Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей


Автор: Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Дата публикации: 09.01.2025


Содержание


Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие моторики органов речи — губ, языка, нёба, челюстей и других частей, участвующих в формировании звуков и слов. Такие упражнения играют важную роль в развитии речи у детей, поскольку помогают улучшить координацию движений, необходимую для правильного произношения. Важно отметить, что артикуляционная гимнастика оказывает влияние не только на физическое развитие речевых органов, но и на развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Для детей раннего возраста и дошкольников артикуляционные упражнения становятся важным этапом в становлении речи, поскольку позволяют укрепить мышцы, которые отвечают за произнесение звуков. Проблемы с правильным произношением могут возникать из-за слабости или неразвитыми мышц этих органов, и артикуляционная гимнастика помогает устранить эти проблемы, улучшив дикцию и общее развитие речи.

Роль артикуляционных упражнений не ограничивается только корректировкой произношения. Они также развивают внимательность, слух, координацию движений и способность ребенка правильно контролировать свои действия. Это способствует лучшему восприятию речи, увеличивает словарный запас и помогает ребенку быстрее освоить грамматику.

Занимаясь артикуляционной гимнастикой, можно улучшить не только произношение звуков, но и скорректировать нарушения, связанные с речевыми патологиями, такими как дизартрия (нарушение координации речевых движений), заикание и другие расстройства речи. Однако в случае более серьезных нарушений, когда ребенок не может самостоятельно справиться с проблемами произношения, обращайтесь к логопеду. Специалист поможет диагностировать проблему и предложит индивидуальный подход к исправлению недостатков.

Польза артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика оказывает многообразное влияние на развитие речи и способствует улучшению множества навыков, необходимых для полноценного общения. Рассмотрим основные преимущества таких упражнений.

Влияние на развитие речи и улучшение дикции

Одним из главных эффектов артикуляционной гимнастики является улучшение дикции, то есть четкости произношения звуков и слов. Регулярные тренировки помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что способствует лучшему контролю над движениями органов речи. Это важно для правильного произношения звуков, особенно у детей, у которых могут быть проблемы с артикуляцией. Чем лучше развито произношение, тем легче ребенку будет освоить новые слова, выражать мысли и понимать речь окружающих. Упражнения также способствуют улучшению мелкой моторики, что непосредственно влияет на развитие других навыков, таких как письмо.

Коррекция нарушений речи (дислалия, заикание)

Одной из главных целей артикуляционной гимнастики является коррекция различных нарушений речи. Дислалия — это нарушение произношения звуков, когда ребенок не может правильно произнести отдельные звуки (например, заменяет «р» на «л»). Артикуляционная гимнастика помогает развить правильную артикуляцию и устранить эти ошибки. Также она может быть полезной при таких расстройствах, как заикание, когда у ребенка возникают трудности с плавностью речи. Регулярные занятия помогают наладить ритм речи, нормализовать темп произношения и избавиться от заикания.

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика способствует развитию моторики органов речи, таких как губы, язык, мягкое нёбо и челюсти. Важно, чтобы все эти части тела работали слаженно, что необходимо для точного и правильного произношения. Упражнения для укрепления этих мышц не только помогают улучшить речь, но и повышают общую координацию движений, что полезно в целом для физического развития ребенка. Укрепление мышц также может предотвратить такие расстройства, как неправильный прикус или нарушение жевательных функций.

Повышение концентрации и координации

Артикуляционные упражнения требуют от ребенка концентрации и внимательности, поскольку необходимо следить за движениями мышц и точно выполнять действия. Такой процесс помогает развивать внимание, усидчивость и способность сосредотачиваться на деталях. Это также улучшает общую координацию движений, что важно для многих других областей развития, например, для овладения навыками письма, рисования или даже спортивных упражнений. Кроме того, улучшение концентрации способствует более успешному восприятию и усвоению речи, а также помогает ребенку легче запоминать новые слова и фразы.

Таким образом, артикуляционная гимнастика оказывает комплексное положительное воздействие на развитие речи, улучшение дикции, устранение речевых нарушений, а также способствует развитию общей моторики и внимания.

