Как выявить и преодолеть дизорфографию


Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Медицинский редактор

13.01.2025
Время чтения:
35

Содержание


Как выявить и преодолеть дизорфографию

Дизорфография — это специфическое нарушение письма, при котором человек испытывает затруднения в освоении орфографических правил, несмотря на сохранность интеллекта и достаточный уровень речевого развития. Это расстройство связано с нарушениями в работе центральной нервной системы, отвечающей за обработку письменной информации.

Основные проявления

Дизорфография проявляется следующими особенностями:

  • частые орфографические ошибки, не связанные с незнанием правил;
  • трудности в различении букв, имеющих схожее написание (например, «ш» и «щ»);
  • пропуски или замены букв и слогов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • сложности с расстановкой знаков препинания.

При этом почерк у ребенка может оставаться разборчивым, а устная речь — достаточно развитой.

Отличия от других нарушений письма

Важно различать дизорфографию и дисграфию, поскольку это два разных расстройства:

  • Дисграфия характеризуется нарушением процесса написания букв, затруднениями в освоении графомоторных навыков, что приводит к неразборчивому почерку.
  • Дизорфография, в свою очередь, связана с трудностями в применении орфографических правил при письме.

Если вы заметили у ребенка перечисленные признаки, узнайте у логопеда, как правильно провести диагностику и организовать работу над устранением нарушений. Специалист сможет определить природу проблемы и подобрать оптимальные методы коррекции.

Причины развития дизорфографии

Развитие дизорфографии обусловлено совокупностью биологических, социальных и педагогических факторов. Рассмотрим их подробнее.

Биологические факторы

  1. Наследственность
    Исследования показывают, что склонность к нарушениям письма, включая дизорфографию, может передаваться генетически. Если у одного из родителей были аналогичные трудности, вероятность их возникновения у ребенка возрастает.

  2. Особенности мозговой деятельности
    Дизорфография часто связана с нарушениями в работе отдельных отделов мозга, отвечающих за обработку письменной речи. Например, могут быть затруднения в:

  • переработке зрительной информации (трудности в запоминании формы букв);
  • фонематическом восприятии (сложности в различении звуков и их графического отображения);
  • интеграции различных видов информации (соотнесение звуков, букв и их последовательности).

Нарушения кровообращения, гипоксия в перинатальный период или травмы головы также могут способствовать формированию дизорфографии.

Социальные и педагогические причины

  1. Недостаток внимания к орфографии в обучении
    Недостаточная проработка орфографических правил в школьной программе или отсутствие регулярных упражнений на развитие письменной речи могут привести к формированию дизорфографических ошибок.

  2. Педагогические ошибки
    Некорректные методы обучения, перегруженность теорией без достаточного практического применения, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка — всё это создает неблагоприятные условия для освоения грамотного письма.

  3. Неблагоприятная языковая среда
    Если ребенок редко сталкивается с правильной письменной речью (например, в семье отсутствует привычка чтения книг), его навыки орфографии формируются с трудом.

Таким образом, развитие дизорфографии обусловлено как врожденными факторами, так и влиянием внешней среды. Для эффективной коррекции важно учитывать все причины в совокупности.

Признаки дизорфографии у детей и взрослых

Дизорфография может проявляться в любом возрасте, но чаще всего её признаки выявляются у детей в процессе обучения письму. У взрослых симптомы сохраняются, если нарушение не было своевременно скорректировано.

Типичные ошибки в письме

  1. Пропуски букв и слогов
    Ребёнок или взрослый может пропускать отдельные буквы, слоги или даже целые слова в предложении, что значительно затрудняет восприятие текста. Пример: вместо слова «книга» пишется «кнга».

  2. Замены букв
    Часто наблюдаются замены букв, схожих по звучанию или написанию. Например:

  • «т» заменяется на «д» (вместо «тон» — «дон»);
  • «ш» заменяется на «щ» (вместо «шапка» — «щапка»).
  1. Ошибки в написании окончаний и приставок
    Люди с дизорфографией часто допускают ошибки в словах с изменяемыми частями. Например: вместо «вышел» пишут «вышил».

Трудности с запоминанием орфографических правил

Ребёнок или взрослый с дизорфографией испытывает значительные трудности при изучении и применении правил правописания. Даже после многократного повторения правил их использование в письменной речи остаётся нестабильным, а ошибки повторяются.

