Типы алалии
Алалия подразделяется на несколько видов в зависимости на локализации поражения головного мозга и характера речевых нарушений. Понимание различий между типами этого расстройства позволяет специалистам точнее диагностировать состояние и подбирать оптимальные методы коррекции. Классификация строится на том, какие именно речевые механизмы оказываются нарушенными – восприятие или воспроизведение языковых сигналов.
Моторная алалия
Данная форма возникает при поражении зон мозга, ответственных за производство речи (центр Брока и связанные с ним структуры). Ребенок с моторной алалией понимает обращенную к нему речь, но испытывает значительные трудности при попытке говорить. Характерными особенностями этого типа являются:
- Бедный активный словарный запас при относительно сохранном пассивном
- Затруднения в построении фраз и предложений
- Нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов
- Использование преимущественно простых грамматических конструкций
Дети с моторной алалией часто заменяют слова жестами или мимикой, проявляют речевую инициативу только в эмоционально значимых ситуациях. При этом их познавательные способности и невербальный интеллект обычно соответствуют возрастной норме.
Сенсорная алалия
Эта форма связана с повреждением височных отделов левого полушария (зона Вернике), что приводит к нарушению понимания речи. В отличие от моторного варианта, здесь страдает не воспроизведение, а восприятие языковых сигналов. Ключевые проявления включают:
Фонематический слух у таких детей не развит должным образом – они слышат речь как нечленораздельный поток звуков. Это приводит к вторичным нарушениям экспрессивной речи, так как без понимания невозможно полноценное говорение. Некоторые дети могут механически повторять слова (эхолалия), не осознавая их значения.
Смешанная (смешанная моторно-сенсорная) алалия
Наиболее сложный вариант расстройства, сочетающий признаки обоих описанных типов. При этой форме наблюдаются одновременные нарушения как в восприятии, так и в воспроизведении речи. Клиническая картина включает:
- Грубые затруднения в понимании обращенной речи
- Отсутствие или крайняя ограниченность собственной речи
- Выраженные нарушения фонематического слуха
- Трудности формирования языковых обобщений
Дифференциальная диагностика между типами алалии требует комплексного обследования у невролога, логопеда и сурдолога (для исключения нарушений слуха). Точное определение формы расстройства необходимо для разработки адекватной коррекционной программы и прогнозирования результатов реабилитации.
Атипичные варианты
В клинической практике иногда встречаются атипичные варианты алалии, которые не укладываются в классическую классификацию. К ним относятся:
Оптическая алалия – связана с нарушениями зрительно-пространственного восприятия, что затрудняет усвоение письменной речи. Акустико-мнестическая форма характеризуется специфическими трудностями удержания речевой информации в памяти. Эти варианты требуют особых подходов в диагностике и коррекции, часто сочетая методы логопедии и нейропсихологии.
Остались вопросы?
Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн
Читайте далее:
Вопросы логопедам
Можно ли исправить дислексию у школьника?
Добрый день. У моего ребёнка трудности с чтением и письмом....
Как исправить неправильное произношение звуков?
Здравствуйте. Мой ребёнок не выговаривает некоторые звуки,...
Что делать, если ребёнок заикается?
Добрый день. У моего ребёнка появились признаки заикания. Как это...
Логопеды
Логопед
Уральский государственный педагогический университет
Стаж работы: 31 л.
Логопед, Психолог
МАГУ
Стаж работы: 35 л.
Логопед
Иркутский Государственный педагогический институт
Стаж работы: 53 л.
Калькулятор расчета идеального веса
Калькулятор идеального веса поможет вам определить ваш оптимальный вес с учетом вашего роста, возраста и пола. Введите необходимые данные, чтобы узнать рекомендованный диапазон идеального веса для поддержания здоровья и хорошего самочувствия.
Оценка когнитивных функций по шкале MMSE
Оцените когнитивные функции по шкале MMSE, отвечая на вопросы о памяти, внимании, ориентации и других аспектах умственной деятельности. Узнайте, есть ли изменения в когнитивных способностях и необходимость в дальнейшем обследовании.