Основные принципы выполнения упражнений

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективной, важно соблюдать несколько ключевых принципов, которые помогут детям правильно выполнять упражнения и достичь наилучших результатов. Эти принципы включают правильную постановку речи и дыхания, режим занятий и продолжительность, а также индивидуализацию упражнений в зависимости от возраста ребенка.

Правильная постановка речи и дыхания

Одним из основополагающих принципов артикуляционной гимнастики является правильная постановка речи и дыхания. Правильная артикуляция невозможна без правильного контроля над дыханием. Дыхание должно быть ровным и спокойным, не прерывистым. Ребенок должен учиться дышать не только через нос, но и осваивать правильное ротовое дыхание для произнесения некоторых звуков. Важно следить за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание и не напрягался в процессе выполнения упражнений, так как это может привести к утомлению.

Кроме того, правильная постановка речи предполагает активное участие всех частей артикуляционного аппарата. Нужно уделять внимание тому, чтобы ребенок правильно держал язык, губы, челюсти и использовал их в соответствии с требованиями произношения. Для этого следует постепенно вводить более сложные упражнения, начиная с базовых, чтобы развивать координацию и точность движений.

Режим занятий и продолжительность

Занятия артикуляционной гимнастикой должны быть регулярными, но не слишком долгими, особенно для маленьких детей. Оптимальная продолжительность одного занятия — от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка и его концентрации. Для детей младшего возраста рекомендуется делать несколько коротких занятий в день, чтобы не перегрузить их, а для более старших детей занятия могут быть длиннее и проводиться 2–3 раза в неделю.

Важно помнить, что такие тренировки требуют терпения и систематичности. Регулярность занятий и постепенное увеличение их продолжительности способствуют развитию нужных навыков и укреплению мышц артикуляционного аппарата. При этом важно избегать перенапряжения, чтобы ребенок не потерял интерес к упражнениям.

Рекомендации по индивидуализации упражнений для разных возрастных групп

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для младших детей (1-3 года) упражнения должны быть простыми, направленными на развитие базовых движений — поднимание и опускание языка, движение губ, вращение челюстями. Занятия должны быть игровыми, с использованием игрушек и предметов, которые стимулируют интерес к процессу.

Для детей старшего возраста (4-6 лет) можно включать более сложные упражнения, такие как произношение звуков и слов, укрепление мышц лица и языка с помощью специальных техник. Упражнения для этой возрастной группы могут быть как в игровой, так и в более целенаправленной форме, например, для коррекции дефектов произношения или для развития правильного дыхания.

Для школьников и более старших детей (7 лет и старше) могут быть введены дополнительные задачи, такие как работа над интонацией и ритмом речи, а также упражнения для устранения заикания или других речевых нарушений. Важно, чтобы подход к занятиям был индивидуализирован в зависимости от уровня развития ребенка, его речевых навыков и наличия тех или иных нарушений.

Индивидуализация программы упражнений также предполагает учет возможных особенностей здоровья ребенка, таких как заболевания органов дыхания или дефекты зубочелюстной системы. В таких случаях особенно важно проконсультироваться с логопедом, который подберет соответствующие упражнения, учитывая все особенности ребенка.

Упражнения для детей разных возрастов

Артикуляционная гимнастика для детей должна быть адаптирована в зависимости от их возраста и уровня развития речевых навыков. В каждом возрасте есть свои особенности, которые важно учитывать при выборе упражнений. Рассмотрим, какие упражнения подходят для детей младшего возраста, дошкольников и школьников.

Упражнения для детей младшего возраста (1-3 года)

Для детей младшего возраста упражнения должны быть простыми, короткими и увлекательными. Важно, чтобы малыш не уставал и не терял интерес к занятиям. Упражнения должны быть направлены на развитие базовых двигательных навыков артикуляционного аппарата — языка, губ, челюстей.

1. Упражнение «Хлопаем»
Пусть ребенок поднимет губы, как если бы он улыбался, а затем с силой сомкнет их. Повторить несколько раз. Это упражнение помогает развивать мышцы губ.

2. Упражнение «Целуем воздух»
Ребенок должен вытянуть губы вперед, как для поцелуя, а затем резко их расслабить. Повторить несколько раз. Это упражнение развивает подвижность губ.

3. Упражнение «Лизать ложку»
Положите ложку или палец на верхнюю губу, и попросите ребенка "лизать" ее языком, двигая языком влево-вправ. Это помогает развивать подвижность языка.

