работы мышц, отвечающих за движения ротовой полости. С помощью ЭМГ можно измерить электрическую активность мышц и выявить нарушения в их функционировании. Это помогает обнаружить гипотонию (пониженный тонус) или гипертонус (повышенное напряжение) мышц языка, губ и челюсти. -
Видеозапись движений
Запись движений с использованием видеокамеры позволяет подробно проанализировать динамику движений и выявить нарушения координации. Это может быть полезно для того, чтобы оценить сложность и точность движений языка и губ при различных артикуляционных упражнениях. Видеозапись также помогает следить за изменениями в процессе реабилитации. -
Томография и рентген
В некоторых случаях может быть полезно использование рентгеновских снимков или компьютерной томографии для оценки состояния анатомических структур, таких как зубочелюстная система, мышцы и мягкие ткани, которые могут быть вовлечены в нарушения орального праксиса.
Скрининговые и стандартизированные тесты
-
Тесты для оценки орального праксиса у детей
В мировой практике существуют специальные шкалы и тесты для выявления нарушений орального праксиса у детей. Примером может служить шкала оценки развития моторных навыков у младенцев, где оценивается способность ребенка выполнять простые действия с использованием рта, такие как сосание, жевание и глотание. -
Стандартизированные тесты для взрослых
Для взрослых существуют стандартизированные тесты, направленные на оценку различных аспектов оральной функции. Например, тесты для оценки функции глотания или артикуляции позволяют оценить, насколько выражены нарушения и какой уровень вмешательства может понадобиться. -
Клинический скрининг
В некоторых случаях используется скрининговый тест для раннего выявления нарушений, которые могут быть не сразу очевидными. Это особенно важно при неврологических заболеваниях, таких как инсульт или болезнь Паркинсона, когда признаки нарушений орального праксиса могут развиваться постепенно.
Объединение различных методов диагностики помогает специалистам составить полное представление о состоянии пациента и определить наиболее эффективные методы лечения и коррекции.
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика нарушений орального праксиса необходима для правильного понимания природы проблемы, так как подобные симптомы могут наблюдаться и при других расстройствах, таких как дизартрия или дисфагия. Правильная диагностика помогает в выборе эффективных методов лечения и реабилитации.
Отличие нарушений орального праксиса от других расстройств
-
Дизартрия
Дизартрия — это расстройство речи, возникающее в результате повреждения нервных структур, ответственных за управление речевыми органами. Основные отличия от нарушений орального праксиса:- Дизартрия затрудняет произнесение слов, но движения ротовой полости (например, движения языка и губ) могут быть сохранены. Произношение становится нечетким из-за недостаточной координации речевых органов, а не из-за невозможности их двигать.
- Нарушения орального праксиса предполагают именно проблему с координацией движений рта, языка и губ, что приводит к трудностям не только в произношении, но и в осуществлении базовых движений, таких как жевание, сосание и глотание.
-
Дисфагия
Дисфагия — это расстройство глотания, связанное с нарушением способности безопасно и эффективно проглатывать пищу и жидкость. В отличие от нарушений орального праксиса:- При дисфагии может быть нарушение координации глотания, которое не обязательно связано с проблемами в движениях языка или губ. Например, нарушенная перистальтика глотки или слабость мускулатуры, ответственной за глотание.
- Нарушения орального праксиса касаются прежде всего начальной стадии процесса глотания, связанной с подготовкой пищи в ротовой полости (пережевывание и формирование пищевого комка), а не с самим процессом глотания.
-
Алалия и апраксия речи
При алалии (невозможности формирования речи из-за недоразвитости речевых центров) и апраксии речи (невозможности выполнения нужных речевых движений) симптомы могут быть схожи с нарушениями орального праксиса, но основное отличие заключается в том, что речь в этих случаях может быть вообще отсутствующей или крайне ограниченной. Нарушения орального праксиса затрагивают только физическое выполнение движений, а не сам процесс формирования речи.
