Дислалия у детей: что это и как лечить


Сергеева Виктория Николаевна - медицинский редактор

Автор:

Сергеева Виктория Николаевна

Медицинский редактор

10.01.2025
Время чтения:
40

Содержание


Дислалия у детей: что это и как лечить

Речь является важным инструментом для общения и познания окружающего мира. Умение правильно произносить звуки играет ключевую роль в развитии ребенка: это влияет на его социальную адаптацию, успеваемость в школе и эмоциональное благополучие. Однако многие дети сталкиваются с трудностями в произношении отдельных звуков, что вызывает беспокойство у родителей.

Одним из распространенных нарушений речевого развития у детей является дислалия — дефект произношения звуков при нормальном слухе и сохранной структуре органов речи. По данным логопедов, дислалия встречается у 30–40% детей дошкольного возраста, что делает проблему особенно актуальной. Своевременная коррекция нарушений может предотвратить развитие более сложных речевых и психологических проблем.

Краткое определение дислалии

Дислалия — это нарушение звукопроизношения, при котором ребенок не может правильно произнести один или несколько звуков. При этом его слух и анатомия органов речи (языка, губ, зубов, мягкого и твердого неба) остаются в пределах нормы.

Дислалия может проявляться по-разному: одни дети заменяют звуки на другие, другие — пропускают их в словах, а третьи — произносят звуки искаженно. Например, вместо звука «р» ребенок может говорить «л», а вместо «ш» — «с». Такие отклонения могут затруднять понимание речи и приводить к коммуникативным проблемам.

Ранняя диагностика и своевременное обращение за помощью к специалисту позволяют успешно скорректировать нарушения звукопроизношения. Именно поэтому важно обратиться за консультацией к логопеду, если у ребенка возникают подобные трудности.

Что такое дислалия

Определение и основные характеристики

Дислалия — это нарушение произношения отдельных звуков, которое наблюдается при сохранном слухе и нормальном строении речевого аппарата. Это одно из наиболее часто встречающихся речевых нарушений у детей, особенно дошкольного возраста.

Основными характеристиками дислалии являются:

  • Замена звуков: один звук заменяется другим, например, «собака» произносится как «шобака».
  • Искажение звуков: звук произносится неправильно, но с сохранением его узнаваемости, например, картавое «р».
  • Пропуск звуков: в слове отсутствует нужный звук, например, «молоко» произносится как «мооко».
  • Добавление лишних звуков: к слову добавляются посторонние звуки, например, «стол» звучит как «стотол».

Такие особенности звукопроизношения могут вызывать сложности в понимании речи, что негативно сказывается на общении ребенка с окружающими.

Виды

Дислалия делится на два основных типа в зависимости от причины возникновения: функциональная и органическая (механическая).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия возникает из-за неправильного формирования речевых навыков при отсутствии анатомических дефектов органов речи. Основные причины:

  • недостаточное внимание к развитию речи у ребенка;
  • подражание неправильной речи взрослых или сверстников;
  • несоответствие уровня речевых требований возрасту ребенка;
  • психоэмоциональные факторы, такие как стресс или чрезмерная требовательность к речи.

Функциональная дислалия делится на:

  • Артикуляторно-фонематическую: ребенок путает близкие по звучанию звуки, например, «с» и «ш».
  • Артикуляторно-фонетическую: звуки произносятся неправильно из-за нарушения движений органов речи, например, неправильное положение языка.

Органическая (механическая) дислалия

Органическая дислалия связана с анатомическими дефектами речевого аппарата, которые мешают правильному произношению звуков. Такие дефекты могут быть врожденными или приобретенными:

  • Врожденные: неправильный прикус, короткая уздечка языка, расщелина губы или неба.
  • Приобретенные: травмы челюсти, утрата зубов, хирургические вмешательства.

В зависимости от дефекта, ребенок может испытывать трудности с произнесением определенных звуков. Например, короткая уздечка языка затрудняет произношение звуков «л», «р».

Для коррекции органической дислалии часто требуется не только работа логопеда, но и помощь других специалистов, таких как стоматолог или хирург.

