Зрительная аура при мигрени у детей: как объяснить ребенку эти ощущения




Магомедова Айслу Шукуровна

Автор:

Магомедова Айслу Шукуровна

Детский невролог

09.11.2025
4 мин.

Объяснить ребенку, что такое зрительная аура при мигрени, — одна из самых сложных задач для родителей. Когда ребенок внезапно начинает видеть вспышки света, зигзаги или искаженные предметы, его первая реакция — страх. Ваша задача — не просто успокоить, а дать понятное и безопасное объяснение этим необычным явлениям. Правильный разговор помогает снизить тревожность, укрепить доверие между вами и научить ребенка не бояться своего состояния, что критически важно для дальнейшего наблюдения и лечения.

Что такое зрительная аура и почему она пугает ребенка

Зрительная аура — это временное неврологическое явление, которое возникает в головном мозге и предшествует приступу мигрени или сопровождает его. Важно понимать и объяснить ребенку, что проблема не в глазах. Его зрение в порядке. Аура — это результат кратковременной волны электрической активности, которая проходит по зрительной коре головного мозга, той части, что отвечает за обработку изображений. Этот процесс можно сравнить с небольшой и безвредной «электрической бурей» или «перезагрузкой» в мозге.

Ребенка пугает непредсказуемость и странность этих ощущений. Он не понимает, почему видит то, чего нет на самом деле. Дети могут думать, что они сходят с ума, что у них серьезная болезнь глаз или что им это кажется. Их мир на несколько минут становится искаженным и ненадежным. Основная причина страха — неизвестность. Когда вы даете явлению название и простое объяснение, вы забираете у страха его главную силу.

Ключевые принципы разговора с ребенком об ауре

Чтобы разговор был продуктивным и успокаивающим, важно придерживаться нескольких основных правил. Ваша цель — создать атмосферу безопасности и понимания, а не напугать еще больше. Подход должен быть последовательным и чутким к состоянию ребенка.

  • Выбирайте правильное время. Не стоит начинать серьезный разговор в момент, когда ребенок испытывает ауру или сильную головную боль. Лучшее время — когда он чувствует себя хорошо, спокоен и готов к диалогу.
  • Сохраняйте спокойствие. Дети очень чутко считывают эмоции родителей. Если вы будете паниковать, ваша тревога передастся ребенку. Говорите уверенным, ровным и доброжелательным тоном.
  • Признайте и подтвердите его чувства. Начните с того, что вы верите ему. Фразы «Я понимаю, что это, должно быть, очень странно и страшно» или «Спасибо, что рассказал мне об этом» помогают ребенку почувствовать, что он не один и его воспринимают всерьез.
  • Нормализуйте ситуацию. Объясните, что такие «фокусы» со зрением бывают и у других детей, и даже у взрослых. Это часть особого вида головной боли, который называется мигренью. Знание того, что он не единственный, кто это переживает, значительно снижает тревогу.
  • Подчеркните временный характер ауры. Обязательно скажите, что эти зрительные эффекты всегда проходят. Они не остаются навсегда и не могут повредить глазам или мозгу. Это просто короткий эпизод, который нужно переждать.

Как описать зрительную ауру простыми словами: аналогии и метафоры

Дети лучше всего воспринимают информацию через образы и сравнения. Сложные медицинские термины их только запутают. Используйте простые и понятные аналогии, чтобы объяснить, что происходит с их зрением. Ниже приведены примеры, как можно описать разные типы зрительных нарушений.

Симптом ауры Простое объяснение или аналогия
Мерцающие огни, точки или вспышки (фотопсии) «Представь, что кто-то включил новогоднюю гирлянду или фонарик прямо у тебя в голове. Это мозг играет со светом, и скоро он выключит эти огоньки».
Зигзагообразные линии (мерцательная скотома) «Это похоже на то, как будто ты смотришь через калейдоскоп или на узоры на воде. Мозг на короткое время рисует такие картинки, а потом они исчезают».
Слепое пятно или выпадение части поля зрения (скотома) «Это как будто на картинке появилось пятнышко, написанное невидимыми чернилами. Оно скоро высохнет, и ты снова будешь все видеть целиком».
Искажение размеров или формы предметов (метаморфопсии) «Помнишь комнату смеха с кривыми зеркалами? Твой мозг на несколько минут становится таким „кривым зеркалом“. Он немного искажает то, что видят глаза, но потом все снова становится нормальным».