Сопутствующие патологии
-
Неврологические заболевания
Нарушения орального праксиса часто сопровождают различные неврологические расстройства, такие как инсульт, болезнь Паркинсона, церебральный паралич и другие. Эти заболевания могут вызывать следующие проблемы:- Инсульт приводит к повреждению мозговых структур, что может затруднить управление речевыми мышцами и координацию движений рта. Нарушения орального праксиса могут быть следствием инсульта, если повреждены зоны мозга, отвечающие за координацию этих движений.
- Болезнь Паркинсона сопровождается гипокинезией (ограничением движений), что может повлиять на способность человека выполнять даже простые движения, такие как открытие рта или произнесение слов.
- Церебральный паралич и другие неврологические расстройства, влияющие на развитие двигательных навыков, могут вызывать постоянные или временные нарушения орального праксиса, приводя к трудностям в произношении звуков и управлении движениями рта.
-
Ортодонтические и стоматологические проблемы
Нарушения орального праксиса могут быть также связаны с ортодонтическими или стоматологическими патологиями, такими как:- Нарушение прикуса (например, открытый прикус или неправильное положение зубов) может влиять на способность правильно произносить звуки, а также на жевание и глотание пищи.
- Нехватка зубов или проблемы с зубочелюстной системой могут затруднить выполнение ротовых движений. Проблемы с челюстью и зубами могут повлиять на стабильность артикуляции и привести к искажению звуков.
- Недоразвитие или отсутствие некоторых зубов также может влиять на способность эффективно управлять жевательными движениями и создавать правильный пищевой комок.
Для правильной диагностики важно исключить все возможные заболевания и патологии, которые могут повлиять на оральный праксис. Тщательное обследование поможет выявить первичную причину нарушений и выработать подходящий план лечения.
Современные подходы к коррекции
Коррекция нарушений орального праксиса требует комплексного подхода, включающего логопедическую работу, специальные упражнения и, в некоторых случаях, использование вспомогательных технологий. Эффективность лечения зависит от своевременности диагностики, степени нарушений и индивидуальных особенностей пациента.
Логопедическая работа с нарушениями орального праксиса
Логопедическая работа является основным методом коррекции нарушений орального праксиса, поскольку специалист по речи помогает пациенту восстановить утраченные или недостаточно развиты навыки управления движениями ротовой полости. Основные этапы работы логопеда:
-
Диагностика и планирование
Логопед проводит комплексное обследование для определения типа и степени нарушения. Важно выяснить, какие конкретно движения ротовой полости нарушены (язык, губы, челюсть) и какие речевые звуки вызывают трудности. -
Разработка индивидуальной программы
На основе обследования разрабатывается индивидуальная программа, которая может включать упражнения на артикуляцию, улучшение координации движений и развитие силы мышц, отвечающих за речь и глотание. -
Работа с дыханием и голосом
Логопед обучает пациента правильному дыханию при произнесении звуков и организации голосовой функции, чтобы улучшить артикуляцию и повысить чёткость речи. -
Интеграция упражнений в повседневную жизнь
Логопед обучает пациентов выполнению простых упражнений дома, чтобы улучшить навык контроля движений рта, языка и губ в реальных условиях. Важно, чтобы пациент чувствовал прогресс, а терапия была максимально приближена к реальным жизненным ситуациям.
Упражнения для развития моторики языка и губ
-
Упражнения для языка
- Простое выдвижение языка вперёд: пациент вытягивает язык вперёд, стараясь не делать резких движений. Это помогает развить подвижность языка.
- Движения языка в стороны: пациент поочередно двигает язык влево и вправо, стараясь достать им до уголков рта. Это упражнение развивает боковую подвижность языка, необходимую для правильного произношения звуков.
- Поднятие и опускание языка: язык поднимается к верхнему нёбу и опускается вниз, что помогает развить контроль над движениями языка.
-
Упражнения для губ
- Сжатие и расслабление губ: пациент сжимает губы, а затем расслабляет их, создавая натяжение, а затем расслабление. Это помогает развить силу и координацию мышц губ.