Каждый вид дислалии требует индивидуального подхода в диагностике и лечении, что подчеркивает важность раннего выявления проблемы.

Причины возникновения

Анатомические предпосылки

Анатомические особенности строения речевого аппарата могут стать причиной дислалии, особенно если они затрудняют правильное произношение звуков. К таким предпосылкам относятся:

  • Короткая уздечка языка: ограничивает подвижность языка, что затрудняет произношение звуков «р», «л», «ш», «ж».
  • Аномалии прикуса: неправильное смыкание зубов влияет на звуки, требующие четкой артикуляции, такие как «с», «з», «ц».
  • Врожденные дефекты губ или неба: расщелина губы или твердого/мягкого неба нарушает формирование воздушного потока, что делает произношение звуков нечётким.
  • Отсутствие зубов или их неправильное расположение: влияет на звуки, связанные с контактом языка и зубов, например, «т», «д», «с», «з».

Эти анатомические отклонения чаще всего приводят к органической (механической) дислалии и требуют консультации стоматолога, хирурга или ортодонта.

Психологические и социальные факторы

Психологическое состояние и социальная среда ребенка также играют важную роль в развитии дислалии. Основные факторы:

  • Подражание неправильной речи: дети склонны копировать речь окружающих, включая родителей и сверстников. Если взрослые или другие дети говорят с дефектами, ребенок перенимает их.
  • Стресс и эмоциональные перегрузки: напряженная обстановка в семье, частые конфликты или чрезмерные требования к ребенку могут тормозить развитие речи.
  • Нехватка внимания к речевому развитию: если родители не общаются с ребенком, не читают ему книги и не учат новым словам, у него могут не сформироваться правильные речевые навыки.

Эти причины чаще всего приводят к функциональной дислалии, которая корректируется логопедическими занятиями и созданием благоприятной атмосферы.

Роль окружающей среды

Окружающая среда оказывает значительное влияние на формирование речевых навыков. Важные аспекты:

  • Недостаточное речевое взаимодействие: если ребенок растет в среде, где с ним мало общаются, его речевые навыки развиваются медленнее.
  • Избыточное использование гаджетов: длительное пребывание за планшетом или телевизором ограничивает живое общение, что негативно сказывается на развитии речи.
  • Речевое развитие в многоязычной среде: одновременное освоение нескольких языков может привести к временным трудностям с произношением звуков.

Таким образом, для предотвращения дислалии важно создать благоприятные условия для развития речи: активно общаться с ребенком, показывать правильное произношение звуков и следить за его эмоциональным состоянием.

Диагностика дислалии

Этапы обследования у логопеда

Диагностика дислалии начинается с комплексного обследования, цель которого — определить причины и характер нарушения звукопроизношения. Логопед проводит несколько этапов диагностики:

  1. Сбор анамнеза
    Логопед беседует с родителями, чтобы выяснить:

    • как развивалась речь ребенка с раннего возраста;
    • были ли в семье речевые нарушения;
    • есть ли у ребенка сопутствующие заболевания (слуховые, неврологические или стоматологические проблемы);
    • какие условия создаются для речевого развития дома.
  2. Осмотр артикуляционного аппарата
    Логопед оценивает состояние и подвижность органов речи — языка, губ, мягкого и твердого неба, а также прикус. Выявляются возможные анатомические дефекты, которые могут затруднять звукопроизношение.

  3. Проверка речевых навыков
    Специалист просит ребенка повторять слова, звуки, слоги и простые фразы. Это позволяет оценить, какие звуки ребенок произносит правильно, а какие заменяет, пропускает или искажает.

  4. Оценка фонематического восприятия
    Логопед проверяет способность ребенка различать звуки, близкие по звучанию (например, «с» и «ш»), так как нарушение слухового восприятия может быть причиной дислалии.

  5. Заключение и план коррекции
    На основании результатов обследования логопед определяет тип дислалии (функциональная или органическая), степень ее выраженности и составляет индивидуальный план коррекционной работы.

