Заложило уши в самолете: как избежать баротравмы во время взлета и посадки




Шолтин Николай Андреевич

Автор:

Шолтин Николай Андреевич

Оториноларинголог

10.12.2025
5 мин.

Чувство заложенности в ушах при взлете или посадке самолета — распространенное явление, с которым сталкивается почти каждый авиапассажир. Это ощущение возникает из-за резкого перепада атмосферного давления и является первым сигналом о том, что структуры среднего уха испытывают повышенную нагрузку. Если не предпринять простые профилактические меры, это состояние может перерасти в баротравму уха — повреждение барабанной перепонки и других элементов слуховой системы. К счастью, существует несколько простых и действенных способов, позволяющих выровнять давление и защитить уши во время полета, сделав путешествие комфортным и безопасным.

Почему закладывает уши при полете: механизм развития баротравмы

Чтобы понять, как предотвратить заложенность, важно разобраться в причине ее возникновения. В основе этого процесса лежит работа евстахиевой трубы (также известной как слуховая труба) — небольшого канала, который соединяет полость среднего уха с носоглоткой. Ее главная задача — выравнивать давление воздуха внутри среднего уха с давлением окружающей среды. В обычном состоянии слуховая труба закрыта, но она открывается на короткое время при глотании, зевании или жевании.

Во время полета ситуация меняется:

  • При взлете: Самолет набирает высоту, и давление воздуха в салоне снижается. Давление в среднем ухе становится выше, чем снаружи. Избыток воздуха обычно легко выходит через евстахиеву трубу, что может сопровождаться легким щелчком или хлопком.
  • При посадке: Процесс идет в обратном направлении. Самолет снижается, и давление в салоне быстро растет. Давление снаружи становится выше, чем в среднем ухе. Это «вдавливает» барабанную перепонку внутрь, вызывая ощущение заложенности и дискомфорта. Чтобы давление выровнялось, воздух должен поступить в среднее ухо через слуховую трубу. Если она по какой-то причине плохо функционирует (например, из-за отека), возникает значительная разница давлений, которая и приводит к боли и риску развития аэроотита, или баротравмы среднего уха.

Таким образом, все профилактические меры направлены на то, чтобы помочь слуховой трубе открываться чаще и эффективнее, особенно в самый критический момент — во время снижения и посадки самолета.

Факторы риска: кто больше подвержен заложенности ушей

Хотя с заложенностью ушей в самолете может столкнуться любой человек, некоторые группы людей подвержены большему риску из-за особенностей анатомии или текущего состояния здоровья. Понимание этих факторов помогает подготовиться к полету более тщательно.

Вот основные категории пассажиров, которым следует уделить особое внимание профилактике баротравмы уха:

  • Дети, особенно младенцы. У маленьких детей евстахиева труба короче, уже и расположена более горизонтально, чем у взрослых. Это затрудняет естественное выравнивание давления.
  • Пассажиры с заболеваниями ЛОР-органов. Насморк, синусит, аллергический ринит или любое другое состояние, вызывающее отек слизистой оболочки носа и носоглотки, напрямую нарушает проходимость слуховой трубы.
  • Люди с хронической дисфункцией евстахиевой трубы. У некоторых людей этот канал работает недостаточно эффективно даже в обычном состоянии.
  • Пассажиры с аномалиями строения. Искривление носовой перегородки, аденоиды (особенно у детей) или полипы в носу могут механически блокировать устье слуховой трубы.
  • Спящие пассажиры. Во сне человек глотает и зевает реже, поэтому давление не выравнивается своевременно. Просыпаться от резкой боли в ухе во время посадки — частая ситуация.

Профилактика баротравмы уха: простые и эффективные методы

Ключ к предотвращению дискомфорта и баротравмы среднего уха — это активные действия, направленные на стимуляцию открытия евстахиевой трубы. Эти приемы следует выполнять во время взлета и, что особенно важно, на протяжении всего периода снижения самолета, который обычно начинается за 20–30 минут до приземления.

Для выравнивания давления можно использовать следующие техники:

  • Глотание и зевание. Самые простые и естественные методы. Во время глотка или зевка мышцы глотки сокращаются и открывают устье слуховой трубы. Можно пить воду небольшими глотками или рассасывать леденцы.
  • Жевание. Жевательная резинка также стимулирует выработку слюны и частые глотательные движения, помогая поддерживать проходимость слуховой трубы.
  • Маневр Вальсальвы. Сделайте неглубокий вдох, закройте рот и зажмите ноздри пальцами. Затем аккуратно, без усилия, попытайтесь выдохнуть через нос. Вы должны услышать легкий щелчок в ушах, что свидетельствует о выравнивании давления. Важно: не прилагайте чрезмерных усилий, так как это может повредить внутреннее ухо.
  • Маневр Тойнби. Зажмите нос и сделайте глотательное движение. Этот метод создает отрицательное давление в носоглотке и помогает открыть евстахиеву трубу. Считается более мягким и безопасным, чем маневр Вальсальвы.
  • Не спать во время посадки. Старайтесь бодрствовать в заключительной фазе полета, чтобы сознательно выполнять описанные выше упражнения и вовремя реагировать на чувство заложенности.