- Улыбка и вытягивание губ в трубочку: эта гимнастика развивает гибкость и подвижность губ. Пациент поочередно выполняет упражнение с улыбкой и вытягиванием губ в трубочку.
-
Упражнения для челюсти
- Открывание и закрывание рта: пациент поочередно открывает и закрывает рот, задерживаясь в конечных точках. Это упражнение помогает развить контроль над движениями челюсти.
- Движение челюсти вправо и влево: пациент двигает челюсть в стороны, стараясь выполнить движение плавно и без напряжения.
-
Комбинированные упражнения
- Произношение звуков: комбинирование движений языка и губ с произнесением звуков (например, «па», «та», «ка») помогает отработать координацию и синхронность движений.
- Жевание и глотание: выполняется под контролем логопеда, чтобы развить навыки правильного пережёвывания и проглатывания пищи.
Использование вспомогательных технологий и приборов
С развитием технологий, коррекция нарушений орального праксиса стала более разнообразной и эффективной. Современные вспомогательные устройства и методы могут значительно ускорить процесс восстановления.
-
Электростимуляция
Применение низкочастотной электрической стимуляции мышц (например, с использованием электродов) помогает укрепить слабые или гипотоничные мышцы ротовой полости, такие как язык и губы. Это метод применяется в рамках комплексной терапии, назначаемой специалистом. -
Виртуальные тренажёры
Существуют программы и мобильные приложения, которые используют видеоигры или тренажёры для тренировки движений языка, губ и челюсти. Они могут быть интересными для детей и взрослых, что делает терапию более увлекательной и мотивационной. Такие тренажёры часто включают анимацию или визуализацию движений, что помогает пациенту следить за правильностью выполнения упражнений. -
Видеозапись для самоконтроля
Видеозапись упражнений позволяет пациенту и логопеду отслеживать прогресс, а также корректировать ошибки. Самоконтроль на основе записи помогает пациенту видеть, где требуется больше усилий и что требует корректировки. -
Использование звуковых и вибрационных устройств
Для улучшения артикуляции могут использоваться устройства, которые воздействуют на вибрации рта или гортани. Они стимулируют мышечные рефлексы и помогают улучшить чёткость произношения.
Эти методы помогают не только ускорить восстановление, но и повысить мотивацию пациента, что в свою очередь способствует более активному участию в процессе коррекции и реабилитации.
Профилактика
Профилактика нарушений орального праксиса играет важную роль в предотвращении развития серьёзных нарушений речи и глотания, особенно в детском возрасте. Правильная организация раннего развития, внимание к речевым и моторным навыкам, а также раннее вмешательство при выявлении признаков нарушений помогают снизить риски. Рекомендации для родителей, педагогов и специалистов помогут обеспечить эффективную профилактику и выявление нарушений на ранних стадиях.
Рекомендации для родителей и педагогов
-
Раннее развитие моторики
- Родители должны активно развивать мелкую и крупную моторику у детей. Игры с использованием пальчиков (например, лепка, рисование, перебирать мелкие предметы) способствуют развитию общей моторики, что положительно сказывается на формировании орального праксиса.
- Регулярные игры, в которых используется рот, например, надувание мыльных пузырей, игры с надуванием шариков, помогают развивать силу и координацию мышц губ и языка.
- Педагоги могут включать в развивающие занятия игры на артикуляцию звуков, чтобы стимулировать детей правильно управлять движениями ротовой полости.
-
Ограничение вредных привычек
- Важно следить за тем, чтобы дети не развивали вредные привычки, такие как сосание пальца или употребление пищи только жидкой текстуры. Это может привести к недостаточной тренированности мышц рта и нарушению их развития.
- Родители и педагоги должны прививать детям правильное жевание, стимулировать их к пережёвыванию пищи, что способствует развитию всех необходимых мышц для нормального функционирования орального праксиса.