Методы диагностики

Артикуляционные пробы

Артикуляционные пробы — это упражнения, которые помогают выявить подвижность и правильность работы органов речи. Логопед предлагает ребенку выполнять следующие задания:

  • Движения языком: поднять язык к верхним зубам, вытянуть его вперед, перемещать из стороны в сторону.
  • Работа губами: вытянуть губы в «трубочку», растянуть в улыбке, попеременно смыкать и размыкать.
  • Контроль воздушной струи: логопед просит ребенка дуть на ватку или перышко, что помогает оценить правильность формирования воздушного потока.

Эти пробы позволяют выявить ограничения в движении органов речи, которые влияют на произношение.

Оценка фонематического восприятия

Этот метод направлен на проверку способности ребенка различать звуки. Логопед использует следующие упражнения:

  • Определение различий в звучании: ребенок должен повторить или указать на слово, которое отличается звуком (например, «сок» и «шок»).
  • Игра «Угадай звук»: логопед называет слова, а ребенок должен определить, какой звук слышится в начале, середине или конце слова.
  • Классификация звуков: ребенок группирует звуки по общим признакам (глухие-звонкие, твердые-мягкие).

Методы диагностики помогают логопеду не только установить причину дислалии, но и выбрать наиболее эффективные упражнения для коррекции звукопроизношения.

Методы коррекции

Логопедические занятия

Логопедические занятия являются основным методом коррекции дислалии. Они проводятся индивидуально или в группе и включают несколько этапов работы:

Постановка звуков

На этом этапе логопед учит ребенка правильно произносить звуки, которые были нарушены. Основные методы постановки звуков:

  • Показ правильного произношения: логопед демонстрирует, как нужно расположить язык, губы и зубы для правильного произнесения звука.
  • Использование зеркала: ребенок смотрит на свои движения и сравнивает их с движениями логопеда.
  • Фонетические упражнения: логопед использует специальные слова, слоги и фразы, которые помогают выделить нужный звук. Например, для постановки звука «р» могут использоваться слова «рыба», «пирог».

Автоматизация звуков

После того как звук поставлен, важно закрепить его в речи ребенка, чтобы он использовался не только в специально заданных упражнениях, но и в повседневном общении. Этот процесс включает:

  • Повторение звуков в различных позициях: логопед предлагает слова, в которых целевой звук стоит в начале, середине или конце.
  • Чтение и пересказ: ребенок читает тексты с большим количеством целевого звука или пересказывает услышанное.
  • Игровые задания: например, найти все предметы в комнате, которые начинаются на нужный звук.

Упражнения для артикуляционного аппарата

Для улучшения работы органов речи и повышения их подвижности логопед рекомендует специальные артикуляционные упражнения. Вот некоторые из них:

  • «Лопатка»: ребенок широко открывает рот и кладет язык на нижнюю губу, расслабляя его.
  • «Часики»: язык поочередно движется к правому и левому уголкам рта.
  • «Грибок»: язык прижимается к верхнему нёбу, создавая ощущение присасывания.
  • «Трубочка»: губы вытягиваются вперед в узкую трубочку.

Регулярное выполнение таких упражнений помогает ребенку развить гибкость и силу артикуляционного аппарата, что способствует правильному произношению звуков.

Роль родителей в коррекционном процессе

Успех коррекции дислалии во многом зависит от участия родителей. Их поддержка и активное вовлечение в процесс помогают ребенку быстрее освоить правильное произношение. Основные задачи родителей:

  • Регулярное выполнение домашних заданий: логопед дает упражнения для закрепления материала, которые важно выполнять ежедневно.
  • Создание благоприятной речевой среды: родители должны говорить четко и правильно, показывая ребенку пример хорошей речи.
  • Поощрение и мотивация: важно хвалить ребенка за успехи, чтобы он чувствовал себя уверенно и с интересом занимался речевой коррекцией.
  • Контроль за правильностью речи в быту: родители помогают ребенку использовать выученные звуки в повседневной жизни, мягко исправляя ошибки.

Таким образом, логопедическая работа, дополненная усилиями родителей, обеспечивает комплексный подход к коррекции дислалии, что позволяет ребенку быстрее освоить правильную речь и уверенно общаться с окружающими.