Специальные средства и приемы для подготовки к полету

Если вы находитесь в группе риска, например, летите с насморком, стандартных методов может быть недостаточно. В таких случаях рекомендуется прибегнуть к дополнительным мерам, которые помогут снизить отек и улучшить функцию слуховой трубы.

Перед полетом, особенно при наличии заложенности носа, целесообразно использовать сосудосуживающие капли или спреи. Их следует применять примерно за 30–60 минут до взлета и за 30–60 минут до начала снижения. Эти средства уменьшают отек слизистой оболочки носоглотки, в том числе вокруг устья евстахиевой трубы, облегчая прохождение воздуха. Важно помнить, что сосудосуживающие препараты имеют противопоказания и не предназначены для длительного использования. Перед их применением желательна консультация врача.

Еще одним вспомогательным средством являются специальные беруши для полетов. В отличие от обычных, они не блокируют ушной канал полностью, а имеют встроенный фильтр, который замедляет изменение давления на барабанную перепонку. Это дает слуховой трубе больше времени для адаптации. Такие беруши могут быть особенно полезны для людей, которые часто испытывают сильную боль в ушах при перелетах.

Что делать, если летит ребенок: помощь самым маленьким пассажирам

Дети, особенно младенцы, не могут сознательно выполнять упражнения для выравнивания давления. Поэтому задача родителей — помочь им. Плач ребенка во время посадки часто является не капризом, а реакцией на сильную боль в ушах.

Чтобы облегчить состояние ребенка, воспользуйтесь следующими рекомендациями, собранными в таблице.

Возрастная группа Рекомендуемые действия Почему это работает
Младенцы (до 2 лет) Во время взлета и особенно посадки предложите грудь, бутылочку со смесью/водой или пустышку. Сосательные и глотательные движения являются самым эффективным способом стимуляции открытия слуховой трубы у младенцев.
Дети дошкольного возраста (2–6 лет) Предложите пить воду или сок через трубочку. Дайте леденец на палочке. Поиграйте в игру «кто дольше позевает» или «надуй щеки как хомяк». Эти действия также задействуют мышцы, отвечающие за открытие евстахиевой трубы, но в игровой форме, понятной и интересной ребенку.
Дети школьного возраста (от 6 лет) Объясните, как правильно зевать, глотать или очень осторожно выполнять маневр Вальсальвы. Дайте жевательную резинку или леденцы. В этом возрасте дети уже способны понять объяснения и сознательно выполнять необходимые действия для облегчения дискомфорта.

Когда заложенность ушей — повод обратиться к врачу

Обычно чувство заложенности проходит самостоятельно в течение нескольких минут или часов после приземления. Однако в некоторых случаях симптомы могут сохраняться или даже усугубляться, что указывает на развитие полноценной баротравмы среднего уха. Обращение к оториноларингологу необходимо, если после полета у вас наблюдаются следующие признаки:

  • Сильная, непроходящая боль в ухе.
  • Заложенность и снижение слуха, которые не проходят более суток.
  • Появление шума или звона в ушах (тиннитус).
  • Сильное головокружение (вертиго).
  • Выделения из уха (жидкость или кровь).

Эти симптомы могут свидетельствовать о серьезном повреждении, таком как скопление жидкости в среднем ухе (экссудативный отит), кровоизлияние или даже разрыв барабанной перепонки. Своевременная диагностика и лечение помогут избежать осложнений и сохранить слух.

Список литературы

  1. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология: учебник для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 656 с.
  2. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. Руководство для врачей. В 2 томах. — М.: Медицина, 2005. — Том 1. — 648 с.
  3. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1994. — 288 с.
  4. Rosenfeld R.M., Shin J.J., Schwartz S.R., et al. Clinical Practice Guideline: Otitis Media with Effusion (Update). // Otolaryngology–Head and Neck Surgery. — 2016. — Vol. 154(1S). — P. S1–S41.
  5. Bluestone C.D. Eustachian tube: structure, function, role in otitis media. — PMPH-USA, 2005. — 350 p.
  6. Decompression Sickness and Barotrauma. In: Bove and Davis' Diving Medicine. 5th ed. / Ed. by A.A. Bove. — Philadelphia: Saunders Elsevier, 2015. — P. 123–146.

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы оториноларингологам

Все консультации отоларингологов


3 месяца назад переболела гриппом. С тех пор появилось...



У меня уже больше месяца периодичски болит горло, там уже...



Болела простудой полечилась но потом заложило уши я думаю что...



Врачи оториноларингологи

Все оториноларингологи


Оториноларинголог, Детский оториноларинголог

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Стаж работы: 8 л.

Оториноларинголог

Алтайский государственный медицинский университет

Стаж работы: 16 л.

Оториноларинголог

Омский государственный медицинский университет

Стаж работы: 9 л.