-
Обогащение сенсорного опыта
- Сенсорная нагрузка на органы чувств, в том числе осязание (через различные текстуры пищи или игрушек), улучшает восприятие и координацию движений рта.
- Дети могут использовать игрушки с различными текстурами для стимулирования тактильной чувствительности в ротовой полости. Это способствует развитию контроля над движениями языка и губ.
-
Контроль за развитием речи
- Родители и педагоги должны следить за нормальным развитием речи у детей. Например, если ребенок не начинает говорить до 2 лет, важно обратиться к специалисту, чтобы исключить возможные отклонения в развитии.
- Уделяйте внимание правильному произношению звуков с раннего возраста. Постоянное проговаривание слов и звуков развивает артикуляционные навыки.
Значение раннего выявления и работы с группами риска
-
Раннее выявление
Раннее выявление нарушений орального праксиса может предотвратить их дальнейшее развитие и осложнения. Чем раньше специалисты (логопеды, педиатры) обратят внимание на возможные отклонения в развитии моторики ротовой полости, тем более эффективным будет вмешательство.- К ранним признакам могут относиться: затруднения с сосанием, жеванием, произнесением звуков, медленное развитие речи, склонность к частому поперхиванию или удушью при приеме пищи.
- Важно следить за развитием не только речи, но и моторики: способность ребенка управлять движениями рта, языка и губ является ключевым элементом в развитии орального праксиса.
-
Работа с группами риска
Особое внимание необходимо уделить детям и взрослым из групп риска, которые имеют предрасположенность к нарушениям орального праксиса:- Дети с задержкой речевого развития, с отклонениями в психомоторном развитии или с заболеваниями центральной нервной системы (например, дети с ДЦП).
- Дети, перенёсшие родовые травмы, черепно-мозговые травмы или перенесшие инфекционные заболевания в раннем возрасте.
- Дети с нарушениями слуха, поскольку проблемы с восприятием звуков могут влиять на развитие правильной артикуляции и координации движений ротовой полости.
Для таких групп детей важна регулярная профилактическая работа с логопедами, неврологами и другими специалистами, чтобы предотвратить развитие серьёзных нарушений и своевременно начать коррекцию.
- Профилактика у взрослых
У взрослых, особенно с заболеваниями, такими как инсульт или болезнь Паркинсона, важно проводить регулярные обследования и занятия с логопедами для предупреждения ухудшения орального праксиса. Это поможет минимизировать развитие вторичных нарушений, таких как затруднения в произношении или глотании.
Таким образом, профилактика нарушений орального праксиса в раннем возрасте и работа с группами риска позволяет избежать множества осложнений в будущем и существенно улучшить качество жизни пациента.
Не нашли ответ?
Задайте вопрос нашим врачам
и получите подробную консультацию.
Понравилась статья - поделитесь с друзьями
Читайте также
Вопросы врачам
Как часто нужно делать гастроскопию при гастрите?
Здравствуйте. Мне поставили диагноз гастрит год назад. Врач...
Какие методы реабилитации существуют?
Добрый день. Я хочу узнать, какие методы реабилитации доступны...
Можно ли мне делать общий наркоз рдв после употребления большого количества алкоголя? Пройдет месяц .
Здравствуйте. Ситуация такая, что переодически выпиваю алкоголь....
Калькулятор площади поверхности тела
Определите площадь поверхности вашего тела, введя ваш рост и вес. Это значение необходимо для расчета дозировок лекарств и оценки энергетических потребностей организма.
Врачи специалисты
Красноярский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, факультет лечебного дела и педиатрии, специальность офтальмология
Стаж работы: 7 л.
Астраханский государственный медицинский университет
Стаж работы: 8 л.
Оценка болевого синдрома по шкале VAS
Оцените интенсивность болевого синдрома по шкале VAS, выбирая значение от 0 до 10, где 0 — отсутствие боли, а 10 — невыносимая боль. Узнайте, насколько выражен болевой синдром и как его можно контролировать.