Профилактика

Профилактика дислалии направлена на предупреждение проблем с произношением звуков, развитие правильной речи и создание благоприятных условий для речевого развития ребенка.

Ранняя диагностика и своевременное лечение

Одним из ключевых аспектов профилактики является раннее выявление проблем с речью. Чем раньше родители заметят отклонения и обратятся за помощью, тем быстрее и эффективнее пройдет коррекция.

Основные рекомендации:

  • Регулярно наблюдать за речевым развитием ребенка с момента появления первых слов.
  • Обращать внимание на особенности звукопроизношения, особенно в возрасте 3–4 лет, когда активизируется речевая функция.
  • Посещать плановые осмотры у логопеда, особенно если в семье были случаи речевых нарушений.
  • Не откладывать лечение: ранняя работа с логопедом значительно повышает шансы на успешную коррекцию.

Развитие правильной речи с раннего возраста

Формирование правильной речи начинается с первых месяцев жизни ребенка. Важно стимулировать речевую активность на каждом этапе его развития:

  • С первых месяцев: общайтесь с ребенком, называйте предметы, объясняйте действия. Это помогает развивать пассивный словарный запас.
  • С 1 года: поощряйте ребенка повторять звуки и слова, играйте в игры, стимулирующие развитие речи (например, «Кто как кричит?»).
  • С 2–3 лет: учите ребенка коротким стихам, пойте песни, просите пересказывать простые истории или описывать картинки.
  • С 4–5 лет: проводите игры на развитие фонематического восприятия (например, находите слова, начинающиеся на определенный звук).

Такая работа помогает ребенку освоить правильное произношение и развить богатую, выразительную речь.

Советы по общению с ребенком

Общение с ребенком играет важную роль в профилактике дислалии. Родители могут использовать следующие рекомендации:

  • Говорите четко и правильно: избегайте искажений и упрощений в речи, так как ребенок копирует вашу манеру говорить.
  • Избегайте чрезмерной опеки: давайте ребенку возможность самостоятельно выражать свои мысли, даже если его речь пока не идеальна.
  • Используйте простой и доступный язык: адаптируйте свою речь к возрасту ребенка, объясняя значения новых слов.
  • Чаще читайте вместе: книги развивают не только словарный запас, но и артикуляцию, если ребенок повторяет за вами слова и фразы.
  • Стимулируйте активное участие в беседах: задавайте ребенку вопросы, просите его описывать свои действия или впечатления.
  • Поддерживайте позитивный настрой: не критикуйте ребенка за ошибки, а мягко исправляйте их и поощряйте за правильное произношение.

Создание благоприятной речевой среды в семье способствует полноценному развитию речи и снижает риск возникновения дислалии.

Не нашли ответ?

Задайте вопрос нашим врачам
и получите подробную консультацию.

Получите экспертное мнение врача

Понравилась статья - поделитесь с друзьями

Читайте также

Вопросы врачам


Поможет ли радиотерапия при метастазах?

Здравствуйте. У моего родственника обнаружили метастазы. Врач...

Какие риски при проведении ринопластики?

Здравствуйте. Я хочу сделать ринопластику для исправления...

Почему не проходит отдышка после перенесённой пневмонии?

Здравствуйте. Я переболел пневмонией, но отдышка осталась, хотя...

Медицинские калькуляторы


Калькулятор беременности

Рассчитайте срок беременности и предполагаемую дату родов. Введите дату последнуй менструации и параметры цикла, чтобы узнать срок беременности и предполагаемую дату родов.

Врачи специалисты


Московский государственный медико-стоматологический университет Евдокимова

Стаж работы: 15 л.

Красноярский государственный медицинский университет

Стаж работы: 8 л.

Хнму БелГу

Стаж работы: 10 л.

Медицинские шкалы


Оценка риска инсульта по шкале CHA₂DS₂-VASc

Оцените риск инсульта по шкале CHA₂DS₂-VASc, вводя данные о возрасте, наличии хронических заболеваний и других факторах. Узнайте, насколько высок риск инсульта и какие профилактические меры могут быть необходимы.