4. Упражнение «Тянем язык»
Попросите ребенка вытянуть язык максимально вперед и задержать его в таком положении на несколько секунд. Затем предложите тянуть язык в стороны — влево и вправо. Это упражнение укрепляет язык и развивает его гибкость.

Упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет)

Для детей старше трех лет артикуляционная гимнастика может стать более сложной и разнообразной. В этом возрасте дети начинают осваивать более точные движения, направленные на развитие всех частей артикуляционного аппарата.

1. Упражнение «Чистим зубки»
Попросите ребенка открыть рот и изображать процесс чистки зубов, двигая языком в верхнюю и нижнюю часть рта. Это помогает развивать гибкость и подвижность языка.

2. Упражнение «Шарик»
Предложите ребенку представить, что его язык — это шарик, который он должен "катать" по небу рта. Пусть он передвигает язык с одного уголка рта в другой, не задевая зубы. Это упражнение развивает координацию движений.

3. Упражнение «Шипение змеи»
Пусть ребенок произнесет звук «сссс» как змейка. Для этого нужно вытянуть язык вперед и напрячь его, пытаясь создать шипящий звук. Это упражнение укрепляет мышцы языка и способствует формированию правильного произношения свистящих звуков.

4. Упражнение «Улыбка и «р-р-р»»
Попросите ребенка широко улыбнуться, а затем изобразить звуки «р-р-р» с вибрацией, создавая вибрацию в области горла. Это упражнение развивает голосовые связки и помогает в развитии звука "р".

Упражнения для детей школьного возраста (6-12 лет)

Для школьников, у которых уже есть базовые навыки произношения, артикуляционные упражнения становятся более сложными и направленными на устранение дефектов речи или улучшение произношения сложных звуков.

1. Упражнение «Проговаривание слогов с «р»»
Попросите ребенка проговаривать слоги с буквой «р» в разных комбинациях: ра, ре, ро, ру, ри. Это упражнение помогает развить правильное произношение звука "р", который может быть трудным для детей.

2. Упражнение «Выдувание воздуха»
Пусть ребенок надувает щеки, задерживает воздух и затем выпускает его через рот. Важно, чтобы воздух выходил равномерно, что развивает контроль за дыханием и дыхательную силу.

3. Упражнение «Тигр»
Ребенок должен произнести звук «т-т-т», при этом при каждом произнесении он должен делать жест, как если бы он был тигром, готовым к рыку. Это помогает развить точность и чистоту произношения.

4. Упражнение «Повороты языка»
Попросите ребенка, сидя прямо, вытянуть язык и поворачивать его в разные стороны: влево, вправо, вверх, вниз. Затем предложите повторить то же самое, но с закрытым ртом, чтобы он чувствовал работу языка.

Индивидуальные особенности и рекомендации

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика должна быть адаптирована под особенности каждого ребенка. Для детей с нарушениями речи, например, при дислалии или заикании, нужно выбирать специальные упражнения, которые помогут устранить конкретные дефекты произношения. В таких случаях рекомендуется проконсультироваться с логопедом, который подберет подходящие упражнения и график занятий.

Примеры простых артикуляционных упражнений

Для того чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной, важно использовать разнообразные упражнения, направленные на развитие подвижности губ и языка, правильное дыхание и постановку звуков. Также игры и игровые упражнения помогают мотивировать детей и сделать занятия более увлекательными. Рассмотрим несколько простых упражнений, которые помогут улучшить речь и моторику артикуляционного аппарата.

Упражнения для улучшения подвижности губ и языка

1. Упражнение «Целуем воздух»
Пусть ребенок вытянет губы вперед, как будто он целует воздух, и затем расслабит их. Это упражнение помогает развивать подвижность губ, укреплять их мышцы и способствует правильному произношению звуков, таких как «м» и «п».

2. Упражнение «Улыбка»
Предложите ребенку широко улыбнуться, держа губы сомкнутыми, а затем расслабить их. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует укреплению мышц вокруг рта и помогает ребенку стать более уверенным в произнесении звуков, которые требуют улыбки, например, «и», «е».