Помогаем ребенку описать свои ощущения для врача

Точное описание ауры — это ключ к правильной диагностике мигрени у детей. Однако ребенку может быть трудно подобрать слова. Ваша задача — помочь ему сформулировать свои ощущения. Это можно сделать в игровой форме, например, предложив нарисовать то, что он видел. Также можно задавать наводящие вопросы, когда приступ уже прошел и ребенок спокоен.

Вот список вопросов, которые помогут собрать важную информацию для невролога:

  • Что именно ты видел? Это были огоньки, линии, пятна или что-то еще?
  • Какого они были цвета? Были ли они яркими или тусклыми?
  • Они двигались или стояли на месте? Если двигались, то как?
  • Эти картинки были в одном глазу или в обоих?
  • Как долго ты это видел? (Сравните с чем-то понятным: как мультик, как песня).
  • После того как картинки исчезли, у тебя начала болеть голова?
  • Ты мог в это время читать или видеть лица людей?

Записывайте ответы ребенка. Эти записи, а также его рисунки, будут очень ценной информацией для врача и помогут поставить точный диагноз.

Чего нельзя говорить и делать во время разговора

Неправильно подобранные слова или действия могут не только не помочь, но и усугубить страх ребенка. Важно избегать распространенных ошибок, которые родители допускают из лучших побуждений.

  • Не отмахивайтесь от его жалоб. Фразы вроде «Тебе показалось», «Не выдумывай» или «Просто не обращай внимания» недопустимы. Они заставляют ребенка чувствовать себя одиноким и непонятым, что может привести к тому, что он перестанет делиться своими переживаниями.
  • Не используйте пугающие медицинские термины. Избегайте слов «галлюцинации», «нарушение мозгового кровообращения» или «припадок». Эти термины имеют серьезные коннотации и могут напугать ребенка еще сильнее.
  • Не паникуйте и не показывайте свой страх. Ваша паника будет для ребенка сигналом, что происходит что-то действительно ужасное. Даже если вы очень обеспокоены, сохраняйте внешнее спокойствие.
  • Не заставляйте его описывать ауру в деталях во время самого приступа. В этот момент ребенок уязвим и напуган. Все расспросы лучше отложить на потом, когда он будет чувствовать себя в безопасности.

Помните, что ваша поддержка, спокойствие и правильные слова — это лучшее лекарство от страха. Объясняя ребенку суть зрительной ауры, вы не просто даете ему информацию, а вооружаете его знанием, которое помогает справляться с проявлениями мигрени и жить полноценной жизнью.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Мигрень». Разработчик: Всероссийское общество неврологов, Общество специалистов по неотложной кардиологии. Утверждены Минздравом РФ, 2021.
  2. Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS). The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition. Cephalalgia. 2018;38(1):1-211.
  3. Гузева В.И. (ред.). Детская неврология. Клинические рекомендации. В 2-х томах. — М.: МЕДпресс-информ, 2019.
  4. Kliegman R.M., St. Geme J.W., Blum N.J., et al. (eds.). Nelson Textbook of Pediatrics. 21st ed. — Philadelphia, PA: Elsevier, 2020.
  5. World Health Organization (WHO). Headache disorders. Fact sheet. Published April 8, 2024.

Остались вопросы?

Задайте вопрос врачу и получите квалифицированную помощь онлайн

Читайте также по теме:

Вернуться к общему обзору темы:

Вопросы детским неврологам

Все консультации детских неврологов


Эпиактивность

Здравствуйте. Обратились к неврологу с жалобами на...

Аутизм

Здравствуйте, есть подозрения на аутизм у дочери в 1,8.Проходя...

Микроцефалия

Здравствуйте! Переживаю есть у ребёнка микроцефалия .. Сыну...

Врачи детские неврологи

Все детские неврологи


Детский невролог

Астраханский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Детский невролог

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Стаж работы: 14 л.

Детский невролог, Невролог

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Стаж работы: 30 л.