Артикуляционные упражнения для детей разных возрастов




Подбор упражнений артикуляционной гимнастики требует учета возрастных особенностей развития речевого аппарата. На каждом этапе взросления у детей формируются новые возможности для освоения сложных артикуляционных позиций, что необходимо учитывать при составлении комплексов. Специалисты выделяют несколько ключевых возрастных периодов, для каждого из которых характерны свои оптимальные упражнения.

Принципиальное значение имеет постепенное усложнение заданий по мере роста ребенка. Начинать всегда следует с простейших движений, направленных на общее развитие подвижности речевых органов, и только потом переходить к специализированным упражнениям для конкретных звуков. Важно соблюдать эту последовательность, чтобы не создавать излишней нагрузки на еще неокрепшие мышцы.

Для малышей 2-3 лет

В младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика носит преимущественно игровой характер. Основная цель занятий - пробудить интерес к работе с речевым аппаратом и развить базовую подвижность языка и губ. Упражнения выполняются по подражанию, желательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения.

Хорошо подходят простые образные задания: "часики" (перемещение языка из угла в угол рта), "киска сердится" (выгибание спинки языка), "лопатка" (расслабленный широкий язык на нижней губе). Продолжительность занятий не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не устал. Важно сопровождать упражнения эмоциональными комментариями и использовать яркие игрушки для создания игровой ситуации.

Для детей 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте можно вводить более сложные упражнения, направленные на отработку конкретных групп звуков. В этот период особенно полезны задания на развитие переключаемости артикуляционных поз и точности движений. Длительность занятий увеличивается до 7-10 минут, можно включать до 5-6 различных упражнений за один раз.

Эффективны такие упражнения как "маляр" (язык "красит" нёбо от зубов к горлу), "грибок" (присасывание языка к нёбу), "гармошка" (удержание "грибка" с одновременным открыванием-закрыванием рта). На этом этапе важно начинать работу над дифференциацией свистящих и шипящих звуков, используя соответствующие артикуляционные позы.

Для дошкольников 6-7 лет

В старшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика становится более целенаправленной и может использоваться для подготовки к школе. Упражнения усложняются, добавляются комбинации различных движений, увеличивается время удержания статических поз (до 10-15 секунд). Продолжительность занятий достигает 10-15 минут.

Особое внимание уделяется упражнениям для сонорных звуков ("л" и "р"): "индюк" (быстрые движения языком по верхней губе), "дрожалка" (вибрация губ или языка). Вводятся задания на развитие воздушной струи: "футбол" (загонять ватный шарик в ворота струей воздуха), "снежинка" (удерживать кусочек бумажки на кончике носа с помощью воздушного потока).

Для младших школьников

У детей 7-10 лет артикуляционная гимнастика приобретает коррекционную направленность и может использоваться для исправления уже имеющихся дефектов произношения. Упражнения становятся более осознанными, ребенок может самостоятельно контролировать качество их выполнения. Продолжительность занятий может достигать 15-20 минут.

Особенно полезны сложные комбинированные упражнения: одновременное движение языка в определенном направлении с удержанием нужного положения губ, чередование различных артикуляционных поз в быстром темпе. Активно используются упражнения для развития речевого дыхания и голосовой модуляции. В этом возрасте можно вводить элементы логопедического самомассажа органов артикуляции.

Примерный комплекс упражнений для разных возрастных групп:

  • 2-3 года: "Поцелуйчики" (вытягивание губ трубочкой), "Блинчик" (расслабленный язык на нижней губе)
  • 4-5 лет: "Чашечка" (поднятие боковых краев языка), "Иголочка" (узкий напряженный язык)
  • 6-7 лет: "Барабан" (постукивание кончиком языка за верхними зубами), "Пароход" (произнесение "ды-ды-ды")
  • 7-10 лет: "Моторчик" (вибрация языка), "Художник" (обведение языком контура губ)

Рекомендации по проведению занятий

Независимо от возраста ребенка, существуют общие правила организации артикуляционной гимнастики. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, лучше в первой половине дня. Ребенок не должен быть уставшим или голодным. Важно обеспечить правильную позу - спина прямая, плечи расслаблены, подбородок в нейтральном положении.

Для детей с особыми потребностями (нарушениями речи, неврологическими проблемами) комплексы упражнений должны подбираться индивидуально специалистом. В таких случаях может потребоваться более длительный этап подготовки артикуляционного аппарата перед введением сложных упражнений. Главное - соблюдать принцип постепенности и не форсировать события, чтобы не вызвать негативного отношения к занятиям.

Вопросы врачам


По поводу инвалидности

Здраствуйте, я военнослужащий уволеный по военной травме по...

Как лечить хронический бронхит, если кашель не проходит?

Здравствуйте. У меня хронический бронхит, и кашель не проходит...

Покраснения на руках

Ребёнок болеет неделю скарлатиной. Пьёт антибиотик, также...

Врачи специалисты


1999-2005, Астраханская Государственная Медицинская Академия, лечебный факультет, лечебное дело

Стаж работы: 10 л.

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 27 л.

ФГБОУ ВО «РязГМУ им.академика И.П.Павлова» Министерства Здравоохранения РФ

Стаж работы: 5 л.

Медицинские калькуляторы


Калькулятор нормы артериального давления


Рассчитайте норму артериального давления, учитывая ваш возраст и пол. Узнайте, соответствует ли ваше давление здоровым показателям и когда стоит обратить внимание на его коррекцию.

Медицинские шкалы


Оценка функции печени по шкале Child-Pugh


Оцените функцию печени по шкале Child-Pugh, вводя данные о билирубинемии, альбумине, времени протрамбина и других показателях. Узнайте степень тяжести заболевания печени и возможности для лечения.