3. Упражнение «Лизать ложку»
Попросите ребенка вообразить, что он "лизает" ложку, двигая языком влево и вправо по верхнему небу. Это упражнение развивает гибкость и подвижность языка, что важно для правильного произношения звуков «л» и «т».

4. Упражнение «Качели»
Ребенок должен высунуть язык и начать плавно двигать его вверх и вниз, как качели. Это упражнение укрепляет мышцы языка и развивает координацию движений.

Упражнения на дыхание и постановку звуков

1. Упражнение «Шипение змеи»
Попросите ребенка произнести звук «ссссс», как змейка. Пусть он вытянет язык вперед, не закрывая губы, и тянет звук как можно дольше. Это упражнение развивает подвижность языка и способствует правильному произношению свистящих звуков.

2. Упражнение «Вдох через нос — выдох через рот»
Пусть ребенок глубоко вдохнет через нос, а затем выдохнет через рот, представляя, что он выдыхает горячий воздух, который должен быть теплым и спокойным. Это упражнение помогает развить дыхательную силу и контроль над дыханием, что важно для четкости произношения.

3. Упражнение «Фонтан»
Ребенок должен представить, что он — это фонтан, и медленно выпуская воздух через рот, произносить звуки «ш-ш-ш» или «с-с-с», чтобы добиться ровного и продолжительного потока воздуха. Это упражнение развивает контроль дыхания и помогает в постановке свистящих звуков.

4. Упражнение «Пожар»
Предложите ребенку представить, что он тушит пожар, и начать "пыхтеть", выдыхая воздух через рот с каждым звуком «ф-ф-ф». Это упражнение улучшает контроль дыхания и развивает точность произношения звуков «ф» и «в».

Игровые упражнения для мотивации детей

1. Упражнение «Зверюшки»
Предложите ребенку представлять себя разными животными, каждый раз делая различные звуки. Например, "рычать" как лев, "шипеть" как змея, "мычать" как корова и так далее. Это упражнение помогает развивать дикцию и моторику, а также делает процесс тренировки веселым и интересным.

2. Упражнение «Транспорт»
Попросите ребенка представить, что его язык — это поезд, который движется по железной дороге. Пусть он двигает языком вперед и назад, поочередно покачиваясь, как поезд на рельсах. Для усложнения упражнения можно добавить звук «т-т-т», как если бы ребенок был машинистом.

3. Упражнение «Письмо на языке»
Пусть ребенок представит, что его язык — это карандаш, и попросите его "написать" на небе рта различные буквы, двигая языком в разных направлениях. Это упражнение развивает точность движений и помогает улучшить подвижность языка.

4. Упражнение «Звуки природы»
Попросите ребенка изображать звуки природы: ветер (выдыхая воздух с характерным шорохом), дождик (постоянное щелканье языком) или дождевой поток (звук воды, когда ребенок делает плавные выдохи). Это упражнение способствует улучшению дыхания и помогает развить чувствительность к разнообразным звукам.

Игровые упражнения помогают детям не только развивать речь, но и делают процесс занятий более увлекательным и радостным. Они стимулируют активность, повышают интерес к занятиям и, что немаловажно, помогают сформировать правильные речевые навыки в непринужденной, игровой форме.

Рекомендации для родителей и педагогов

Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, важно правильно организовать их, создать комфортные условия для ребенка и избегать типичных ошибок. Рассмотрим ключевые советы, которые помогут родителям и педагогам сделать процесс тренировок продуктивным и увлекательным.

Советы по организации занятий дома и в группе

  1. Создайте комфортную атмосферу
    Занятия должны проходить в спокойной и дружелюбной обстановке. Выберите тихое место, где ребенку будет комфортно. Обеспечьте яркое освещение, чтобы малыш мог видеть движения вашего артикуляционного аппарата и повторять их.

  2. Выбирайте подходящее время
    Проводите занятия тогда, когда ребенок отдохнувший и в хорошем настроении. Уставший или голодный ребенок будет менее сосредоточен и быстро потеряет интерес.

  3. Начинайте с простого
    Вводите упражнения постепенно, начиная с легких и понятных, чтобы ребенок освоил базовые движения. Постепенно увеличивайте сложность по мере прогресса.