Замедленное восприятие письменного текста

Людям с дизорфографией сложно быстро и правильно воспринимать письменный текст. Это может проявляться в следующем:

  • замедленное чтение;
  • трудности с выделением ключевой информации;
  • ошибки при копировании текста (например, при переписывании с доски).

Эти признаки негативно сказываются на школьной успеваемости у детей и на профессиональной деятельности у взрослых.

Дополнительные особенности

У взрослых дизорфография может приводить к снижению уверенности в себе, поскольку грамотность играет важную роль в профессиональной и социальной жизни. Важно помнить, что выявление и своевременная коррекция этого нарушения значительно улучшают качество жизни человека.

Методы диагностики

Диагностика дизорфографии требует комплексного подхода, включающего оценку письменной речи, выявление речевых и когнитивных особенностей. Это позволяет не только установить наличие нарушения, но и определить его причины для разработки эффективной программы коррекции.

Педагогическая диагностика

  1. Анализ диктантов и проверочных работ
    Учителя и специалисты по обучению проводят анализ письменных работ ребёнка, обращая внимание на типичные ошибки:
  • пропуски и замены букв;
  • ошибки в окончании слов;
  • неправильное использование приставок и суффиксов.

Этот метод помогает выявить систематические отклонения в письме, которые указывают на дизорфографию.

  1. Оценка письменных заданий
    Проводятся специальные упражнения, включающие написание текстов, словарных диктантов, копирование текста, а также выполнение заданий на вставку пропущенных букв.

Логопедическое тестирование

Логопедическое обследование направлено на выявление речевых нарушений, которые могут быть причиной дизорфографии. Логопед оценивает:

  • фонематический слух (способность различать звуки);
  • звуко-буквенный анализ (умение выделять звуки в слове и соотносить их с буквами);
  • навыки грамматического оформления речи.

Логопед также может предложить задания на составление слов и предложений, определение грамматических основ, что помогает выявить трудности в освоении правил правописания.

Психологическое обследование

  1. Оценка когнитивных функций
    Психологическое тестирование включает изучение памяти, внимания, мышления и восприятия. Эти функции играют ключевую роль в процессе письма.

  2. Диагностика зрительно-моторной координации
    Проблемы с координацией между зрением и движениями руки также могут вызывать ошибки в письме. Психолог оценивает, насколько хорошо ребенок или взрослый выполняет задания на копирование текстов или рисунков.

Комплексный подход

Для получения полной картины диагностика проводится совместно педагогом, логопедом и психологом. Этот подход позволяет точно определить природу нарушения и разработать индивидуальную коррекционную программу.

Современные подходы к коррекции

Эффективная коррекция дизорфографии требует комплексного подхода, который включает логопедическую работу, использование современных методик и интеграцию коррекционных мероприятий в образовательный процесс. Рассмотрим ключевые направления.

Логопедическая работа

  1. Упражнения на развитие фонематического слуха
    Фонематический слух — это способность различать и анализировать звуки речи. Для его развития логопеды используют:
  • задания на определение первого и последнего звука в слове;
  • упражнения на сравнение слов, различающихся одним звуком (например, «дом» — «том»);
  • игры на определение количества слогов в слове.
  1. Звуко-буквенный анализ
    Дети учатся выделять звуки в слове и правильно соотносить их с буквами. Например, слово «молоко» разбивается на звуки и буквы: [м-о-л-о-к-о]. Это помогает закрепить навыки правописания.

  2. Грамматические упражнения
    Особое внимание уделяется развитию навыков словоизменения и правильного построения предложений. Упражнения могут включать:

  • подбор подходящих окончаний;
  • расстановку пропущенных букв и знаков препинания.

Использование методик игровой терапии и мнемотехник

  1. Игровая терапия
    Обучение через игры способствует лучшему усвоению материала. Например:
  • игры на составление слов из букв;
  • кроссворды и головоломки;
  • викторины на знание правил правописания.
  1. Мнемотехники
    Мнемотехники помогают легче запоминать сложные правила и слова. Например, для запоминания написания слова «зеркало» можно использовать фразу: «За Елью Растёт Красивая Аллея Лиственных Олив».

Интеграция коррекционных программ в школьное обучение

  1. Индивидуальные образовательные планы
    Для детей с дизорфографией в школах разрабатываются индивидуальные программы, которые учитывают их особенности. Такие программы включают:
  • дополнительное время на выполнение письменных заданий;
  • облегчённые диктанты;
  • регулярные занятия с логопедом.
  1. Использование технологий
    Современные образовательные платформы и приложения помогают детям осваивать орфографию в интерактивной форме. Например, программы с функцией автоматической проверки ошибок или заданиями на заполнение пропущенных букв.

Важность комплексного подхода

Современные методы коррекции дизорфографии направлены на всестороннее развитие навыков письменной речи. Регулярная работа с логопедом, использование игровых и мнемонических техник, а также поддержка в школе обеспечивают значительное улучшение умений ребёнка и повышают его уверенность в своих силах.

Роль родителей и учителей в преодолении дизорфографии

Дизорфография требует комплексного подхода не только со стороны специалистов, но и активного участия родителей и учителей. Их поддержка, внимание и совместные усилия играют ключевую роль в преодолении этого расстройства и улучшении навыков письма у ребенка.

Поддержка и мотивация ребенка

  1. Психологическая поддержка
    Ребенок, столкнувшийся с трудностями в освоении письма, может испытывать разочарование и заниженную самооценку. Важно, чтобы родители и учителя поддерживали его, хвалили за успехи и поощряли за каждый шаг вперёд. Создание позитивной атмосферы помогает ребенку чувствовать уверенность в своих силах.

  2. Мотивация
    Важно показывать ребенку, что его трудные моменты — это временные трудности, и что с помощью усилий он обязательно научится писать правильно. Мотивационные беседы, использование игровых методов обучения и похвала за успехи помогают укрепить мотивацию и желание учиться.

Совместные занятия и домашние упражнения

  1. Регулярные занятия
    Для преодоления дизорфографии необходима регулярная работа. Родители могут помогать детям делать домашние задания, заниматься с ними после школы, прорабатывая орфографические правила через игры и упражнения. Это позволит закрепить полученные знания и улучшить письменные навыки.

  2. Домашние упражнения
    Практикуйте задания, которые помогут улучшить внимание к орфографии:

  • диктанты с последующей проверкой ошибок;
  • игры на составление и анализ слов;
  • упражнения на различение схожих букв и звуков.

Такой подход помогает развить навыки письма и делает процесс обучения более увлекательным.

Взаимодействие с логопедами и педагогами

  1. Сотрудничество с логопедом
    Логопед является важным специалистом в коррекции дизорфографии. Родители и учителя должны активно взаимодействовать с логопедом, обмениваться наблюдениями и результатами работы. Логопед может рекомендовать дополнительные задания и методики, которые помогут улучшить навыки письма.

  2. Координация с учителями
    Учителя играют ключевую роль в обучении детей с дизорфографией. Важно, чтобы они учитывали особенности ребенка при проведении уроков, давали больше времени на выполнение письменных заданий и регулярно проверяли ошибки. Взаимодействие родителей с учителями помогает обеспечить поддержку ребенку в классе и дома.

Совместные усилия

Коррекция дизорфографии требует работы всей образовательной команды: родителей, учителей и специалистов. Только через взаимодействие и совместные усилия можно добиться значительных успехов в преодолении трудностей с письмом.

Являетесь экспертом в данной области?

Присоединяйтесь к нашей команде врачей
и зарабатывайте на своих знаниях консультируя онлайн.

Присоединяйтесь к команде экспертов врачей

Понравилась статья - поделитесь с друзьями

Читайте также

Вопросы врачам


Как правильно ухаживать за жирной кожей головы и сухими волосами?

Здравствуйте. У меня кожа головы быстро жирнеет, а волосы...

Каковы шансы на успешное зачатие при помощи ИКСИ?

Добрый день. Нам порекомендовали процедуру ИКСИ. Какие у нас...

Когда нужно начинать лечение гиперактивности?

Добрый день. У моего ребенка есть проблемы с концентрацией и...

Медицинские калькуляторы


Калькулятор индекса атерогенности

Определите индекс атерогенности, вводя ваши уровни холестерина. Узнайте, насколько ваш уровень холестерина способствует риску сердечно-сосудистых заболеваний и как его можно улучшить.

Врачи специалисты


Башкирский государственный медицинский университет

Стаж работы: 20 л.

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко

Стаж работы: 3 л.

Ростовский государственный медицинский университет

Стаж работы: 9 л.

Медицинские шкалы


Оценка комы по шкале Глазго

Оцените степень комы по шкале Глазго, оценивая реакции пациента на болевые стимулы, открытие глаз, вербальные ответы и моторные реакции. Узнайте, насколько серьезно нарушено сознание и какая необходима медицинская помощь.