  4. Интегрируйте занятия в повседневную жизнь
    Проводите короткие тренировки в игровой форме, например, во время прогулки, перед сном или в перерывах между другими делами. Это помогает сделать занятия регулярными и избежать скуки.

  5. Используйте визуальные и аудиальные материалы
    Показывайте ребенку картинки, видео или демонстрируйте движения артикуляционного аппарата перед зеркалом. Зеркало помогает ребенку видеть свои ошибки и корректировать их самостоятельно.

Роль положительного подкрепления

  1. Хвалите за успехи
    Каждый, даже самый маленький, успех заслуживает похвалы. Ребенку важно чувствовать, что его старания замечены и оценены. Используйте такие фразы, как «Отлично получилось!», «Молодец, продолжаем!» или «Смотри, как у тебя хорошо выходит!»

  2. Используйте поощрения
    Можно применять небольшие награды: наклейки, звездочки или совместное занятие любимым делом. Это повысит мотивацию ребенка продолжать занятия.

  3. Создавайте атмосферу радости
    Старайтесь, чтобы занятия проходили весело. Например, рассказывайте короткие сказки, связанные с упражнениями, или включайте игровую тематику (например, представляйте, что язык — это лопата, а губы — ворота).

Частые ошибки и способы их предотвращения

  1. Нерегулярные занятия
    Если тренировки проводятся нерегулярно, ребенок не сможет закрепить навыки, и прогресс будет замедляться. Установите четкий график и занимайтесь 5–15 минут ежедневно.

  2. Слишком высокая сложность упражнений
    Переход на сложные упражнения без освоения базовых может привести к тому, что ребенок начнет путаться и терять интерес. Следите за уровнем сложности. Не торопитесь, дайте ребенку время на закрепление каждого этапа.

  3. Отсутствие интереса у ребенка
    Если занятия превращаются в рутину или становятся слишком серьезными, ребенок может начать избегать их. Включайте в занятия элементы игры, разнообразьте упражнения и используйте творческий подход.

  4. Давление и критика
    Некоторые родители или педагоги начинают критиковать ребенка за ошибки, что может вызвать стресс и снизить мотивацию. Помните, что ошибки — это естественная часть обучения. Вместо критики показывайте правильное выполнение и мягко объясняйте, как можно улучшить результат.

  5. Игнорирование индивидуальных особенностей
    Использование универсального подхода без учета возраста, уровня развития и личных особенностей ребенка может снизить эффективность занятий. Подбирайте упражнения и темп занятий индивидуально, учитывая речевые и физические особенности ребенка.

Правильная организация занятий и учет особенностей ребенка помогут сделать артикуляционную гимнастику полезной и приятной. Помните, что позитивная атмосфера, регулярность и поддержка взрослых — ключевые факторы, обеспечивающие успех в развитии речи ребенка.

Являетесь экспертом в данной области?

Присоединяйтесь к нашей команде врачей
и зарабатывайте на своих знаниях консультируя онлайн.

Присоединяйтесь к команде экспертов врачей

Понравилась статья - поделитесь с друзьями

Читайте также

Вопросы врачам


Что делать с болями при невралгии тройничного нерва?

Добрый день. У меня невралгия тройничного нерва, и боли стали...

Какие стельки выбрать при плоскостопии?

Добрый день. Мне порекомендовали носить ортопедические стельки...

Как лечить онемение ног при диабете?

Здравствуйте. У меня диабет, и начали неметь ноги. Врач сказал,...

Медицинские калькуляторы


Калькулятор расчета индекса массы тела (имт)

Калькулятор ИМТ поможет вам узнать оптимальное соотношение вашего роста и веса. Введите свои параметры, и получите оценку состояния вашей физической формы. ИМТ поможет определить, есть ли у вас недостаток веса, нормальный вес или избыток.

Врачи специалисты


Тихоокеанский государственный медицинский университет

Стаж работы: 19 л.

ГУЗ ВПО УлГУ

Стаж работы: 7 л.

Байкальский государственный университет

Стаж работы: 18 л.

Медицинские шкалы


Оценка риска диабета по шкале FINDRISK

Оцените риск развития диабета по шкале FINDRISK, отвечая на вопросы о возрасте, весе, уровне физической активности и других факторах. Узнайте, каковы ваши шансы на развитие диабета и какие меры профилактики можно принять.